Ryazan', Russian Federation
The article provides some practical experience of running English language contests for the students of humanities. The author analyses the tasks, requirements for building up sets of tasks and special attention is paid to the role of this type of out-of-class activity in the formation of professional communicative competence of the students.
teaching and learning a foreign language, motivation, English language contest, professional communicative competence, students of humanities.
Расширение научно-технического, культурного, образовательного пространства, уровень развития рыночных отношений в современном мире приводят к тому, что свободное владение иностранным языком воспринимается не только как личностно значимое достижение, но и как неотъемлемый аспект высокой конкурентоспособности специалиста в любой сфере профессиональной деятельности. Знание иностранного языка не ограничивается рамками межкультурного общения, познания другой национальной культуры, развития собственных интеллектуальных способностей. На сегодняшний день это еще и непременное условие успешной профессиональной деятельности. Говоря о профессиональной подготовке специалистов гуманитарной сферы, О.Я. Гойхман справедливо подчеркивает, что ее неотъемлемой составляющей должна стать культура речи, т.е. владение всеми видами речевой деятельности, навыками речевого тестирования, умение квалифицированно вести беседу (именно вести, а не только участвовать в ней) [1, с. 10]. Данный тезис в равной степени актуален и для родного и для иностранного языка.
Следовательно, умение применять иностранный язык для решения профессиональных вопросов, способность выполнять переводы профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный, умение устанавливать профессиональные контакты и развивать эффективное профессиональное общение на иностранном языке являются ключевыми компонентами профессиональной подготовки специалиста в любой области. В практике преподавания иностранного языка на неязыковых гуманитарных направлениях подготовки обучение, в частности, английскому языку носит коммуникативно ориентированный и профессионально направленный характер, в процессе которого формируется профессионально-коммуникативная компетенция как основной компонент иноязычной профессиональной компетентности выпускников. Как справедливо отмечает С.Н. Озерская, «процесс формирования профессионально-коммуникативной компетенции подразумевает не только усвоение знаний, структурно-компонентного состава изучаемого языка и закономерности формирования новой язы-
ковой системы, но и освоение, и присвоение социальных норм поведения, ценностных ориентиров и способность реализации их в своей будущей профессиональной деятельности» [4]. Несомненно, в процессе обучения иностранному языку студентам передаются знания о культуре изучаемого языка [6]. «Язык является социально значимой формой отражения действительности и средством получения знаний о существующей действительности» [10, с. 122].
1. Goyhman O.Ya. Rechevaya kommunikaciya: uchebnik [Tekst] / O.Ya. Goyhman, O.Ya. Nadeina. — 3-e izd., pererab. i dop. — Ser. «Vysshee obrazovanie». — M.: INFRA-M, 2018. — 286 s.
2. Izarenkov D.I. Bazisnye sostavlyayuschie kommunikativnoy kompetencii i ih formirovanie na prodvinutom etape obucheniya studentov-nefilologov [Tekst] / D.I. Izarenkov // Russkiy yazyk za rubezhom. — 1990. — № 4. — S. 54–60.
3. Liferov A.P. Inoyazychnaya professional'naya kompetentnost' v polikul'turnom obrazovanii: kollektivnaya nauchnaya monografiya [Tekst] / A.P. Liferov [i dr.]. — Ryazan', 2015. — 120 s.
4. Ozerskaya S.N. Professional'no-kommunikativnaya kompetenciya kak osnovnoy komponent yazykovoy podgotovki po inostrannomu yazyku studentov fakul'teta gostinichnogo biznesa i turizma [Tekst] / S.N. Ozerskaya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. — 2009. — № 9. — URL: https://lib. herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/116/ozerskaya_116_202_205.pdf (data obrascheniya: 10.08.2018).
5. Ter-Minasova S.G. Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikaciya [Tekst] / S.G. Ter-Minasova. — M.: Slovo, 2000. — S. 26–28.
6. Ilyushina A.V., Prishvina V.V., Shevchenko B.A., Kostikova L.P., Belogurov A.Yu. (2018). Cultural Values of University Students: Self-Assessment and Peer-Assessment. Proceedings of the 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 232. R. 579–583. DOI: 10.2991/icadce-18.2018.122.
7. Hadfield Jill. Intermediate Communication Games. Pearson Education Limited, Longman, 1990. 128p.
8. Kostikova L.P., Prishvina V.V., Ilyushina A.V., Fedotova O.S., Belogurov A.Yu. (2018). Culture in Teaching English as a Foreign Language. Proceedings of the 2018 International Conference on Culture, Education and Financial Development of Modern Society (ICCESE 2018). p. 13–17. DOI: 10.2991/ iccese-18.2018.4.
9. Liferov A., Kostikova L. Russian Higher Education Meeting Challenges of 21st Century Labour Market // International Journal for 21st Century Education. Special Issue: Challenges of 21st Century Education in Europe. December 2017. P. 51–58.
10. Voevoda E.V., Belogurov A.Yu., Kostikova L.P., Romanenko N.M., Silantyeva M.V. (2017). Language Policy in the Russian Empire: Legal and Constitutional Aspect. Journal of Constitutional History, vol. 33, no. 1, pp. 121–130.