РОЛЬ ОЛИМПИАД ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Настоящая статья обобщает опыт проведения олимпиады по английскому языку для студентов неязыковых направлений подготовки. Наряду с типологией заданий, требованиями к ним, автор анализирует роль данного вида внеаудиторной учебной деятельности в формировании иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов неязыковых гуманитарных направлений подготовки.

Ключевые слова:
изучение иностранного языка, мотивация, олимпиада по английскому языку, профессионально-коммуникативная компетенция, студенты гуманитарных направлений подготовки.
Текст

Расширение научно-технического, культурного, образовательного пространства, уровень развития рыночных отношений в современном мире приводят к тому, что свободное владение иностранным языком воспринимается не только как личностно значимое достижение, но и как неотъемлемый аспект высокой конкурентоспособности специалиста в любой сфере профессиональной деятельности. Знание иностранного языка не ограничивается рамками межкультурного общения, познания другой национальной культуры, развития собственных интеллектуальных способностей. На сегодняшний день это еще и непременное условие успешной профессиональной деятельности. Говоря о профессиональной подготовке специалистов гуманитарной сферы, О.Я. Гойхман справедливо подчеркивает, что ее неотъемлемой составляющей должна стать культура речи, т.е. владение всеми видами речевой деятельности, навыками речевого тестирования, умение квалифицированно вести беседу (именно вести, а не только участвовать в ней) [1, с. 10]. Данный тезис в равной степени актуален и для родного и для иностранного языка.
Следовательно, умение применять иностранный язык для решения профессиональных вопросов, способность выполнять переводы профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный, умение устанавливать профессиональные контакты и развивать эффективное профессиональное общение на иностранном языке являются ключевыми компонентами профессиональной подготовки специалиста в любой области. В практике преподавания иностранного языка на неязыковых гуманитарных направлениях подготовки обучение, в частности, английскому языку носит коммуникативно ориентированный и профессионально направленный характер, в процессе которого формируется профессионально-коммуникативная компетенция как основной компонент иноязычной профессиональной компетентности выпускников. Как справедливо отмечает С.Н. Озерская, «процесс формирования профессионально-коммуникативной компетенции подразумевает не только усвоение знаний, структурно-компонентного состава изучаемого языка и закономерности формирования новой язы-
ковой системы, но и освоение, и присвоение социальных норм поведения, ценностных ориентиров и способность реализации их в своей будущей профессиональной деятельности» [4]. Несомненно, в процессе обучения иностранному языку студентам передаются знания о культуре изучаемого языка [6]. «Язык является социально значимой формой отражения действительности и средством получения знаний о существующей действительности» [10, с. 122].

Список литературы

1. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник [Текст] / О.Я. Гойхман, О.Я. Надеина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Сер. «Высшее образование». — М.: ИНФРА-М, 2018. — 286 с.

2. Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов [Текст] / Д.И. Изаренков // Русский язык за рубежом. — 1990. — № 4. — С. 54–60.

3. Лиферов А.П. Иноязычная профессиональная компетентность в поликультурном образовании: коллективная научная монография [Текст] / А.П. Лиферов [и др.]. — Рязань, 2015. — 120 с.

4. Озерская С.Н. Профессионально-коммуникативная компетенция как основной компонент языковой подготовки по иностранному языку студентов факультета гостиничного бизнеса и туризма [Текст] / С.Н. Озерская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 9. — URL: https://lib. herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/116/ozerskaya_116_202_205.pdf (дата обращения: 10.08.2018).

5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С.Г. Тер-Минасова. — М.: Слово, 2000. — С. 26–28.

6. Ilyushina A.V., Prishvina V.V., Shevchenko B.A., Kostikova L.P., Belogurov A.Yu. (2018). Cultural Values of University Students: Self-Assessment and Peer-Assessment. Proceedings of the 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 232. Р. 579–583. DOI: 10.2991/icadce-18.2018.122.

7. Hadfield Jill. Intermediate Communication Games. Pearson Education Limited, Longman, 1990. 128p.

8. Kostikova L.P., Prishvina V.V., Ilyushina A.V., Fedotova O.S., Belogurov A.Yu. (2018). Culture in Teaching English as a Foreign Language. Proceedings of the 2018 International Conference on Culture, Education and Financial Development of Modern Society (ICCESE 2018). p. 13–17. DOI: 10.2991/ iccese-18.2018.4.

9. Liferov A., Kostikova L. Russian Higher Education Meeting Challenges of 21st Century Labour Market // International Journal for 21st Century Education. Special Issue: Challenges of 21st Century Education in Europe. December 2017. P. 51–58.

10. Voevoda E.V., Belogurov A.Yu., Kostikova L.P., Romanenko N.M., Silantyeva M.V. (2017). Language Policy in the Russian Empire: Legal and Constitutional Aspect. Journal of Constitutional History, vol. 33, no. 1, pp. 121–130.

Войти или Создать
* Забыли пароль?