Institute of Special Education and Complex Rehabilitation ( soiskatel')
Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article substantiates the expediency of introducing multilevel training for a contingent of children who are not sufficiently prepared for school and demonstrate a reduced or low level of results when writing the final verification work. Particular attention is paid to the approved diagnostic tools in the form of a single set of verification work, which makes it possible to adequately assess the educational potential of younger students, and the conditions for its successful use are indicated. The author presents these studies, confirming the need for differentiation of the educational process, taking into account the real possibilities of schoolchildren, which allows to improve the system of primary school education.
multilevel approach; learning differentiation; criteria for assessing the level of readiness of preschoolers and younger schoolchildren to learn; children “at risk”; a single set of verification work for an elementary school; Moscow Center for Quality Education.
Вначале XXI в. в массовую школу пришли всевозможные оценочные диагностики, которые подчас создают ощущение тревоги и вызывают страх не только у детей, но также у педагогов и родителей. Стоит отметить, что это в значительной степени затрудняет возможность адекватной оценки уровня учебных достижений школьников как самими учащимися, так и педагогами и родителями. В педагогической практике традиционно существовала оценочная система определения уровня знаний и умений учащегося на разных этапах освоения им содержания школьной программы (самостоятельные, проверочные, контрольные работы и т.п.). Не секрет, что для некоторых школьников в силу их индивидуальных особенностей это является камнем преткновения. С другой стороны, оценивание знаний как неотъемлемый компонент организации учебной деятельности в особых условиях до недавних пор воспринималось обществом как нечто само собой разумеющееся. Новые тенденции в образовательной сфере породили изменения в общественном сознании, что повлекло за собой искусственное нагнетание негативного отношения к любой оценочной системе, приходящей в школьную организацию, так сказать, со стороны.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ
В Московском центре качества образования (МЦКО), открывшемся в 2004 г., был создан диагностический инструментарий для различных групп участников, осуществляющих образовательную деятельность. Проведена большая работа по внедрению в образовательный процесс единого инструментария для оценки качества образования учащихся, отвечающего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях образования (в начальной, основной или средней/старшей школе). Объем знаний, осваиваемых школьником при изучении того или иного учебного предмета в рамках Примерной основной образовательной программы, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, един для всех учащихся, поэтому и проверочные работы по итогам каждой ступени обучения должны отвечать требованиям общего стандарта, независимо от того, какие учебно-методические комплексы (УМК) использовались образовательной организацией. На основе анализа результатов, полученных в ходе проведения диагностических работ, делаются выводы, которые дают возможность корректировать процесс обучения с учетом выявленных достижений и затруднений школьников.
1. Bezrukikh M.M. Trudnosti obucheniya v nachal’noy shkole: prichiny, diagnostika, kompleksnaya pomoshch’ [The difficulties of teaching in primary school: causes, diagnosis, comprehensive assistance]. Moscow, EKSMO Publ., 2005. 248 p.
2. Gal’perin P.Ya., Zaporozhets A.V., El’konin D.B. Problemy formirovaniya znaniy i umeniy u shkol’nikov i novye metody obucheniya v shkole [Problems of formation of knowledge and skills of schoolchildren and new methods of teaching in school]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1963, I. 5.
3. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of developmental learning]. Moscow, INTOR Publ., 1996. 541 p.
4. Demeneva N.N. Differentsirovannaya rabota na urokakh matematiki v nachal’noy shkole [Differentiated work on the lessons of mathematics in elementary school]. Nachal’naya shkola [Elementary School]. 2004, I. 2, pp. 55–61.
5. Markitanova R.M. O neobkhodimosti integrirovannogo raznourovnevogo podkhoda k obucheniyu i vospitaniyu detey s problemami v zdorov’e v usloviyakh shkoly nadomnogo obucheniya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Korrektsionno-razvivayushchaya rabota s det’mi v usloviyakh polifunktsional’noy interaktivnoy sredy» [On the need for an integrated multi-level approach to the education and upbringing of children with problems in health in the conditions of the school for homebased education: materials of the International Scientific and Practical Conference “Correctional and developmental work with children in a multifunctional interactive environment”]. Moscow, MGPU Publ., 2008, pp. 68–69.
6. Markitanova R.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v usloviyakh shkoly nadomnogo obucheniya: materialy VI Mezhdunarodnoy rossiysko-tayvanskoy nauchnoy konferentsii «Innovatsionnye protsessy v professional’nom obrazovanii» [Quality management of education in the conditions of homeschooling school: Proceedings of the VI International Russian-Taiwanese scientific conference “Innovative processes in vocational education”]. Moscow, MAGMU Publ., 2010, pp. 30–33.
7. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 1998. 256 p.
8. Unt I.E. Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya [Individualization and differentiation of learning]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 192 p.
9. Yakovleva E.V. Organizatsiya differentsirovannogo podkhoda v protsesse usvoeniya znaniy mladshimi shkol’nikami [The organization of a differentiated approach in the process of mastering knowledge by younger schoolchildren]. Nachal’naya shkola [Elementary School]. 2004, I. 5, pp. 69–74.
10. Yamburg E.A. Shkola dlya vsekh: adaptivnaya model’ (Teoreticheskie osnovy i prakticheskaya realizatsiya) [School for all: an adaptive model (Theoretical foundations and practical implementation)]. Moscow, Novaya shkola Publ., 1997. 352 p.