METHODOLOGY OF STUDYING THE PROBLEM OF UNDERPERFORMANCE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE IN GERMANY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the study of K. Bart’s “Early Diagnostics of Underperformance in Schooling at Preschool and Primary School Age” involving similar works by other German specialists of different profiles, the article analyzes the reasons for academic failure, repetition, learning difficulties and adaptation of children to school in Germany. Special attention is paid to the methodology of studying this phenomenon and approaches to its elimination. The urgency of the problem of failure of schoolchildren is accentuated not only in relation to the educational system in Germany, but also in other countries, including Russia. The comments of experts in the field of international comparative studies of student performance are given.

Keywords:
children of preschool and primary school age; development; age features; adaptation to school; diagnostics, testing and screening; academic failure; grade repetition; kindergarten; primary school; pedagogical concept.
Text

До сих пор у немецких специалистов нет однозначного ответа на вопрос: целесообразно ли дальнейшее пребывание в дошкольном детском саду детей, которые не прошли тестирование и получили отсрочку поступления в школу сроком на один год (реже – два года), или нужны другие педагогические решения? Проведенные исследования свидетельствуют, что наличие школьного детского сада способствует стремлению избавляться от тех детей, которым будет труднее учиться. Это вызывает сомнения в объективности метода тестирования, возникают вопросы и к тому, насколько оправданно высокое доверие к его результатам проверяющей стороны. Практика показала, что работа со слабоуспевающими или плохо подготовленными (по разным причинам) к школе детьми не является приоритетной ни при подготовке к школе в детском саду, ни в самой начальной школе. Это подтверждают данные, приведенные в исследовании К. Барта. Согласно им, почти каждый пятый школьник (около 20% детей) один раз, как минимум, остается для повторного прохождения программы в одном из четырех классов начальной школы:
•• в первом классе – около 2%;
•• во втором классе – 3,3%;
•• в третьем классе – примерно 5%.

Тот факт, что на последующих ступенях школьного обучения процент второгодников из числа всех учащихся 15-летнего возраста высок (в главной школе – 35%; в реальной школе – 22,9%; в гимназии – 9,6%), не отменяет, по мнению К. Барта, неудовлетворительных результатов учебной деятельности в начальной школе [1, с. 15]. Результаты исследования К. Барта свидетельствуют, что из всех поступающих в школу детей:
•• примерно 65% – уже имеют навыки письма;
•• около 40% – умеют немного читать;
•• 15–20% – испытывают затруднения при овладении чтением и правописанием;
•• 4–6% – сталкиваются с серьезными трудностями [1, с. 15].
Ссылаясь на данные монографии В. Гаддеса «Трудности в учении и функции головного мозга: нейропсихологические наблюдения» [2], в которой обобщаются результаты эпидемиологического исследования, К. Барт констатирует: 10–15% детей в разных странах страдают от трудностей при обучении и нуждаются в лечении.

References

1. Barth K. Lernschwaechen frueh erkennen im Vorschul- und Grundschulalter». Muenchen, Basel. 4. Auflage. 1997. 207 S.

2. Gaddes W. Lernstourungen und Hirnfunktionen. Eine neurophychologische Betrachtung. Heidelberg / New York. 1991.

3. Jansen H. Eignen sich vorschulische oder schulische Erhebungszeitpunkte besser zur Vorhersage von Lese- Rechtschreibschwirichkeiten. Bielefeld. 1994.

4. Kern A. Sitzenbleibend und Schulreife. Herder, Freiburg. 1951.

5. Krapp A., Mangel H. Einschulungsdiagnostik. Belz, Weincheim, 1997.

6. Mader J. Schulkindergarten und Zuruckstellung. Muenchen, 1989.

7. Nickel H. Das Problem der Einschulung aus oekologisch-systematischer Perspektive // Psychologie in Erziehung und Unterricht. 1990. № 3. S. 217–228.

8. Tietze W., Rossbach H.G. DFC Projekt: Integration und Segregation in der Primarstufe. Muenchen, 1993.

Login or Create
* Forgot password?