The paper examines the readiness of MSUTM branch graduates for professional activities. The results of the correspondent diagnostics, carried out among the university students, are presented and analyzed.
psychological readiness, diagnostics, professional activity.
Психологическая готовность к деятельности является обязательным условием не только ее начала, но и эффективного завершения. Проведенный нами анализ содержания понятия «психологическая готовность» позволяет сделать вывод о том, что вся структура психологической готовности к эффективной деятельности может быть представлена четырьмя блоками, в каждом из которых есть стартовая установка к тому или иному виду деятельности и одновременно способность к достижению необходимого позитивного результата.
Изучение психологических механизмов профессионализации, зависимости их действия и результатов от специфики обучения, мотивации, индивидуально-психологических особенностей студентов не только убеждает в необходимости формирования психологической готовности будущего педагога-психолога, но позволяет выделить ее содержание и способы реализации. Психологическая готовность студента выступает как системное средство развития и саморазвития личностного потенциала человека, включая в качестве основных компоненты данной готовности.
Целью нашей работы было изучение психологической готовности студентов-бакалавров к будущей профессиональной деятельности. Составленная нами диагностическая программа включала в себя набор методического материала, позволяющего оценить уровень сформированности психологической готовности студентов филиала нашего вуза к будущей профессиональной деятельности. В качестве основных диагностических средств нами были выбраны следующие методы:
• диагностика мотивационно-целевого компонента:
- методика «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана);
• диагностика регулятивного и рефлексивно-оценочного компонента:
- опросник PEN-101 (Ганс и Сибилла Айзенк),
- исследование самооценки методом Будасси,
- методика «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А.А. Реана; модификация методики В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой);
• диагностика операционального компонента:
- методика семантического дифференциала (Л.Н. Захарова).
1. Berulava M.N., Berulava G.A. Razvitie otechestvennogo obrazovaniya: vybor osnovnogo vektora [Berulava Development of national education: a choice of main vector]. Materialy dokladov nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the scientific-practical conference]. Moscow, Scientific Educational Center of the Russian Academy of Sciences Publ., 2005.
2. Deliya V.P. Innovatsionnoe obrazovanie, formiruyushchee innovatsionnoe myshlenie [Humanitarian analysis of the state and prospects of development of higher education in Russia] Institute for Socio-economic forecasting and modeling Publ., Balashikha, 2005.
3. Sartakova E.M. Sotsial´no-lichnostnye kompetentsii i usloviya ikh razvitiya [Social and personal competences and the conditions of their development]. Zhurnal nauchnykh publikatsiy aspirantov i doktorantov [Journal of scientific publications graduate and doctoral students], Kursk, 2008.