Статья посвящена степени готовности выпускников филиала МГУТУ им. К.Г. Разумовского к будущей профессиональной деятельности. В статье представлен анализ результатов диагностики уровня готовности к будущей профессии студентов вуза.
психологическая готовность, диагностика, профессиональная деятельность.
Психологическая готовность к деятельности является обязательным условием не только ее начала, но и эффективного завершения. Проведенный нами анализ содержания понятия «психологическая готовность» позволяет сделать вывод о том, что вся структура психологической готовности к эффективной деятельности может быть представлена четырьмя блоками, в каждом из которых есть стартовая установка к тому или иному виду деятельности и одновременно способность к достижению необходимого позитивного результата.
Изучение психологических механизмов профессионализации, зависимости их действия и результатов от специфики обучения, мотивации, индивидуально-психологических особенностей студентов не только убеждает в необходимости формирования психологической готовности будущего педагога-психолога, но позволяет выделить ее содержание и способы реализации. Психологическая готовность студента выступает как системное средство развития и саморазвития личностного потенциала человека, включая в качестве основных компоненты данной готовности.
Целью нашей работы было изучение психологической готовности студентов-бакалавров к будущей профессиональной деятельности. Составленная нами диагностическая программа включала в себя набор методического материала, позволяющего оценить уровень сформированности психологической готовности студентов филиала нашего вуза к будущей профессиональной деятельности. В качестве основных диагностических средств нами были выбраны следующие методы:
• диагностика мотивационно-целевого компонента:
- методика «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана);
• диагностика регулятивного и рефлексивно-оценочного компонента:
- опросник PEN-101 (Ганс и Сибилла Айзенк),
- исследование самооценки методом Будасси,
- методика «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А.А. Реана; модификация методики В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой);
• диагностика операционального компонента:
- методика семантического дифференциала (Л.Н. Захарова).
1. Берулава М.Н., Берулава Г.А. Развитие отечественного образования: выбор основного вектора / Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования в России: Материалы докладов научно-практической конференции. М.: НЦО РАО, 2005.
2. Делия В.П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление / Ин-т соц.-экон. прогнозирования и моделирования. Балашиха, 2005.
3. Сартакова Е.М. Социально-личностные компетенции и условия их развития // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Курск, 2008.