Survey results of influence of CAD-systems composite use and training information representation graphics (TIRG) with application of media technologies on formation of general professional graphic competence in basic graphic preparation of students are presented.
graphic means of information presentation, CAD systems, general professional graphic competence.
В период 2005–2009 гг. в Вятско-Полянском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева осуществлялась апробация технологии комплексного применения ГСПИ и CAD-систем в базовой ГГП с целью формирования графической части компетенций проектно-конструкторской деятельности. В эксперименте участвовали примерно равноценные по уровню школьной подготовки группы студентов следующих специальностей:
220201 — Управление и информатика в технических системах;
150202 — Оборудование и технология сварочного производства;
160801 — Ракетостроение.
В ходе педагогического эксперимента оценивалась эффективность технологии комплексного применения ГСПИ и CAD-систем в следующих аспектах:
- Влияние различных форм ГСПИ на усвоение обучающего материала.
- Влияние контролирующего тренинга при самотестировании на уровень и качество усвоения теоретического материала.
- Влияние применения графического тренинга на формирование графической части общепрофессиональных компетенций проектно-конструкторской деятельности в ГГП.
- Оценка уровня сформированности графических компонент компетенций в результате реализации предлагаемой технологии.
Индикаторами оценивания уровня освоения графической компетенции служили:
- самотестирование с применением графических тестов;
- контрольные работы;
- графические работы;
- суммарные результаты экзаменов и дифференцированных зачетов (сведения об успеваемости студентов Вятско-Полянского филиала от 26.05.2009, документ № 205).
В качестве критериев оценки уровня базовой графи ческой подготовки служили критерии балльно-рейтинговой системы (БРС), принятой в КГТУ им. А.Н. Туполева для обязательного порогового минимума усвоения содержания базового графического образования:
86–100 баллов — отличные результаты;
71–85 баллов — хорошие результаты;
51–70 баллов — удовлетворительные результаты.
Студенты специальности 220201 изучали дисциплины графического цикла в течение 1-го и 2-го семестров (на 1-м курсе), специальности 150202 — 1-й, 2-й и 4-й семестры (на 1-м и — с пропуском в 3-м семестре — на 2-м курсе), специальности 160801 — 1-й, 2-й, 3-й, 4-й семестры (на 1-м и 2-м курсах без пропусков).
Мониторинг проводился поэтапно.
1-й этап (2005/2006 гг.) — традиционное обучение.
2-й этап (2006/2007 гг.) — формирующий этап эксперимента: обучение с использованием ГСПИ на базе РРТ-анимации и техник «гиперметода».
Цель этапа — оценка влияния использования ГСПИ на усвоение теоретического материала и формирование отслеживаемых компонент общепрофессиональных компетенций.
3-й этап (2007/2008 гг.) — промежуточный этап эксперимента. К условиям 2-го этапа добавлено тренинг-тестирование с применением графических тестов по «теоретической» части изучаемого материала учебных модулей «Проекционное черчение» и «Изображения на чертеже».
Цель этапа — отследить влияние применения ГСПИ и тренинг-тестирования на уровень и качество усвоения теоретического материала и формирование отслеживаемых компонент компетенций.
4-ый этап (2008/2009 гг.) — заключительный констатирующий этап эксперимента. К условиям 3-го этапа добавлено обучение с использованием графического тренинга для освоения методов формообразования и инструментальных навыков работы в CAD-системах с применением видеороликов и пакетов графических заданий.