Представлены результаты исследования вли- яния комплексного применения CAD-систем и графических средств представления обучающей информации (ГСПИ) с применением медиа-технологий на формирование общепрофессиональной графической компетенции в базовой графической подготовке студентов.
графические средства представления информации, CAD-системы, общепрофессиональная графическая компетенция.
В период 2005–2009 гг. в Вятско-Полянском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева осуществлялась апробация технологии комплексного применения ГСПИ и CAD-систем в базовой ГГП с целью формирования графической части компетенций проектно-конструкторской деятельности. В эксперименте участвовали примерно равноценные по уровню школьной подготовки группы студентов следующих специальностей:
220201 — Управление и информатика в технических системах;
150202 — Оборудование и технология сварочного производства;
160801 — Ракетостроение.
В ходе педагогического эксперимента оценивалась эффективность технологии комплексного применения ГСПИ и CAD-систем в следующих аспектах:
- Влияние различных форм ГСПИ на усвоение обучающего материала.
- Влияние контролирующего тренинга при самотестировании на уровень и качество усвоения теоретического материала.
- Влияние применения графического тренинга на формирование графической части общепрофессиональных компетенций проектно-конструкторской деятельности в ГГП.
- Оценка уровня сформированности графических компонент компетенций в результате реализации предлагаемой технологии.
Индикаторами оценивания уровня освоения графической компетенции служили:
- самотестирование с применением графических тестов;
- контрольные работы;
- графические работы;
- суммарные результаты экзаменов и дифференцированных зачетов (сведения об успеваемости студентов Вятско-Полянского филиала от 26.05.2009, документ № 205).
В качестве критериев оценки уровня базовой графи ческой подготовки служили критерии балльно-рейтинговой системы (БРС), принятой в КГТУ им. А.Н. Туполева для обязательного порогового минимума усвоения содержания базового графического образования:
86–100 баллов — отличные результаты;
71–85 баллов — хорошие результаты;
51–70 баллов — удовлетворительные результаты.
Студенты специальности 220201 изучали дисциплины графического цикла в течение 1-го и 2-го семестров (на 1-м курсе), специальности 150202 — 1-й, 2-й и 4-й семестры (на 1-м и — с пропуском в 3-м семестре — на 2-м курсе), специальности 160801 — 1-й, 2-й, 3-й, 4-й семестры (на 1-м и 2-м курсах без пропусков).
Мониторинг проводился поэтапно.
1-й этап (2005/2006 гг.) — традиционное обучение.
2-й этап (2006/2007 гг.) — формирующий этап эксперимента: обучение с использованием ГСПИ на базе РРТ-анимации и техник «гиперметода».
Цель этапа — оценка влияния использования ГСПИ на усвоение теоретического материала и формирование отслеживаемых компонент общепрофессиональных компетенций.
3-й этап (2007/2008 гг.) — промежуточный этап эксперимента. К условиям 2-го этапа добавлено тренинг-тестирование с применением графических тестов по «теоретической» части изучаемого материала учебных модулей «Проекционное черчение» и «Изображения на чертеже».
Цель этапа — отследить влияние применения ГСПИ и тренинг-тестирования на уровень и качество усвоения теоретического материала и формирование отслеживаемых компонент компетенций.
4-ый этап (2008/2009 гг.) — заключительный констатирующий этап эксперимента. К условиям 3-го этапа добавлено обучение с использованием графического тренинга для освоения методов формообразования и инструментальных навыков работы в CAD-системах с применением видеороликов и пакетов графических заданий.