Abstract and keywords
Abstract (English):
In an ever-growing competition in the modern market, the requirements for product quality are constantly changing. The quality economics system is a powerful tool for managing the enterprise as a whole, whose performance indicator is a cost management system that allows you to identify and measure the price of mistakes made and to determine priorities in carrying out urgent corrective actions. This paper is devoted to the analysis of long-known cost management systems

Keywords:
Quality, expenses, assessment and analysis.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Серьёзной проблемой современной экономики является низкий уровень качества изготавливаемой продукции. Большинство предприятий, прошедших сертификацию по системе менеджмента качества, относятся к ней, как к формальности. И лишь немногие ставят перед собой задачу внедрять и совершенствовать систему менеджмента качества, используя ее как инструмент для достижения удовлетворённости потребителей и как следствие финансовой стабильности и устойчивого развития предприятия.

Согласно требованиям стандартов ИСО серии 9000, учет и оценка затрат на качество – является одним из основных элементов системы менеджмента качества организации [1]. Затраты на качество представляют собой внутреннюю экономическую основу СМК, которая определяет экономические последствия управленческих решений. Для этого затраты на качество должны быть определены, обработаны и проанализированы. Для того чтобы руководители имели возможность своевременно получать наглядную информацию об уровне затрат на качество, необходима система для их сбора и анализа.

Информация о затратах на качество нужна в основном руководителям для решения таких задач, как: определение конкурентоспособности продукции; расчет размера инвестиций, которые необходимы для повышения качества продукции; нахождение «узких» мест, требующих внимания и совершенствования; оценка эффективности и соответствия работы системы менеджмента качества организации и внесение требующихся изменений; информирование потребителей о затратах на качество для представления им доказательств этого качества [3].

Затраты, связанные с качеством, – разность между фактической себестоимостью продукции и ее реальной стоимостью, которая определяется при условии отсутствия случаев предоставления не соответствующих стандарту услуг или возникновению дефектов, выявляемых в процессе изготовления или после получения продукции потребителем [2].

Основная цель системы учета затрат на качество – поддержка мероприятий по повышению качества продукции, которая направлена на использование всех возможностей компании для сокращения эксплуатационных расходов [3]. Для этого необходимо предпринимать следующие шаги (рис. 1):

Основное требование к определению затрат – наиболее полная интеграция всех видов затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него. Затраты на качество – это затраты, которые предприятию необходимо понести для того, чтобы удовлетворить потребителя продукцией или оказанными услугами [2].

Вопрос по удовлетворению потребителей качественной продукцией очень актуален, поэтому рассмотрим одни из самых известных, давно представленных миру классификаций (систем) затрат на качество по очереди.

1. Самая распространённая и широко используемая во многих странах была предложена в 50-х годах в Америке, ее основателями стали А. Фейгенбаум и Дж. Джуран.

Со временем группа «потери» в классификации – затраты, обусловленные внутренними и внешними отказами продукции, приобрела название PАF-модель (Prеvеntiоn, Аpprаisаl, Fаilurе – Предупреждение – Оценка – Отказы), которую в 1970 г. впервые опубликовало Американское общество качества под названием: «Quilitу соsts – Whаt?» («Расходы по качеству – что и как?»). В 1990 г. этот подход вошел в основу британского стандарта BS 6143.Часть 2: 1990 «Введение в экономику качества – модель затрат, связанных с предупреждением, оценкой и отказами».

2. Еще одну классификацию разработал также американский специалист в области качества – Ф.  Кросби, предложив разделить все затраты на качество на две категории: «затраты на соответствие» и «затраты на несоответствие» [6].

3. Концепция PQC – непосредственное развитие идей Дж. Джурана – А. Фейгенбаума, но в то же время имеет целый ряд своих специфических особенностей:

1) для того, чтобы задача определения и отслеживания затрат на качество воспринималась менеджментом предприятий (в том числе – и непроизводственной сферы) термин «дефект», преимущественно относящийся к производству, заменили на термин «ошибка».

2) Смысл понятия «оптимальные затраты на качество», ориентированного на производственную деятельность, расширили таким образом, чтобы концепция отражала экономические преимущества безошибочности всех направлений деятельности предприятия, а не только связанных с изготовлением продукции. Процесс улучшения качества рассматривается как «непрерывное движение в сторону совершенствования».

3) Принимаются во внимание затраты, которые понес клиент в результате неудовлетворительного (плохого) качества продукции или услуги.

4) Затраты для тестирования оборудования вынесены из статьи «оценка качества» и равномерно распределены по статьям затрат, относящимся ко всем этапам производства продукции или услуги. В концепции PQC все затраты, связанные с неудовлетворительным качеством, делятся на две группы: прямые и непрямые.

4. Японский подход.

Специалисты из Японии, доработав идеи Дж. Джурана – А. Фейгенбаума, предложили в основу классификации затрат на качество положить принцип полезности расходов, поделив их на две группы: расходы на проведение работ по обеспечению качества; убытки, вызванные неудовлетворительной деятельностью в области качества.

Японская модель кардинально отличается от американского подхода, так как в ее основу положена концепция, которая ориентирована не на конечную продукцию, а на деятельность по обеспечению качества данной продукции и оценку результатов.

5. Развитием концепций А. Фейгенбаума, Дж. Джурана, Ф. Кросби также явилось моделирование затрат на качество в рамках концепции ТQМ, в соответствии с которой был предложен принципиально новый подход к оценке затрат на качество. Поскольку сама концепция требует управления процессами, а не только конечными результатами, затраты на качество в данном подходе отражаются как полные затраты на каждый из процессов. Под процессом понимается совокупность последовательных действий (функций, работ), которые преобразуют исходные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, информацию) в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами (стандартами, нормативами). Затраты на процесс группируются по двум категориям: затраты на обеспечение соответствия требованиям и затраты, вызванные несоответствием.

Изучив краткое описание каждой из существующих концепций управления затратами на качество, провели анализ их основных достоинств и недостатков. Результаты анализа и наглядные схемы классификаций представлены в табл. 1.

Как уже говорилось, на практике оценка и анализ расходов на качество представляет собой механизм, облегчающий руководству предприятия, а также специалистам в сфере управления качеством принимать эффективные решения, обоснованные с экономической точки зрения. Современные подходы к определению затрат на качество отражены в положении технического отчета ИСО/ТО 10014 «Руководящие указания по управлению экономикой качества», выпущенного в 2008 г. ИСО/ТО 10014, который, в свою очередь, базируется на модели, предложенной в британском стандарте BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс». В России его аналогом стал ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 «Руководство по управлению экономикой качества», выпущенный в 2005 г.

Оценка эффективности с помощью анализа затрат на качество является одной из возможных составляющих процесса управления в рамках системы менеджмента качества предприятия. Однако в стандартах ISO серии 9000 не существует явного указания на использование тех или иных экономических аспектов, и применять рассмотренные подходы рекомендуется исходя из индивидуальной структуры предприятия, сферы ее деятельности и уровня развития системы менеджмента качества, а также не исключено применение других подходов и их модификаций.

References

1. GOST R ISO 9000-2015 Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar' (s Popravkoy).

2. Turovec O.G., Titova L.A. Issledovanie sistemy obespecheniya kachestva proizvodstvennyh processov na predpriyatii // Organizator proizvodstva. – № 4 (39). – 2008.

3. Adler Yu. Nuzhna li nam sistema «ekonomiki kachestva»? Neuzheli da?/ Yu. Adler, S. Shepetova // Standarty i kachestvo. – 2001. – № 12.

4. GOST R 52380.2-2005 «Rukovodstvo po ekonomike kachestva. Chast' 2: Model' preduprezhdeniya, ocenki i otkazov». M.: Standartinform, 2006.

5. GOST R ISO/TO 10014-2005 Rukovodstvo po upravleniyu ekonomikoy kachestva.

Login or Create
* Forgot password?