студент
В условиях постоянно растущей конкуренции на современном рынке требования к качеству продукции постоянно меняются. Система экономики качества является мощным инструментом управления предприятием в целом, индикатором эффективности которого является система управления затратами, позволяющая выявить и измерить цену допускаемых ошибок и определить приоритеты в проведении насущных корректирующих действий. Данная работа посвящена анализу давно известных систем управления затратами.
качество, затраты, оценка и анализ.
Серьёзной проблемой современной экономики является низкий уровень качества изготавливаемой продукции. Большинство предприятий, прошедших сертификацию по системе менеджмента качества, относятся к ней, как к формальности. И лишь немногие ставят перед собой задачу внедрять и совершенствовать систему менеджмента качества, используя ее как инструмент для достижения удовлетворённости потребителей и как следствие финансовой стабильности и устойчивого развития предприятия.
Согласно требованиям стандартов ИСО серии 9000, учет и оценка затрат на качество – является одним из основных элементов системы менеджмента качества организации [1]. Затраты на качество представляют собой внутреннюю экономическую основу СМК, которая определяет экономические последствия управленческих решений. Для этого затраты на качество должны быть определены, обработаны и проанализированы. Для того чтобы руководители имели возможность своевременно получать наглядную информацию об уровне затрат на качество, необходима система для их сбора и анализа.
Информация о затратах на качество нужна в основном руководителям для решения таких задач, как: определение конкурентоспособности продукции; расчет размера инвестиций, которые необходимы для повышения качества продукции; нахождение «узких» мест, требующих внимания и совершенствования; оценка эффективности и соответствия работы системы менеджмента качества организации и внесение требующихся изменений; информирование потребителей о затратах на качество для представления им доказательств этого качества [3].
Затраты, связанные с качеством, – разность между фактической себестоимостью продукции и ее реальной стоимостью, которая определяется при условии отсутствия случаев предоставления не соответствующих стандарту услуг или возникновению дефектов, выявляемых в процессе изготовления или после получения продукции потребителем [2].
Основная цель системы учета затрат на качество – поддержка мероприятий по повышению качества продукции, которая направлена на использование всех возможностей компании для сокращения эксплуатационных расходов [3]. Для этого необходимо предпринимать следующие шаги (рис. 1):
Основное требование к определению затрат – наиболее полная интеграция всех видов затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него. Затраты на качество – это затраты, которые предприятию необходимо понести для того, чтобы удовлетворить потребителя продукцией или оказанными услугами [2].
Вопрос по удовлетворению потребителей качественной продукцией очень актуален, поэтому рассмотрим одни из самых известных, давно представленных миру классификаций (систем) затрат на качество по очереди.
1. Самая распространённая и широко используемая во многих странах была предложена в 50-х годах в Америке, ее основателями стали А. Фейгенбаум и Дж. Джуран.
Со временем группа «потери» в классификации – затраты, обусловленные внутренними и внешними отказами продукции, приобрела название PАF-модель (Prеvеntiоn, Аpprаisаl, Fаilurе – Предупреждение – Оценка – Отказы), которую в 1970 г. впервые опубликовало Американское общество качества под названием: «Quilitу соsts – Whаt?» («Расходы по качеству – что и как?»). В 1990 г. этот подход вошел в основу британского стандарта BS 6143.Часть 2: 1990 «Введение в экономику качества – модель затрат, связанных с предупреждением, оценкой и отказами».
2. Еще одну классификацию разработал также американский специалист в области качества – Ф. Кросби, предложив разделить все затраты на качество на две категории: «затраты на соответствие» и «затраты на несоответствие» [6].
3. Концепция PQC – непосредственное развитие идей Дж. Джурана – А. Фейгенбаума, но в то же время имеет целый ряд своих специфических особенностей:
1) для того, чтобы задача определения и отслеживания затрат на качество воспринималась менеджментом предприятий (в том числе – и непроизводственной сферы) термин «дефект», преимущественно относящийся к производству, заменили на термин «ошибка».
2) Смысл понятия «оптимальные затраты на качество», ориентированного на производственную деятельность, расширили таким образом, чтобы концепция отражала экономические преимущества безошибочности всех направлений деятельности предприятия, а не только связанных с изготовлением продукции. Процесс улучшения качества рассматривается как «непрерывное движение в сторону совершенствования».
3) Принимаются во внимание затраты, которые понес клиент в результате неудовлетворительного (плохого) качества продукции или услуги.
4) Затраты для тестирования оборудования вынесены из статьи «оценка качества» и равномерно распределены по статьям затрат, относящимся ко всем этапам производства продукции или услуги. В концепции PQC все затраты, связанные с неудовлетворительным качеством, делятся на две группы: прямые и непрямые.
4. Японский подход.
Специалисты из Японии, доработав идеи Дж. Джурана – А. Фейгенбаума, предложили в основу классификации затрат на качество положить принцип полезности расходов, поделив их на две группы: расходы на проведение работ по обеспечению качества; убытки, вызванные неудовлетворительной деятельностью в области качества.
Японская модель кардинально отличается от американского подхода, так как в ее основу положена концепция, которая ориентирована не на конечную продукцию, а на деятельность по обеспечению качества данной продукции и оценку результатов.
5. Развитием концепций А. Фейгенбаума, Дж. Джурана, Ф. Кросби также явилось моделирование затрат на качество в рамках концепции ТQМ, в соответствии с которой был предложен принципиально новый подход к оценке затрат на качество. Поскольку сама концепция требует управления процессами, а не только конечными результатами, затраты на качество в данном подходе отражаются как полные затраты на каждый из процессов. Под процессом понимается совокупность последовательных действий (функций, работ), которые преобразуют исходные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, информацию) в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами (стандартами, нормативами). Затраты на процесс группируются по двум категориям: затраты на обеспечение соответствия требованиям и затраты, вызванные несоответствием.
Изучив краткое описание каждой из существующих концепций управления затратами на качество, провели анализ их основных достоинств и недостатков. Результаты анализа и наглядные схемы классификаций представлены в табл. 1.
Как уже говорилось, на практике оценка и анализ расходов на качество представляет собой механизм, облегчающий руководству предприятия, а также специалистам в сфере управления качеством принимать эффективные решения, обоснованные с экономической точки зрения. Современные подходы к определению затрат на качество отражены в положении технического отчета ИСО/ТО 10014 «Руководящие указания по управлению экономикой качества», выпущенного в 2008 г. ИСО/ТО 10014, который, в свою очередь, базируется на модели, предложенной в британском стандарте BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс». В России его аналогом стал ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 «Руководство по управлению экономикой качества», выпущенный в 2005 г.
Оценка эффективности с помощью анализа затрат на качество является одной из возможных составляющих процесса управления в рамках системы менеджмента качества предприятия. Однако в стандартах ISO серии 9000 не существует явного указания на использование тех или иных экономических аспектов, и применять рассмотренные подходы рекомендуется исходя из индивидуальной структуры предприятия, сферы ее деятельности и уровня развития системы менеджмента качества, а также не исключено применение других подходов и их модификаций.
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (с Поправкой).
2. Туровец О.Г., Титова Л.А. Исследование системы обеспечения качества производственных процессов на предприятии // Организатор производства. – № 4 (39). – 2008.
3. Адлер Ю. Нужна ли нам система «экономики качества»? Неужели да?/ Ю. Адлер, С. Шепетова // Стандарты и качество. – 2001. – № 12.
4. ГОСТ Р 52380.2-2005 «Руководство по экономике качества. Часть 2: Модель предупреждения, оценки и отказов». М.: Стандартинформ, 2006.
5. ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 Руководство по управлению экономикой качества.