The author examines the legal status of the aboriginal people of North America in the USA and Canada as well as the protection of their rights. The article explores the legislation of these countries which provides protection of aboriginal people at the administration of justice.
Aboriginal people, access to justice, restorative justice, North America, truth and reconciliation commissions.
Принцип свободного доступа к правосудию — один из основных принципов процессуальных отраслей права, с одной стороны, и важнейший фактор функционирования правового государства — с другой. Реализация принципа свободного доступа к правосудию имеет основополагающее значение для защиты всех иных прав человека. Значимость его реализации не раз подтверждалась международным сообществом. Так, в ст. 10 Всеобщей декларации прав и свобод человека, принятой резолюцией 217А(III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., закреплены основные элементы права на доступ к правосудию. Дальнейшее развитие рассматриваемый принцип получил в ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. 24 сентября 2012 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях, где в ст. 14 еще раз подчеркивается и гарантируется обеспечение реализации права «на равный доступ к системе правосудия для всех, включая представителей находящихся в уязвимом положении групп». Важным нововведением Декларации является признание неформальных механизмов правосудия в качестве дополнительной гарантии обеспечения права на равный и полный доступ к правосудию применительно к лицам, принадлежащим к «находящимся в уязвимом положении группам» (ст. 15).
Согласно одному из определений, встречающихся в научной литературе, уязвимость означает «состояние, возникающее вследствие негативных ощущений индивидов в связи со сложными взаимодействиями социальных, культурных, экономических, политических и экологических факторов, определяющих контекст, в котором функционируют их общины». К группам, находящимся в уязвимом положении, принято относить, помимо женщин, детей, инвалидов и беднейших слоев населения, коренные народы.
Понятие «коренные народы» является понятием международного права. Под коренным народом обычно понимают определенный этнос, исторически проживавший на данной территории до прибытия народов с иной культурой, языком или этнической принадлежностью. Определение понятия «коренные народы» содержатся и в нормативных правовых актах отдельных государств.
В США для определения представителей коренных народов, как правило, используются два термина: «американский индеец» (American Indian) и «коренной американец» (Native American). К индейской расе в США причисляют также коренных жителей Аляски — алеутов и эскимосов. Официальное название индейской расы — American Indian and Alaska Native. Права индейских племен закреплены в Конституции США, они признаются в договорах, ратифицированных Конгрессом, а также в решениях судов. Все это в совокупности является правовой основой взаимоотношений коренных народов и государства. Федеральное правительство США признает 566 коренных племен.
1. Das J. K. Human Rights and Indigenous Peoples. New Delhi, 2001.
2. Domashnee nasilie po zakonodatel´stvu zarubezhnykh stran: otvetstvennost´ i preventsiya / otv. red. N. A. Golovanova. M., 2011.
3. Nattel M. Neft´, gaz i prava aborigenov v Arktike: opyt severnoy Kanady. URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2008/Natell_%202008_3.pdf.
4. Cherkasov A. I. Sever i severyane: kanadskiy opyt. Rossiyskie issledovaniya o Kanade. Vyp. № 1. 1997.