RESEARCH ON PUBLISHING STRATEGIES FOR THE FORMATION OF A UNIFIED INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY: A REVIEW OF SCIENTIFIC LITERATURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reviewed the scientific theses and monographs on the formation of a unified information educational environment of the university in recent years, considered pedagogical, sociological, technical, library science aspects in scientific works and highlighted promising areas of research. Pedagogical research prevails among scientific works, a little less work in technical sciences, much less in librarianship and sociology. The main conclusions include the need to study publishing strategies, as changing conditions of public life, the development of publishing and electronic library systems require the introduction of special technologies that combine publishing projects in the work of the university library and interaction in the context of the electronic information and educational environment.

Keywords:
modern university library, publishing strategies, electronic educational content, electronic library systems
Text
Publication text (PDF): Read Download

      В настоящее время, в эпоху постиндустриального общества, стремительное развитие информационных технологий меняет конъюнктуру в библиотечном деле, уходят в прошлое традиционные функции библиотеки, в том числе, и вузовской. Современная библиотека вуза представляет собой сложный комплекс служб, выполняющих различные функции и обеспечивающих непрерывный образовательный процесс.

     С 2000-х гг. в истории вузовских библиотек начинается новый виток развития. Традиционные функции библиотек видоизменяются, получают новые формы. Электронный контент массива учебной  и научной литературы и автоматизация управления библиотечной деятельностью приводят к изменению качественных и количественных показателей библиотечной статистики. Разнообразие электронных образовательных ресурсов, включающих подписки на отечественные и зарубежные системы и репозитории, требует тесной взаимосвязи и сотрудничества вузовских библиотек и издательств.

     Существующие при вузах собственные издательские центры не всегда справляются с информатизацией образования. Важно соединять усилия крупных издательских площадок с большим потенциалом и солидным охватом  регионов. Современные издательские стратегии подобных центров позволяют концептуально пересмотреть процесс формирования единой информационной среды вуза. Согласно концепции развития единой информационной образовательной среды (ЕИОС) в Российской Федерации под ЕИОС подразумевается «совокупность информационных и информационно-образовательных решений, способствующих созданию условий успешной реализации целей федеральных и иных государственных образовательных стандартов и федеральных и иных государственных требований к образовательным программам и услугам, обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавания дисциплин и распространения знаний, расширения доступности качественного образования»[24]. Согласно ФЗ-273 и постановлению Правительства РФ «О государственной аккредитации образовательной деятельности» от 18 ноября 2013 г. №1039 каждый учащийся должен быть обеспечен беспрепятственным доступом к электронным образовательным ресурсам и иметь доступ в единую информационную среду вуза, помимо обеспечения доступа к печатным изданиям [44]. Безусловно, библиотеки вузов сделали большой прорыв в предоставлении качественной учебной и научной информации. В единой поисковой строке теперь возможна работа с разнообразным отечественным и зарубежным материалом – от учебной литературы до последних мировых научных публикаций.

     Управление библиотекой приобретает новые формы, теперь основные функции включают в себя не только книгообеспеченность и книговыдачу, но и методическое и научное обеспечение деятельности библиотек.

      И если вопросам создания и совершенствования электронной библиотеки  в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза уделяется достаточно внимания в научных разработках последних лет (по педагогическим наукам, филологическим, социологическим, техническим), то по проблемам формирования издательских стратегий единой информационной образовательной среды вуза подобные исследования отсутствуют.

      Педагогический аспект роли электронной библиотеки в информационно-образовательной среде вуза в отечественной науке освещен в работах Г.В. Абрамяна [1], А.Г. Абросимова [4], А.Я. Айзенберг [3], Л.И. Алешина [4], Д.А. Архипова [6], С.Л. Атанасян [7], Е.А. Беловой [8], Е.И. Бобровой [9], А.Ю. Бородовской [10], И.П. Бургер [11], М.И. Вершинина [12], О.В. Даниловой [15], С.В. Зенкиной [18], О.А. Ильченко [19], А.Х. Исмагиловой [20], Т.А. Калюжной [21], В.В. Королевой [26], Н.А. Коряковцевой [27], А.С. Курылева [28], О.Л. Лаврик [29], Е.В. Лобановой [32], Е.Н. Плахутиной [34], Н.Н. Поярковой [36], С.А. Сергеевой [39], М.В. Синицыной [40], Ю.В. Соколовой [42], А.Ф. Сунгатуллиной [43], Л.И. Халикова [44].

     Основная проблема, поднимаемая в этих исследованиях, – роль библиотеки в информационной среде вуза, ее функции, перспективы, возможности, организация с помощью электронных ресурсов учебно-методических комплексов по направлениям и др. Интересный аспект вышеназванной научной проблемы затрагивает в своей работе А.Ю. Бородовская: влияние дизайна электронных образовательных ресурсов на когнитивное восприятие представленного в них текста в условиях взаимодействия книги и чтения с мультиформатной медиасредой. В своей работе Бородовская приходит к выводу, что на основе информации, получаемой от органов чувств, можно выстроить осмысленные целостные образы и представления, таким образом, определяет роль дизайна при создании электронных образовательных ресурсов. Впервые было рассмотрено влияние принципов дизайна на повышение когнитивных способностей читателей библиотек учебных заведений, и приведены результаты усвоения учебного курса при сочетаниях материалов  разных видовых форм [10].

     Также можно отметить диссертационное исследование Е.А. Беловой по актуальной теме саморазвития обучающихся с помощью электронных образовательных ресурсов. В своей работе автор исследует тему влияния электронных образовательных ресурсов на систему автодидактики личности обучающегося. В первой главе автор дает определение «процессам саморазвития личности» с позиции философии, психологии и педагогики; определяет этапы саморазвития и реализацию приобретенных знаний и компетенций, рассматривает электронные образовательные ресурсы с элементами автодидактики. Во второй главе отображены итоги практического исследования, проводимого в среде обучающихся колледжа г. Тамбова. В ходе многолетних исследований автор проанализировал применение курсов и их влияние на уровни саморазвития личности. К главным выводам работы можно отнести выводы о переходе учащихся с более низких уровней саморазвития к высоким посредством самостоятельно разработанных курсов для обучения [8].

     Среди работ по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (Т.В. Еременко [16], А.И. Земскова [17], Т.А. Калюжной [21], А.В. Михайловой [33], Е.А. Плешкевич [35], Смолиной С.Г. [41]) одной из первых работ, посвященных влиянию «нового информационного времени», можно считать диссертацию Т.В. Еременко «Вузовская библиотека в современной информационно-образовательной среде (опыт сравнительного библиотековедческого исследования), 2004 г.». Впервые в истории библиотековедческих исследований были проведены сравнительные исследования процессов интеграции вузовских библиотек в образовательное пространство учебных заведений России и США. Автор рассматривает вузовские библиотеки двух стран с позиции компаративных взаимосвязей и приходит к выводам о тождественности  их типов, делает прогнозы и выделяет приоритетные направления реализации концепции единой информационной образовательной среды российских вузовских библиотек, которые, как мы видим в настоящее время, нашли свое применение [16].

     За последние два года в обозначенном нами направлении А.В. Михайловой «Интегративная функция библиотеки вуза в информационно-образовательном пространстве» впервые на современном уровне развития информационных технологий рассматривает библиотеку в информационно-образовательном пространстве  высшего учебного заведения целостно, обозначая интегративную функцию библиотеки  [33]. Научная новизна этой работы заключена в исследовании свойств интегративной функции вузовской библиотеки как средства для поддержания единства информационно-образовательного пространства вуза. Автор исследует пространственную интеграцию образовательных ресурсов в вузовской библиотеке с учетом применения новых информационных технологий. Это – основательное исследование, проведенное на базе университетов культуры нашей страны, которое затрагивает взаимодействие библиотеки с разными субъектами и объектами библиотечной среды и определяет влияние новых информационных технологий на образовательную деятельность [33]. Исследователь разграничивает понятия «информационное пространство» и «информационно-образовательное пространство», «определяет роли библиотеки вуза, организующей взаимодействие с субъектами информационно-образовательного пространства, содействующей обеспечению единства «информационно-образовательного пространства, в том числе и посредством повышения доступа к документам информационно-образовательных ресурсов; создании дефиниции интегративной функции библиотеки вуза, выявлении и анализа  формы реализации интегративной функции библиотеки вуза во внешнем информационно-образовательном пространстве: создание институциональных репозиториев с реализацией технологии открытого доступа к данным ресурсам; организации консорциумов и корпораций вузовских библиотек городов, регионов, а также других уровней и ведомств; взаимодействие вузовских библиотек с электронными библиотечными системами; создание и развитие электронных библиотек вузов» [33]. Тем не менее, в процессе осуществления интегративной функции библиотеки вуза автор не касалась взаимосвязи с издательствами в информационно-образовательном пространстве, хотя подобная интеграция издательства и библиотеки вуза, на наш взгляд, продиктована как временем, так и развитием современных информационных технологий. Только слаженная работа издательств и библиотечных центров может помочь эффективно работать в условиях глобальной цифровизации.

     Большой интерес представляет собой работа С.Г. Смолиной «Развитие информационной компетенции обучающихся в условиях вузовской библиотеки», которая посвящена развитию информационной компетенции обучающихся. Автор рассматривает педагогическое обеспечение процесса и влияния  информационной среды на студентов как приоритетное направление деятельности вузовской библиотеки. В диссертации предложена комплексная модель, базирующаяся на компетентном, культурологическом, деятельностном подходах и выделены эффективные методы реализации и внедрения в деятельность вузовских библиотек [41].

     Значительное место в исследованиях вопроса электронных информационно-образовательных систем вуза занимают работы по информационным технологиям, теории вычислительных машин и систем: Р.А. Барышева [46], Г.Г. Геркушенко [14], А.С. Карауша [22], А.С. Колобова [23], Е.В. Линдеман [31], А.А. Леонтьева [30], М.В. Носкова [46], М.М. Манушкина [46],  Г.П. Путилова [37], К.О. Сбойчакова [38] и др.

     В этих работах авторы предлагают: алгоритм и методики автоматизированной смысловой обработки текстов и внедрение их в технологию обработки электронных фондов библиотек (К.О. Сбойчиков) [38]; сокращение временных затрат на подготовку электронных образовательных ресурсов и повышение их качества на основе разработки моделей, алгоритмов, методик и реализации автоматизированной системы подготовки электронных образовательных ресурсов (Г.Г. Геркушенко) [14]; модели повышения эффективности работы корпоративных автоматизированных библиотечных  информационных систем  (АБИС) (А.С. Карауш) [22]; модели и алгоритмы для реализации автоматизированной системы управления информационными ресурсами электронной библиотеки, интегрированной с автоматизированной библиотечно-информационной системой и включающей в себя модули оценки качества образовательных информационных ресурсов (А.А. Леонтьев) [30]; технологию построения распределенного электронного каталога библиотечного консорциума на основе требований, предъявляемым распределенным информационным системам (А.С. Колобов) [23]; технологические вопросы создания единых информационных ресурсов для библиотечных консорциумов (Е.В. Линдеман) [31]; научные основы проектирования и построения информационно-образовательной среды технического вуза (Г.П. Путилов) [37].

     Исследованием, обобщающим отечественный опыт создания электронных библиотек в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза, является работа М.В. Носкова, Р.А. Барышева и М.М. Манушкина «Электронная библиотека в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза» [46]. В работе подробно рассмотрена структура и функции электронной информационно-образовательной среды вуза, выявлено место библиотеки и намечены основные векторы развития библиотеки с учетом современных тенденций и концепции информатизации общества. Впервые была описана модель создания единой межвузовской библиотеки, рассмотрены основные функции и инновационные процессы в библиотеке Сибирского федерального университета.

     В первой главе дается определение информационно-образовательной среды вуза в контексте общей Концепции информатизации образования. Отмечается, что «Информационно-образова­тельная среда – это, с одной стороны, программно-технический комплекс, а с другой – педагогическая система» [46, с. 11]. Во втором параграфе авторы сводят воедино теоретические исследования по структуре информационно-образовательной среды и приходят к выводам о трех ее компонентах, включающих учебный, внеучебный и административно-управленческий уровни.  
     Во второй главе авторы рассматривают электронную библиотеку в контексте информационно-образовательной среды вуза, делают обзор литературы,  посвященной развитию электронных библиотек и определяют следующие перспективны направления развития: «интеграция вузовских библиотек в единую открытую межвузовскую библиотеку, повышение активности библиотеки, формирование библиотечной педагогики, расширение традиционной функции библиотеки до системы управления знаниями, поддержка самостоятельной работы студентов, поддержка научной деятельности студентов и сотрудников (наукометрия)» [46, с. 29–30]. Во втором параграфе особое внимание уделяется феномену open access ресурсов (ресурсам открытого доступа) и их влиянию на развитие связей между держателями контента и библиотеками. Завершающие параграфы второй главы посвящены анализу воспитательных функций библиотек, вопросам самообразования обучающихся.  Авторы  констатируют, «что библиотека как социальный институт берет на себя функции воспитания читателя. Для библиотеки вуза проблема воспитания встает с особой актуаль­ностью, поскольку воспитание студента — одна из задач высшего образования, без решения которой невозможно говорить об эф­фективной деятельности учебного заведения» [46, с. 50]. 
      В третьей главе авторы обращаются к вопросам теоретико-методических подходов к формированию облика библиотеки будущего. «Реализации принципа активности на примере библиотеки Сибирского федерального университета» посвящен целый параграф. Рассмотрены уровни предоставления информации для студентов в зависимости от дисциплин учебного плана посредством автоматизированной системы библиотеки. Большое внимание уделено вопросам создания личного кабинета читателя библиотеки, функциям и возможностям для сбора и хранения статистической информации и мн. др. В завершении рассмотрен «сервис "Книгообеспеченность" как инструмент моделиро­вания учебно-методического обеспечения образовательного про­цесса» [46].

     В контексте исследований социологии современной духовной жизни работа Т.М. Ануриной (2002 г.) рассматривает пути формирования информационной культуры пользователя библиотеки как субъекта социальной жизни [5]. Научная новизна исследования заключается «в определении  методологического  подхода к формированию информационной культуры пользователя библиотеки вуза; изучению понятия информационной культуры личности как элемента социализации и социальной адаптации личности к новым социально-экономическим условиям; раскрытию  механизма формирования информационной культуры студентов в системе деятельности вузовских библиотек,  выделению личностного фактора как основы продвижения инноваций в библиотеке вуза» [5].

 В целом, проведенный анализ диссертационных исследований по проблемам издательских стратегий формирования единой информационно-образовательной среды вуза и по формированию единой информационно-образовательной среды вуза в отечественной науке показал следующее:

  1. меняющиеся условия общественной жизни, развитие издательского дела и электронно-библиотечных систем требуют внедрения особых технологий, соединяющих в себе издательские проекты в работу библиотеки вуза;
  2. среди педагогических, социологических, технических, библиотечных работ преобладают исследования педагогической направленности, немного меньше работ по техническим наукам. Значительно меньше – по библиотечному делу и социологии;
  3. среди масштабных монографических работ можно выделить монографию М.В. Носкова, Р.А. Барышева, М.М. Манушкиной «Электронная библиотека в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза» [46].

 

References

1. Abramyan G.V. Teoreticheskie osnovy professional'nogo stanovleniya pedagoga v informacionnoy srede : avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.08 / In-t obrazovaniya vzroslyh Ros.akad. obrazovaniya. – Sankt-Peterburg, 2001. – 38 s.

2. Abrosimov A.G. Razvitie informacionno-obrazovatel'noy sredy vysshego uchebnogo zavedeniya na osnove informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologiy : avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.02 / In-t obsch.sred. obrazovaniya M-va obrazovaniya RF. – M., 2005. – 44 s.

3. Ayzenberg A.Ya. Vospitatel'naya funkciya biblioteki / A.Ya. Ayzenberg // Bibliotechnoe delo – 2004: vseobschaya dostupnost' informacii: materialy Devyatoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii (Moskva 22–24 aprelya 2004 g.). – M., 2004. – S. 4–7.

4. Aleshin L.I. Obespechenie avtomatizirovannyh bibliotechnyh informacionnyh sistem (ABIS): ucheb.posobie / L.I. Aleshin. – M.: Forum, 2012. – 432 s.

5. Anurina T.M. Deyatel'nost' biblioteki vuza po formirovaniyu informacionnoy kul'tury buduschego specialista: dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk : 22.00.06. – Kursk, 2000. – 169 s.

6. Arhipov D.A. Bibliotechno-funkcional'nyy analiz otechestvennyh avtomatizirovannyh bibliotechno-informacionnyh sistem : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Arhipov Dmitriy Anatol'evich; [Mesto zaschity: Ros.gos. b-ka]. – M., 2008. – 16 s.

7. Atanasyan S.L. Formirovanie informacionnoy obrazovatel'noy sredy pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / S.LAtanasyan. – M., 2009.

8. Belova E.A. Elektronnye obrazovatel'nye resursy s elementami avtodidaktiki kak sredstvo samorazvitiya obuchayuschihsya professional'noy obrazovatel'noy organizacii : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.01 / Belova Elena Aleksandrovna; [Mesto zaschity: Tamb. gos. un-t im. G.R. Derzhavina]. – Tambov, 2017. – 23 s.

9. Bobrova E.I. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v deyatel'nosti biblioteki vuza: avtoreferat dis…. Kandidata pedagogicheskih nauk: 05.25.03/ Bobrova Elena Ivanovna; - Kemerovo, 2007. – 23 s.

10. Borodovskaya A.Yu. Dizayn elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v kontekste kognitivnogo vospriyatiya teksta chitatelyami : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Borodovskaya Anastasiya Yur'evna; [Mesto zaschity: Kazan.gos. un-t kul'tury i iskusstv]. – Kazan', 2016. – 23 s.

11. Burger I.P. Organizacionnaya struktura vuzovskoy biblioteki v usloviyah formirovaniya informacionnogo obschestva: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03. - Novosibirsk, 2001. – 270 s.

12. Vershinin M.I. Teoriya i metodologiya sozdaniya elektronnogo kataloga v biblioteke : avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Vershinin Mihail Iosifovich; [Mesto zaschity: S.-Peterb. gos. un-t kul'tury i iskusstv]. – Sankt-Peterburg, 2008. – 35 s.

13. Veselova M.V. Informacionnaya podderzhka deyatel'nosti strukturnyh podrazdeleniy instituta / M.V. Veselova // Bibliotechnoe delo — XXI vek. – 2006. – № 1. – S. 199–201.

14. Gerkushenko G.G. Avtomatizirovannaya podgotovka elektronnyh obrazovatel'nyh resursov : dissertaciya ... kandidata tehnicheskih nauk : 05.13.10. – Volgograd, 2004. – 190 s.

15. Danilova O.V. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k razrabotke elektronnyh obrazovatel'nyh resursov: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 / Danilova Oksana Vladimirovna; [Mesto zaschity: Chuvash.gos. ped. un-t im. I.Ya. Yakovleva]. – Cheboksary, 2010. – 180 s.

16. Eremenko T.V. Vuzovskaya biblioteka v sovremennoy informacionno-obrazovatel'noy srede :Opyt sravnitel'nogo bibliotekovedcheskogo issledovaniya : dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk : 05.25.03. – Moskva, 2004. – 421 s.

17. Zemskov A.I. Elektronnye biblioteki: uchebnik dlya studentov vuzovkul'tury i iskusstv i dr. vyssh. ucheb.zavedeniy / A.I. Zemskov, Ya.L. Shrayberg. – M.: Libereya, 2003. – 325 s.

18. Zenkina S.V. Pedagogicheskie osnovy orientacii informacionno-kommunikacionnoy sredy na novye obrazovatel'nye rezul'taty : avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.02 / Zenkina Svetlana Viktorovna; [Mesto zaschity: In-t soderzhaniya i metodov obucheniya RAO]. – M., 2007. – 43 s.

19. Il'chenko O.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razrabotki i primeneniya setevyh kursov v uchebnom processe: Na primere podgotovki specialistov s vysshim obrazovaniem: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08. – M., 2002. – 193 s.

20. Ismagilova A.H. Elektronnaya bibliotechnaya sistema kak instrument integracii v edinom informacionnom prostranstve : dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Ismagilova Alsu Halitovna; [Mesto zaschity: Kazan.gos. un-t kul'tury i iskusstv]. – Kazan', 2011. – 212 s.

21. Kalyuzhnaya T.A. Sistema upravleniya polnotekstovymi elektronnymi izdaniyami v nauchnoy biblioteke: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk: 05.25.03 / Gos. publichnaya nauch.-tehn. bib-ka SO RAN. – Novosibirsk, 2004. – 23 s.

22. Karaush A.S. Model' korporativnogo sozdaniya i tirazhirovaniya elektronnyh katalogov bibliotek: dissertaciya ... kandidata tehnicheskih nauk : 05.25.05. - Novosibirsk, 2004. – 156 s.

23. Kolobov O.S. Issledovanie principov organizacii, funkcionirovaniya i razrabotka raspredelennogo elektronnogo kataloga bibliotechnogo konsorciuma : dissertaciya ... kandidata tehnicheskih nauk : 05.25.05 / Kolobov Oleg Sergeevich; [Mesto zaschity: In-t vychisl. tehnologiy SO RAN]. - Novosibirsk, 2007. – 132 s.

24. Koncepciya razvitiya edinoy informacionnoy obrazovatel'noy sredy v Rossiyskoy Federacii

25. Koncepciya informacionno-obrazovatel'noy sredy otkrytogo obrazovaniya Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs] / S.L. Lobachev, A.A. Polyakov, V.I. Soldatkin. — URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=9&action=viewdok&conf=18&sec=8&dok=30

26. Koroleva V.V. Podgotovka rabotnikov municipal'noy sistemy obrazovaniya k deyatel'nosti v usloviyah informacionnoy obrazovatel'noy sredy : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.02 / Koroleva Viktoriya Viktorovna; [Mesto zaschity: In-t soderzhaniya i metodov obucheniya RAO]. – M., 2008. – 20 s.

27. Koryakovceva N.A. Formirovanie informacionnoy kul'tury studentov v biblioteke vysshego uchebnogo zavedeniya: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03. – M., 1999. – 17 s.

28. Kurylev A.S. Proektirovanie informacionno-obrazovatel'noy sredy otkrytogo professional'nogo obrazovaniya: avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.08 / Kurylev Aleksandr Sergeevich; [Mesto zaschity: Balt. gos. akad. rybopromyslovogo flota]. – Kaliningrad, 2008. – 37 s.

29. Lavrik O.L. Akademicheskie biblioteki: sostoyanie i model' razvitiya v sovremennoy informacionnoy srede : avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Ros.gos. b-ka. – Novosibirsk, 2003. – 59 s.

30. Leont'ev A.A. Avtomatizirovannaya sistema upravleniya informacionnymi resursami elektronnoy biblioteki: dissertaciya ... kandidata tehnicheskih nauk : 05.13.01. – M., 2004. – 128 s.

31. Lindeman E.V. Organizacionnye i tehnologicheskie osnovy sozdaniya korporativnyh informacionnyh resursov bibliotechnyh konsorciumov : dissertaciya ... kandidata tehnicheskih nauk : 05.25.05. - Moskva, 2005. - 213 s.

32. Lobanova E.V. Didakticheskoe proektirovanie informacionno-obrazovatel'noy sredy vysshego uchebnogo zavedeniya : avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.08 / Voen. un-t. - Moskva, 2005. – 46 s.

33. Mihaylova A.V. Integrativnaya funkciya biblioteki vuza v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Mihaylova Anna Viktorovna; [Mesto zaschity: Ros.gos. b-ka]. – Chelyabinsk, 2018. – 25 s.

34. Plahutina E.N. Uchebno-metodicheskiy kompleks kak odin iz instrumentov formirovaniya bibliotekoy informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva vuza : dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Plahutina Ekaterina Nikolaevna; [Mesto zaschity: Chelyabinskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv]. – Chelyabinsk, 2012. – 184 s.

35. Pleshkevich E.A. Dokumental'nyy podhod v bibliotekovedenii i bibliografovedenii: etapy formirovaniya i napravleniya razvitiya /E.A. Pleshkevich. – M.: Pashkov dom, 2012. – 307 s.

36. Poyarkova N.N. Podgotovka studentov pedvuza k sovmestnoy deyatel'nosti po sozdaniyu elektronnyh obrazovatel'nyh resursov: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.08 / Bashkir.gos. ped. un-t. – Ufa, 2006. – 22 s.

37. Putilov G.P. Nauchnye osnovy proektirovaniya i postroeniya informacionno-obrazovatel'noy sredy tehnicheskogo vuza : dissertaciya ... doktora tehnicheskih nauk : 05.13.12. – M., 2000. – 247 s.

38. Sboychakov K.O. Avtomatizirovannaya sistema smyslovoy obrabotki tekstov pri sozdanii elektronnyh fondov biblioteki: dissertaciya ... kandidata tehnicheskih nauk : 05.25.05. – M., 2003. – 169 s.

39. Sergeeva S.A. Biblioteka v informacionno-obrazovatel'noy srede vuza: sovremennoe sostoyanie i perspektivy : na materiale tehnicheskih universitetov : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Sergeeva Svetlana Aleksandrovna; [Mesto zaschity: Mosk. gos. un-t kul'tury i iskusstv]. – M., 2008. – 23 s.

40. Sinicyna M.V. Metodika ispol'zovaniya elektronnoy biblioteki v processe professional'noy podgotovki studentov : dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.08. – M., 2005. – 150 s.

41. Smolina S.G. Razvitie informacionnoy kompetencii obuchayuschihsya v usloviyah vuzovskoy biblioteki : dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Smolina Svetlana Gennad'evna; [Mesto zaschity: Chelyab. gos. in-t iskusstva i kul'tury]. – Chelyabinsk, 2016. – 184 s.

42. Sokolova Yu.V. Vuzovskaya biblioteka kak centr podderzhki elektronnogo obucheniya : dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / Sokolova Yuliya Vladimirovna; [Mesto zaschity: Mosk. gos. un-t kul'tury i iskusstv]. – M., 2007. – 170 s.

43. Sungatullina A.F. Informacionnye resursy biblioteki vuza kak ob'ekt upravleniya : dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03. – Kazan', 2006. – 195 s.

44. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii" ot 29.12.2012 N 273-FZ

45. Halikov L.I. Elektronnye kollekcii uchebno-metodicheskih materialov kak sostavlyayuschaya informacionno-obrazovatel'noy sredy vuza : dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 05.25.03 / HalikovLenarIl'darovich; [Mesto zaschity: Kazan.gos. un-t kul'tury i iskusstv]. – Kazan', 2013. – 133 s.

46. Elektronnaya biblioteka v kontekste elektronnoy informacionno-obrazovatel'noy sredy vuza : monografiya / M.V. Noskov, R.A. Baryshev, M.M. Manushkina. — M. : INFRA-M, 2019. — 106 s. — (Nauchnaya mysl'). — www.dx.doi.org/10.12737/24242. - Rezhim dostupa: https://new.znanium.com/catalog/document?id=340169

Login or Create
* Forgot password?