Россия
В статье проведен обзор научных диссертаций и монографий по теме формирования единой информационной образовательной среды вуза за последние годы, рассмотрены педагогические, социологические, технические, библиотековедческие аспекты в научных работах и выделены перспективные направления исследований. Среди научных работ преобладают исследования педагогической направленности, немного меньше работ по техническим наукам, значительно меньше – по библиотечному делу и социологии. К основным выводам можно отнести необходимость исследования издательских стратегий, так как меняющиеся условия общественной жизни, развитие издательского дела и электронно-библиотечных систем требуют внедрения особых технологий, соединяющих в себе издательские проекты в работу библиотеки вуза и взаимодействия в контексте электронной информационно-образовательной среды.
современная библиотека вуза, издательские стратегии, электронный образовательный контент, электронно-библиотечные системы
В настоящее время, в эпоху постиндустриального общества, стремительное развитие информационных технологий меняет конъюнктуру в библиотечном деле, уходят в прошлое традиционные функции библиотеки, в том числе, и вузовской. Современная библиотека вуза представляет собой сложный комплекс служб, выполняющих различные функции и обеспечивающих непрерывный образовательный процесс.
С 2000-х гг. в истории вузовских библиотек начинается новый виток развития. Традиционные функции библиотек видоизменяются, получают новые формы. Электронный контент массива учебной и научной литературы и автоматизация управления библиотечной деятельностью приводят к изменению качественных и количественных показателей библиотечной статистики. Разнообразие электронных образовательных ресурсов, включающих подписки на отечественные и зарубежные системы и репозитории, требует тесной взаимосвязи и сотрудничества вузовских библиотек и издательств.
Существующие при вузах собственные издательские центры не всегда справляются с информатизацией образования. Важно соединять усилия крупных издательских площадок с большим потенциалом и солидным охватом регионов. Современные издательские стратегии подобных центров позволяют концептуально пересмотреть процесс формирования единой информационной среды вуза. Согласно концепции развития единой информационной образовательной среды (ЕИОС) в Российской Федерации под ЕИОС подразумевается «совокупность информационных и информационно-образовательных решений, способствующих созданию условий успешной реализации целей федеральных и иных государственных образовательных стандартов и федеральных и иных государственных требований к образовательным программам и услугам, обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавания дисциплин и распространения знаний, расширения доступности качественного образования»[24]. Согласно ФЗ-273 и постановлению Правительства РФ «О государственной аккредитации образовательной деятельности» от 18 ноября 2013 г. №1039 каждый учащийся должен быть обеспечен беспрепятственным доступом к электронным образовательным ресурсам и иметь доступ в единую информационную среду вуза, помимо обеспечения доступа к печатным изданиям [44]. Безусловно, библиотеки вузов сделали большой прорыв в предоставлении качественной учебной и научной информации. В единой поисковой строке теперь возможна работа с разнообразным отечественным и зарубежным материалом – от учебной литературы до последних мировых научных публикаций.
Управление библиотекой приобретает новые формы, теперь основные функции включают в себя не только книгообеспеченность и книговыдачу, но и методическое и научное обеспечение деятельности библиотек.
И если вопросам создания и совершенствования электронной библиотеки в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза уделяется достаточно внимания в научных разработках последних лет (по педагогическим наукам, филологическим, социологическим, техническим), то по проблемам формирования издательских стратегий единой информационной образовательной среды вуза подобные исследования отсутствуют.
Педагогический аспект роли электронной библиотеки в информационно-образовательной среде вуза в отечественной науке освещен в работах Г.В. Абрамяна [1], А.Г. Абросимова [4], А.Я. Айзенберг [3], Л.И. Алешина [4], Д.А. Архипова [6], С.Л. Атанасян [7], Е.А. Беловой [8], Е.И. Бобровой [9], А.Ю. Бородовской [10], И.П. Бургер [11], М.И. Вершинина [12], О.В. Даниловой [15], С.В. Зенкиной [18], О.А. Ильченко [19], А.Х. Исмагиловой [20], Т.А. Калюжной [21], В.В. Королевой [26], Н.А. Коряковцевой [27], А.С. Курылева [28], О.Л. Лаврик [29], Е.В. Лобановой [32], Е.Н. Плахутиной [34], Н.Н. Поярковой [36], С.А. Сергеевой [39], М.В. Синицыной [40], Ю.В. Соколовой [42], А.Ф. Сунгатуллиной [43], Л.И. Халикова [44].
Основная проблема, поднимаемая в этих исследованиях, – роль библиотеки в информационной среде вуза, ее функции, перспективы, возможности, организация с помощью электронных ресурсов учебно-методических комплексов по направлениям и др. Интересный аспект вышеназванной научной проблемы затрагивает в своей работе А.Ю. Бородовская: влияние дизайна электронных образовательных ресурсов на когнитивное восприятие представленного в них текста в условиях взаимодействия книги и чтения с мультиформатной медиасредой. В своей работе Бородовская приходит к выводу, что на основе информации, получаемой от органов чувств, можно выстроить осмысленные целостные образы и представления, таким образом, определяет роль дизайна при создании электронных образовательных ресурсов. Впервые было рассмотрено влияние принципов дизайна на повышение когнитивных способностей читателей библиотек учебных заведений, и приведены результаты усвоения учебного курса при сочетаниях материалов разных видовых форм [10].
Также можно отметить диссертационное исследование Е.А. Беловой по актуальной теме саморазвития обучающихся с помощью электронных образовательных ресурсов. В своей работе автор исследует тему влияния электронных образовательных ресурсов на систему автодидактики личности обучающегося. В первой главе автор дает определение «процессам саморазвития личности» с позиции философии, психологии и педагогики; определяет этапы саморазвития и реализацию приобретенных знаний и компетенций, рассматривает электронные образовательные ресурсы с элементами автодидактики. Во второй главе отображены итоги практического исследования, проводимого в среде обучающихся колледжа г. Тамбова. В ходе многолетних исследований автор проанализировал применение курсов и их влияние на уровни саморазвития личности. К главным выводам работы можно отнести выводы о переходе учащихся с более низких уровней саморазвития к высоким посредством самостоятельно разработанных курсов для обучения [8].
Среди работ по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (Т.В. Еременко [16], А.И. Земскова [17], Т.А. Калюжной [21], А.В. Михайловой [33], Е.А. Плешкевич [35], Смолиной С.Г. [41]) одной из первых работ, посвященных влиянию «нового информационного времени», можно считать диссертацию Т.В. Еременко «Вузовская библиотека в современной информационно-образовательной среде (опыт сравнительного библиотековедческого исследования), 2004 г.». Впервые в истории библиотековедческих исследований были проведены сравнительные исследования процессов интеграции вузовских библиотек в образовательное пространство учебных заведений России и США. Автор рассматривает вузовские библиотеки двух стран с позиции компаративных взаимосвязей и приходит к выводам о тождественности их типов, делает прогнозы и выделяет приоритетные направления реализации концепции единой информационной образовательной среды российских вузовских библиотек, которые, как мы видим в настоящее время, нашли свое применение [16].
За последние два года в обозначенном нами направлении А.В. Михайловой «Интегративная функция библиотеки вуза в информационно-образовательном пространстве» впервые на современном уровне развития информационных технологий рассматривает библиотеку в информационно-образовательном пространстве высшего учебного заведения целостно, обозначая интегративную функцию библиотеки [33]. Научная новизна этой работы заключена в исследовании свойств интегративной функции вузовской библиотеки как средства для поддержания единства информационно-образовательного пространства вуза. Автор исследует пространственную интеграцию образовательных ресурсов в вузовской библиотеке с учетом применения новых информационных технологий. Это – основательное исследование, проведенное на базе университетов культуры нашей страны, которое затрагивает взаимодействие библиотеки с разными субъектами и объектами библиотечной среды и определяет влияние новых информационных технологий на образовательную деятельность [33]. Исследователь разграничивает понятия «информационное пространство» и «информационно-образовательное пространство», «определяет роли библиотеки вуза, организующей взаимодействие с субъектами информационно-образовательного пространства, содействующей обеспечению единства «информационно-образовательного пространства, в том числе и посредством повышения доступа к документам информационно-образовательных ресурсов; создании дефиниции интегративной функции библиотеки вуза, выявлении и анализа формы реализации интегративной функции библиотеки вуза во внешнем информационно-образовательном пространстве: создание институциональных репозиториев с реализацией технологии открытого доступа к данным ресурсам; организации консорциумов и корпораций вузовских библиотек городов, регионов, а также других уровней и ведомств; взаимодействие вузовских библиотек с электронными библиотечными системами; создание и развитие электронных библиотек вузов» [33]. Тем не менее, в процессе осуществления интегративной функции библиотеки вуза автор не касалась взаимосвязи с издательствами в информационно-образовательном пространстве, хотя подобная интеграция издательства и библиотеки вуза, на наш взгляд, продиктована как временем, так и развитием современных информационных технологий. Только слаженная работа издательств и библиотечных центров может помочь эффективно работать в условиях глобальной цифровизации.
Большой интерес представляет собой работа С.Г. Смолиной «Развитие информационной компетенции обучающихся в условиях вузовской библиотеки», которая посвящена развитию информационной компетенции обучающихся. Автор рассматривает педагогическое обеспечение процесса и влияния информационной среды на студентов как приоритетное направление деятельности вузовской библиотеки. В диссертации предложена комплексная модель, базирующаяся на компетентном, культурологическом, деятельностном подходах и выделены эффективные методы реализации и внедрения в деятельность вузовских библиотек [41].
Значительное место в исследованиях вопроса электронных информационно-образовательных систем вуза занимают работы по информационным технологиям, теории вычислительных машин и систем: Р.А. Барышева [46], Г.Г. Геркушенко [14], А.С. Карауша [22], А.С. Колобова [23], Е.В. Линдеман [31], А.А. Леонтьева [30], М.В. Носкова [46], М.М. Манушкина [46], Г.П. Путилова [37], К.О. Сбойчакова [38] и др.
В этих работах авторы предлагают: алгоритм и методики автоматизированной смысловой обработки текстов и внедрение их в технологию обработки электронных фондов библиотек (К.О. Сбойчиков) [38]; сокращение временных затрат на подготовку электронных образовательных ресурсов и повышение их качества на основе разработки моделей, алгоритмов, методик и реализации автоматизированной системы подготовки электронных образовательных ресурсов (Г.Г. Геркушенко) [14]; модели повышения эффективности работы корпоративных автоматизированных библиотечных информационных систем (АБИС) (А.С. Карауш) [22]; модели и алгоритмы для реализации автоматизированной системы управления информационными ресурсами электронной библиотеки, интегрированной с автоматизированной библиотечно-информационной системой и включающей в себя модули оценки качества образовательных информационных ресурсов (А.А. Леонтьев) [30]; технологию построения распределенного электронного каталога библиотечного консорциума на основе требований, предъявляемым распределенным информационным системам (А.С. Колобов) [23]; технологические вопросы создания единых информационных ресурсов для библиотечных консорциумов (Е.В. Линдеман) [31]; научные основы проектирования и построения информационно-образовательной среды технического вуза (Г.П. Путилов) [37].
Исследованием, обобщающим отечественный опыт создания электронных библиотек в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза, является работа М.В. Носкова, Р.А. Барышева и М.М. Манушкина «Электронная библиотека в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза» [46]. В работе подробно рассмотрена структура и функции электронной информационно-образовательной среды вуза, выявлено место библиотеки и намечены основные векторы развития библиотеки с учетом современных тенденций и концепции информатизации общества. Впервые была описана модель создания единой межвузовской библиотеки, рассмотрены основные функции и инновационные процессы в библиотеке Сибирского федерального университета.
В первой главе дается определение информационно-образовательной среды вуза в контексте общей Концепции информатизации образования. Отмечается, что «Информационно-образовательная среда – это, с одной стороны, программно-технический комплекс, а с другой – педагогическая система» [46, с. 11]. Во втором параграфе авторы сводят воедино теоретические исследования по структуре информационно-образовательной среды и приходят к выводам о трех ее компонентах, включающих учебный, внеучебный и административно-управленческий уровни.
Во второй главе авторы рассматривают электронную библиотеку в контексте информационно-образовательной среды вуза, делают обзор литературы, посвященной развитию электронных библиотек и определяют следующие перспективны направления развития: «интеграция вузовских библиотек в единую открытую межвузовскую библиотеку, повышение активности библиотеки, формирование библиотечной педагогики, расширение традиционной функции библиотеки до системы управления знаниями, поддержка самостоятельной работы студентов, поддержка научной деятельности студентов и сотрудников (наукометрия)» [46, с. 29–30]. Во втором параграфе особое внимание уделяется феномену open access ресурсов (ресурсам открытого доступа) и их влиянию на развитие связей между держателями контента и библиотеками. Завершающие параграфы второй главы посвящены анализу воспитательных функций библиотек, вопросам самообразования обучающихся. Авторы констатируют, «что библиотека как социальный институт берет на себя функции воспитания читателя. Для библиотеки вуза проблема воспитания встает с особой актуальностью, поскольку воспитание студента — одна из задач высшего образования, без решения которой невозможно говорить об эффективной деятельности учебного заведения» [46, с. 50].
В третьей главе авторы обращаются к вопросам теоретико-методических подходов к формированию облика библиотеки будущего. «Реализации принципа активности на примере библиотеки Сибирского федерального университета» посвящен целый параграф. Рассмотрены уровни предоставления информации для студентов в зависимости от дисциплин учебного плана посредством автоматизированной системы библиотеки. Большое внимание уделено вопросам создания личного кабинета читателя библиотеки, функциям и возможностям для сбора и хранения статистической информации и мн. др. В завершении рассмотрен «сервис "Книгообеспеченность" как инструмент моделирования учебно-методического обеспечения образовательного процесса» [46].
В контексте исследований социологии современной духовной жизни работа Т.М. Ануриной (2002 г.) рассматривает пути формирования информационной культуры пользователя библиотеки как субъекта социальной жизни [5]. Научная новизна исследования заключается «в определении методологического подхода к формированию информационной культуры пользователя библиотеки вуза; изучению понятия информационной культуры личности как элемента социализации и социальной адаптации личности к новым социально-экономическим условиям; раскрытию механизма формирования информационной культуры студентов в системе деятельности вузовских библиотек, выделению личностного фактора как основы продвижения инноваций в библиотеке вуза» [5].
В целом, проведенный анализ диссертационных исследований по проблемам издательских стратегий формирования единой информационно-образовательной среды вуза и по формированию единой информационно-образовательной среды вуза в отечественной науке показал следующее:
- меняющиеся условия общественной жизни, развитие издательского дела и электронно-библиотечных систем требуют внедрения особых технологий, соединяющих в себе издательские проекты в работу библиотеки вуза;
- среди педагогических, социологических, технических, библиотечных работ преобладают исследования педагогической направленности, немного меньше работ по техническим наукам. Значительно меньше – по библиотечному делу и социологии;
- среди масштабных монографических работ можно выделить монографию М.В. Носкова, Р.А. Барышева, М.М. Манушкиной «Электронная библиотека в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза» [46].
1. Абрамян Г.В. Теоретические основы профессионального становления педагога в информационной среде : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Ин-т образования взрослых Рос.акад. образования. – Санкт-Петербург, 2001. – 38 с.
2. Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Ин-т общ.сред. образования М-ва образования РФ. – М., 2005. – 44 с.
3. Айзенберг А.Я. Воспитательная функция библиотеки / А.Я. Айзенберг // Библиотечное дело – 2004: всеобщая доступность информации: материалы Девятой международной научной конференции (Москва 22–24 апреля 2004 г.). – М., 2004. – С. 4–7.
4. Алешин Л.И. Обеспечение автоматизированных библиотечных информационных систем (АБИС): учеб.пособие / Л.И. Алешин. – М.: Форум, 2012. – 432 с.
5. Анурина Т.М. Деятельность библиотеки вуза по формированию информационной культуры будущего специалиста: диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06. – Курск, 2000. – 169 с.
6. Архипов Д.А. Библиотечно-функциональный анализ отечественных автоматизированных библиотечно-информационных систем : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Архипов Дмитрий Анатольевич; [Место защиты: Рос.гос. б-ка]. – М., 2008. – 16 с.
7. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.ЛАтанасян. – М., 2009.
8. Белова Е.А. Электронные образовательные ресурсы с элементами автодидактики как средство саморазвития обучающихся профессиональной образовательной организации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Белова Елена Александровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. – Тамбов, 2017. – 23 с.
9. Боброва Е.И. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза: автореферат дис…. Кандидата педагогических наук: 05.25.03/ Боброва Елена Ивановна; - Кемерово, 2007. – 23 с.
10. Бородовская А.Ю. Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия текста читателями : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Бородовская Анастасия Юрьевна; [Место защиты: Казан.гос. ун-т культуры и искусств]. – Казань, 2016. – 23 с.
11. Бургер И.П. Организационная структура вузовской библиотеки в условиях формирования информационного общества: диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03. - Новосибирск, 2001. – 270 с.
12. Вершинин М.И. Теория и методология создания электронного каталога в библиотеке : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 05.25.03 / Вершинин Михаил Иосифович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. – Санкт-Петербург, 2008. – 35 с.
13. Веселова М.В. Информационная поддержка деятельности структурных подразделений института / М.В. Веселова // Библиотечное дело — XXI век. – 2006. – № 1. – С. 199–201.
14. Геркушенко Г.Г. Автоматизированная подготовка электронных образовательных ресурсов : диссертация ... кандидата технических наук : 05.13.10. – Волгоград, 2004. – 190 с.
15. Данилова О.В. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Данилова Оксана Владимировна; [Место защиты: Чуваш.гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. – Чебоксары, 2010. – 180 с.
16. Еременко Т.В. Вузовская библиотека в современной информационно-образовательной среде :Опыт сравнительного библиотековедческого исследования : диссертация ... доктора педагогических наук : 05.25.03. – Москва, 2004. – 421 с.
17. Земсков А.И. Электронные библиотеки: учебник для студентов вузовкультуры и искусств и др. высш. учеб.заведений / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М.: Либерея, 2003. – 325 с.
18. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Зенкина Светлана Викторовна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения РАО]. – М., 2007. – 43 с.
19. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: На примере подготовки специалистов с высшим образованием: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. – М., 2002. – 193 с.
20. Исмагилова А.Х. Электронная библиотечная система как инструмент интеграции в едином информационном пространстве : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Исмагилова Алсу Халитовна; [Место защиты: Казан.гос. ун-т культуры и искусств]. – Казань, 2011. – 212 с.
21. Калюжная Т.А. Система управления полнотекстовыми электронными изданиями в научной библиотеке: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 05.25.03 / Гос. публичная науч.-техн. биб-ка СО РАН. – Новосибирск, 2004. – 23 с.
22. Карауш А.С. Модель корпоративного создания и тиражирования электронных каталогов библиотек: диссертация ... кандидата технических наук : 05.25.05. - Новосибирск, 2004. – 156 с.
23. Колобов О.С. Исследование принципов организации, функционирования и разработка распределенного электронного каталога библиотечного консорциума : диссертация ... кандидата технических наук : 05.25.05 / Колобов Олег Сергеевич; [Место защиты: Ин-т вычисл. технологий СО РАН]. - Новосибирск, 2007. – 132 с.
24. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации
25. Концепция информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации [Электронный ресурс] / С.Л. Лобачев, А.А. Поляков, В.И. Солдаткин. — URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=9&action=viewdok&conf=18&sec=8&dok=30
26. Королева В.В. Подготовка работников муниципальной системы образования к деятельности в условиях информационной образовательной среды : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Королева Виктория Викторовна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения РАО]. – М., 2008. – 20 с.
27. Коряковцева Н.А. Формирование информационной культуры студентов в библиотеке высшего учебного заведения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 05.25.03. – М., 1999. – 17 с.
28. Курылев А.С. Проектирование информационно-образовательной среды открытого профессионального образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Курылев Александр Сергеевич; [Место защиты: Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота]. – Калининград, 2008. – 37 с.
29. Лаврик О.Л. Академические библиотеки: состояние и модель развития в современной информационной среде : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 05.25.03 / Рос.гос. б-ка. – Новосибирск, 2003. – 59 с.
30. Леонтьев А.А. Автоматизированная система управления информационными ресурсами электронной библиотеки: диссертация ... кандидата технических наук : 05.13.01. – М., 2004. – 128 с.
31. Линдеман Е.В. Организационные и технологические основы создания корпоративных информационных ресурсов библиотечных консорциумов : диссертация ... кандидата технических наук : 05.25.05. - Москва, 2005. - 213 с.
32. Лобанова Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Воен. ун-т. - Москва, 2005. – 46 с.
33. Михайлова А.В. Интегративная функция библиотеки вуза в информационно-образовательном пространстве : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Михайлова Анна Викторовна; [Место защиты: Рос.гос. б-ка]. – Челябинск, 2018. – 25 с.
34. Плахутина Е.Н. Учебно-методический комплекс как один из инструментов формирования библиотекой информационно-образовательного пространства вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Плахутина Екатерина Николаевна; [Место защиты: Челябинская государственная академия культуры и искусств]. – Челябинск, 2012. – 184 с.
35. Плешкевич Е.А. Документальный подход в библиотековедении и библиографоведении: этапы формирования и направления развития /Е.А. Плешкевич. – М.: Пашков дом, 2012. – 307 с.
36. Пояркова Н.Н. Подготовка студентов педвуза к совместной деятельности по созданию электронных образовательных ресурсов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Башкир.гос. пед. ун-т. – Уфа, 2006. – 22 с.
37. Путилов Г.П. Научные основы проектирования и построения информационно-образовательной среды технического вуза : диссертация ... доктора технических наук : 05.13.12. – М., 2000. – 247 с.
38. Сбойчаков К.О. Автоматизированная система смысловой обработки текстов при создании электронных фондов библиотеки: диссертация ... кандидата технических наук : 05.25.05. – М., 2003. – 169 с.
39. Сергеева С.А. Библиотека в информационно-образовательной среде вуза: современное состояние и перспективы : на материале технических университетов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Сергеева Светлана Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. – М., 2008. – 23 с.
40. Синицына М.В. Методика использования электронной библиотеки в процессе профессиональной подготовки студентов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. – М., 2005. – 150 с.
41. Смолина С.Г. Развитие информационной компетенции обучающихся в условиях вузовской библиотеки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Смолина Светлана Геннадьевна; [Место защиты: Челяб. гос. ин-т искусства и культуры]. – Челябинск, 2016. – 184 с.
42. Соколова Ю.В. Вузовская библиотека как центр поддержки электронного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Соколова Юлия Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. – М., 2007. – 170 с.
43. Сунгатуллина А.Ф. Информационные ресурсы библиотеки вуза как объект управления : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03. – Казань, 2006. – 195 с.
44. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
45. Халиков Л.И. Электронные коллекции учебно-методических материалов как составляющая информационно-образовательной среды вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / ХаликовЛенарИльдарович; [Место защиты: Казан.гос. ун-т культуры и искусств]. – Казань, 2013. – 133 с.
46. Электронная библиотека в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза : монография / М.В. Носков, Р.А. Барышев, М.М. Манушкина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 106 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24242. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/document?id=340169