THE CONTROL SYSTEM OF AGRICULTURE IN MODERN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
Upravlenie v nauchnoy literature rassmatrivaetsya kak nauka, kak iskusstvo i kak prakticheskaya organizatorskaya deyatel'nost'. Nauka upravleniya v sovremennom ponimanii – eto specificheskaya otrasl' nauchnogo znaniya, kotoraya v otlichie ot kibernetiki (nauki ob obschih chertah upravleniya lyubymi sistemami: biologicheskimi, tehnicheskimi, social'nymi i pr.), zanimaetsya izucheniem processov i yavleniy, voznikayuschih v social'nom upravlenii, v hode organizovannogo vzaimodeystviya lyudey v celyah dostizheniya naibolee effektivnyh rezul'tatov sovmestnogo truda [1]. Osnovnymi kategoriyami upravleniya yavlyayutsya ob'ekt i sub'ekt upravleniya, pryamye i obratnye svyazi mezhdu nimi, organizaciya, vneshnyaya i vnutrennyaya sreda, sistema upravleniya, upravlencheskaya deyatel'nost', vidy upravleniya, organizacionnaya struktura, personal upravleniya, metody upravleniya, kul'tura upravleniya. Ob'ekt upravleniya – to, chem upravlyayut, – chelovek, organizaciya, strukturnoe podrazdelenie, otrasl', gosudarstvo i t. p. Sub'ekt upravleniya – tot, kto upravlyaet, – istochnik upravlencheskoy aktivnosti, kotorym mozhet vystupat' i otdel'nyy individ, i social'naya gruppa. Mezhdu sub'ektom i ob'ektom upravleniya suschestvuyut pryamye i obratnye svyazi. Pryamaya svyaz' – eto komanda, postupayuschaya ot sub'ekta k ob'ektu upravleniya. Obratnaya svyaz' – informaciya, postupayuschaya ot ob'ekta k sub'ektu upravleniya ob ispolnenii komand i sostoyanii samogo ob'ekta. Takim obrazom, upravlenie est' nepreryvnyy process vozdeystviya rukovoditelya (sub'ekt upravleniya) na organizovannuyu gruppu lyudey ili na kogo-libo iz etoy gruppy (ob'ekt upravleniya) po organizacii i koordinacii ih sovmestnoy deyatel'nosti dlya dostizheniya nailuchshih rezul'tatov [2].

Keywords:
sovremennaya Rossiya; sistema; upravlenie; sel'skoe hozyaystvo.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Цель и методика исследований

В статье рассматривается система управления сельским хозяйством в современной России.

Цель исследования – рассмотреть систему управления сельским хозяйством в современной России.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Результаты исследований

Прежде чем вести разговор о системе управления сельским хозяйством, необходимо определиться с понятием «система».

Большой синонимический словарь русского языка [3] рассматривает систему как группировка, классификация. Новейший словарь иностранных слов и выражений [4] дает несколько определений понятию «система». Считаем, что в нашем случае подходит такое определение: система – это совокупность субъектов хозяйствования и учреждений, родственных по целям и задачам и организованных в единое целое. При конкретизации этого определения применительно к теме настоящего исследования понятие «система» будет выглядеть так: система управления сельским хозяйством – это совокупность взаимосвязанных в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также социально-экономического развития сельских территорий, органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления и аграрных предпринимателей различных организационно-правовых форм хозяйствования.

В соответствии с аграрным и гражданским законодательством Российской Федерации в систему управления сельским хозяйством входят:

  1. Государственное управление (на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации).
  2. Муниципальное управление (в органах местного самоуправления).
  3. Корпоративное (хозяйственное) управление.
  4. Внутрихозяйственное управление

С учетом того, что отраслевые союзы и ассоциации в АПК в определенной степени также принимают участие в выработке управленческих решений, необходимо учитывать их практическую роль в управлении сельским хозяйством как некоммерческих организаций.

Рассмотрим подробнее органы государственного управления сельским хозяйством. На федеральном уровне эти функции выполняет согласно Указу Президента Российской Федерации № 215 от 15 мая 2018 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [5] Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Положение «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 450 от 12 июля 2008 года [6]. В соответствии с этим Положением Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  1. по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, поддержку экспорта продукции агропромышленного комплекса, производство и оборот табачной продукции, производство сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.2009 № 154, от 27.01.2010 № 31, от 02.08.2010 № 589, от 23.09.2010 № 736, от 26.04.2011 № 323, от 06.03.2013 № 190, от 19.08.2015 № 860, от 19.06.2017 № 728);
  2. по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 666, в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 № 141);
  3. по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аквакультуры (рыбоводства) (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 № 141);
  4. по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;
  5. по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2013 № 190);
  6. по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.08.2008 № 584).

2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, от 30.06.2012 № 666).

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Для практической реализации функций Минсельхоза России, организации исполнения планов, программ, проектов и иных нормативных документов в структуре МСХ РФ функционируют следующие департаменты:

Органы государственной исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению сельским хозяйством, существуют и в субъектах Российской Федерации. В одних субъектах РФ это Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия, например, в Свердловской области, в других субъектах РФ – Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия, в третьих – Главное управление и т. д. Как бы ни назывались эти органы управления сельским хозяйством, все они входят в структуру Правительства субъекта РФ и в первую очередь ориентированы на решение задач по обеспечению продовольственной безопасности и социально-экономического развития региона.

В том или ином виде, в зависимости от природно-климатических условий и традиционных видов сельскохозяйственной деятельности в субъектах РФ в аграрном ведомстве функционируют департаменты, управления, отделы, службы и иные управленческие структуры.

По-разному решается вопрос взаимодействия органа управления сельским хозяйством субъекта РФ и управлениями и отделами в муниципальных образованиях. Например, в Свердловской области еще в конце 90-х годов было принято решение о переводе районных управлений сельского хозяйства в структуру областного Министерства сельского хозяйства и продовольствия (ныне агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области).

В настоящее время это территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти – управления агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. В таком статусе функционирует 15 управлений, при том что в Свердловской области в сокращенном варианте имеется 94 органа местного самоуправления. В Курганской и Челябинской областях имеется по 400 и более муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов). Как видим, в Свердловской области, с одной стороны, экономятся средства на содержание территориальных управлений АПК, а с другой стороны – органы управления оказались отдалены от сельских территорий и от организаций аграрного производства. В определенной степени такое положение противоречит нормам Конституции Российской Федерации [7] и федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8]. Фактически снижается роль муниципального управления как самостоятельного субъекта в системе управления сельским хозяйством. Практически для реализации своих полномочий руководителю территориального управления АПК приходится устанавливать рабочие отношения с главами и ответственными работниками 2–4 муниципальных образований, что не всегда удается. Гораздо лучший вариант, когда управление сельского хозяйства находится в структуре органа местного самоуправления, а в сельских районах, как правило, руководитель управления является заместителем главы муниципального образования или входит в состав президиума органа управления муниципальным образованием.

В условиях реформы российского гражданского законодательства изменились организационно-правовые формы хозяйствования. В сельском хозяйстве в настоящее время в соответствие с главой IV Гражданского кодекса РФ [9] функционируют производственные коммерческие корпоративные организации в статусе юридического лица; акционерные общества (АО); публичные акционерные общества (ПАО); открытые акционерные общества (ОАО); закрытые акционерные общества (ЗАО); общества с ограниченной ответственностью (ООО); сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК); крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ); государственные и муниципальные унитарные предприятия: федеральное (ФГУП), субъекта РФ (ОГУП), государственное казенное предприятие (ГПК): микропредприятие; хозяйственное товарищество – полное товарищество (ПТ); товарищество на вере (ТНВ).

Управление в вышеназванных формах хозяйствования практически одинаковое: общее собрание, собрание уполномоченных, дирекция, правление, исполнительный директор, наблюдательный совет, ревизионный союз и иные субъекты управления.

В статусе некоммерческих организаций в сельском хозяйстве функционируют сельскохозяйственные потребительские кооперативы: заготовительные, закупочные, сбытовые перерабатывающие, кредитные и иные виды потребительских кооперативов. В определенной степени к таким организациям можно отнести структуры системы Центросоюза, так осуществляющих заготовительно-сбытовые, перерабатывающие и иные функции.

Необходимо отметить, что в аграрной сфере во многих субъектах Российской Федерации успешно функционируют крупные агропромышленные организации холдингового типа, например, в Свердловской области агрохолдинг «Урал-Агро», а также аграрные кластеры как экономические интеграторы аграрного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, крупных торговых организаций и продовольственных рынков. В отдельных регионах в состав холдингов и кластеров входят аграрные научные и образовательные учреждения и иные структуры, способствующие экономически эффективному развитию этих интегрированных формирований в АПК.

В совокупности все вышеперечисленные формы хозяйственной деятельности в аграрной сфере относятся к категории корпоративного (хозяйственного) управления. В зависимости от производственно-хозяйственной необходимости в сельскохозяйственных организациях существует внутрихозяйственное управление: отделение, цех, бригада, участок, звено и др. Права, обязанности, полномочия структурных подразделений определяются локальными нормативными актами организаций (Устав, Положение, Учредительный договор и иные специфичные для каждой организации правовые документы).

Как отмечалось, в управлении сельским хозяйством и АПК принимают активное участие некоммерческие организации – отраслевые союзы и ассоциации АПК. Например, в Свердловской области функционируют союз «Средуралпртицепром», союз крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Свердловской области, некоммерческая организация «Союз предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности Свердловской области», некоммерческое партнерство «Союз производителей и переработчиков картофеля, овощей, плодов и ягод Свердловской области» – «Союз овощеводов», некоммерческая организация «Союз предприятий молочной промышленности Свердловской области, областной союз потребительских обществ, некоммерческое партнерство «Союз животноводов Урала», ассоциация  «Уральский агропромышленный университетский комплекс» [10].

Выводы. Рекомендации

Рассмотренная в настоящей статье информация о системе управления сельским хозяйством в современной России свидетельствует о том, что при создании этой системы органы государственной власти учитывали принципы организации управленческой деятельности, такие как:

  • принцип сочетания централизации и децентрализации;
  • принципы единогласия;
  • принцип коллегиальности;
  • принцип плановости;
  • принцип компетентности;
  • принцип мотивации;
  • принцип системности и комплексности;
  • принцип научно-технологического прогресса;
  • принцип законности и др.

Это базовые руководящие начала, на основе которых должно быть организовано управление сельским хозяйством в современных социально-экономических условиях.

В целом следует отметить, что, несмотря на определенные позитивные результаты производственно-хозяйственной деятельности в аграрной сфере, по-прежнему существуют проблемы совершенствования организационно-экономических и правовых механизмов управления отраслью сельского хозяйства. Это особенно актуально в условиях ускоренного научно-технологического развития и цифровизации сельского хозяйства, а также решения задач по импортозамещению, экспорту сельскохозяйственной продукции, организации производства продукции под брендом «органик-продукт» и других важных направлений сельскохозяйственной деятельности.

References

1. Knyazev S. N. Management: art, science, practice: textbook. – Minsk : Armata Marketing, Management, 2002. – 512 p. – (series “Modern education”).

2. Mitin A. N. Psychology of management: textbook. – Ekaterinburg : Ural State Law Academy, Walters Kluver, 2011. – 389 p.

3. Kozhevnikov A. Yu. Great encyclopedic dictionary of the Russian language // Speech equivalents: a practical guide in two volumes. Vol. 1. – St. Petersburg : ID “Neva”, 2003. – 448 p.

4. The newest dictionary of foreign words and expressions. – Minsk : Harvest, Moscow : AST, 2001. – 975 p.

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 215 of May 15, 2018 “On the structure of Federal Executive bodies” // Rossiyskaya gazeta. Federal issue No. 7567. 17 May 2018.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 450 of June 12, 2008 UTV. Regulations on the Ministry of agriculture of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77705/8f4bfaff3f94af8204744bc453c222e05a93f1f0.

7. The Constitution of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.

8. Federal law “On General principles of local self-government organization in the Russian Federation” No. 131 of 06.10.2003 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_44571.

9. Civil code of the Russian Federation (part one) No. 51-FZ of 10 November 1994 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.

10. Official website of the Ministry of agriculture and food of the Sverdlovsk region [Electronic resource]. URL: https://mcxso.midural.ru.

Login or Create
* Forgot password?