сотрудник
сотрудник
сотрудник
Управление в научной литературе рассматривается как наука, как искусство и как практическая организаторская деятельность. Наука управления в современном понимании – это специфическая отрасль научного знания, которая в отличие от кибернетики (науки об общих чертах управления любыми системами: биологическими, техническими, социальными и пр.), занимается изучением процессов и явлений, возникающих в социальном управлении, в ходе организованного взаимодействия людей в целях достижения наиболее эффективных результатов совместного труда [1]. Основными категориями управления являются объект и субъект управления, прямые и обратные связи между ними, организация, внешняя и внутренняя среда, система управления, управленческая деятельность, виды управления, организационная структура, персонал управления, методы управления, культура управления. Объект управления – то, чем управляют, – человек, организация, структурное подразделение, отрасль, государство и т. п. Субъект управления – тот, кто управляет, – источник управленческой активности, которым может выступать и отдельный индивид, и социальная группа. Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь – информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команд и состоянии самого объекта. Таким образом, управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъект управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов [2].
современная Россия; система; управление; сельское хозяйство.
Цель и методика исследований
В статье рассматривается система управления сельским хозяйством в современной России.
Цель исследования – рассмотреть систему управления сельским хозяйством в современной России.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Результаты исследований
Прежде чем вести разговор о системе управления сельским хозяйством, необходимо определиться с понятием «система».
Большой синонимический словарь русского языка [3] рассматривает систему как группировка, классификация. Новейший словарь иностранных слов и выражений [4] дает несколько определений понятию «система». Считаем, что в нашем случае подходит такое определение: система – это совокупность субъектов хозяйствования и учреждений, родственных по целям и задачам и организованных в единое целое. При конкретизации этого определения применительно к теме настоящего исследования понятие «система» будет выглядеть так: система управления сельским хозяйством – это совокупность взаимосвязанных в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также социально-экономического развития сельских территорий, органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления и аграрных предпринимателей различных организационно-правовых форм хозяйствования.
В соответствии с аграрным и гражданским законодательством Российской Федерации в систему управления сельским хозяйством входят:
- Государственное управление (на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации).
- Муниципальное управление (в органах местного самоуправления).
- Корпоративное (хозяйственное) управление.
- Внутрихозяйственное управление
С учетом того, что отраслевые союзы и ассоциации в АПК в определенной степени также принимают участие в выработке управленческих решений, необходимо учитывать их практическую роль в управлении сельским хозяйством как некоммерческих организаций.
Рассмотрим подробнее органы государственного управления сельским хозяйством. На федеральном уровне эти функции выполняет согласно Указу Президента Российской Федерации № 215 от 15 мая 2018 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [5] Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Положение «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 450 от 12 июля 2008 года [6]. В соответствии с этим Положением Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
- по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, поддержку экспорта продукции агропромышленного комплекса, производство и оборот табачной продукции, производство сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.2009 № 154, от 27.01.2010 № 31, от 02.08.2010 № 589, от 23.09.2010 № 736, от 26.04.2011 № 323, от 06.03.2013 № 190, от 19.08.2015 № 860, от 19.06.2017 № 728);
- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 666, в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 № 141);
- по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аквакультуры (рыбоводства) (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 № 141);
- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;
- по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2013 № 190);
- по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.08.2008 № 584).
2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, от 30.06.2012 № 666).
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Для практической реализации функций Минсельхоза России, организации исполнения планов, программ, проектов и иных нормативных документов в структуре МСХ РФ функционируют следующие департаменты:
- Департамент животноводства и племенного дела;
- Департамент цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК;
- Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности;
- Департамент развития сельских территорий;
- Административный департамент;
- Департамент бюджетной политики;
- Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности;
- Департамент правового обеспечения;
- Департамент мелиорации;
- Департамент аппарата министра;
- Департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства);
- Департамент информационной политики и специальных проектов;
- Департамент международного сотрудничества;
- Департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений;
- Департамент ветеринарии;
- Департамент научно-технологической политики и образования;
- Департамент регулирования рынков АПК;
- Департамент экономики и государственной поддержки АПК.
Органы государственной исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению сельским хозяйством, существуют и в субъектах Российской Федерации. В одних субъектах РФ это Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия, например, в Свердловской области, в других субъектах РФ – Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия, в третьих – Главное управление и т. д. Как бы ни назывались эти органы управления сельским хозяйством, все они входят в структуру Правительства субъекта РФ и в первую очередь ориентированы на решение задач по обеспечению продовольственной безопасности и социально-экономического развития региона.
В том или ином виде, в зависимости от природно-климатических условий и традиционных видов сельскохозяйственной деятельности в субъектах РФ в аграрном ведомстве функционируют департаменты, управления, отделы, службы и иные управленческие структуры.
По-разному решается вопрос взаимодействия органа управления сельским хозяйством субъекта РФ и управлениями и отделами в муниципальных образованиях. Например, в Свердловской области еще в конце 90-х годов было принято решение о переводе районных управлений сельского хозяйства в структуру областного Министерства сельского хозяйства и продовольствия (ныне агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области).
В настоящее время это территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти – управления агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. В таком статусе функционирует 15 управлений, при том что в Свердловской области в сокращенном варианте имеется 94 органа местного самоуправления. В Курганской и Челябинской областях имеется по 400 и более муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов). Как видим, в Свердловской области, с одной стороны, экономятся средства на содержание территориальных управлений АПК, а с другой стороны – органы управления оказались отдалены от сельских территорий и от организаций аграрного производства. В определенной степени такое положение противоречит нормам Конституции Российской Федерации [7] и федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8]. Фактически снижается роль муниципального управления как самостоятельного субъекта в системе управления сельским хозяйством. Практически для реализации своих полномочий руководителю территориального управления АПК приходится устанавливать рабочие отношения с главами и ответственными работниками 2–4 муниципальных образований, что не всегда удается. Гораздо лучший вариант, когда управление сельского хозяйства находится в структуре органа местного самоуправления, а в сельских районах, как правило, руководитель управления является заместителем главы муниципального образования или входит в состав президиума органа управления муниципальным образованием.
В условиях реформы российского гражданского законодательства изменились организационно-правовые формы хозяйствования. В сельском хозяйстве в настоящее время в соответствие с главой IV Гражданского кодекса РФ [9] функционируют производственные коммерческие корпоративные организации в статусе юридического лица; акционерные общества (АО); публичные акционерные общества (ПАО); открытые акционерные общества (ОАО); закрытые акционерные общества (ЗАО); общества с ограниченной ответственностью (ООО); сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК); крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ); государственные и муниципальные унитарные предприятия: федеральное (ФГУП), субъекта РФ (ОГУП), государственное казенное предприятие (ГПК): микропредприятие; хозяйственное товарищество – полное товарищество (ПТ); товарищество на вере (ТНВ).
Управление в вышеназванных формах хозяйствования практически одинаковое: общее собрание, собрание уполномоченных, дирекция, правление, исполнительный директор, наблюдательный совет, ревизионный союз и иные субъекты управления.
В статусе некоммерческих организаций в сельском хозяйстве функционируют сельскохозяйственные потребительские кооперативы: заготовительные, закупочные, сбытовые перерабатывающие, кредитные и иные виды потребительских кооперативов. В определенной степени к таким организациям можно отнести структуры системы Центросоюза, так осуществляющих заготовительно-сбытовые, перерабатывающие и иные функции.
Необходимо отметить, что в аграрной сфере во многих субъектах Российской Федерации успешно функционируют крупные агропромышленные организации холдингового типа, например, в Свердловской области агрохолдинг «Урал-Агро», а также аграрные кластеры как экономические интеграторы аграрного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, крупных торговых организаций и продовольственных рынков. В отдельных регионах в состав холдингов и кластеров входят аграрные научные и образовательные учреждения и иные структуры, способствующие экономически эффективному развитию этих интегрированных формирований в АПК.
В совокупности все вышеперечисленные формы хозяйственной деятельности в аграрной сфере относятся к категории корпоративного (хозяйственного) управления. В зависимости от производственно-хозяйственной необходимости в сельскохозяйственных организациях существует внутрихозяйственное управление: отделение, цех, бригада, участок, звено и др. Права, обязанности, полномочия структурных подразделений определяются локальными нормативными актами организаций (Устав, Положение, Учредительный договор и иные специфичные для каждой организации правовые документы).
Как отмечалось, в управлении сельским хозяйством и АПК принимают активное участие некоммерческие организации – отраслевые союзы и ассоциации АПК. Например, в Свердловской области функционируют союз «Средуралпртицепром», союз крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Свердловской области, некоммерческая организация «Союз предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности Свердловской области», некоммерческое партнерство «Союз производителей и переработчиков картофеля, овощей, плодов и ягод Свердловской области» – «Союз овощеводов», некоммерческая организация «Союз предприятий молочной промышленности Свердловской области, областной союз потребительских обществ, некоммерческое партнерство «Союз животноводов Урала», ассоциация «Уральский агропромышленный университетский комплекс» [10].
Выводы. Рекомендации
Рассмотренная в настоящей статье информация о системе управления сельским хозяйством в современной России свидетельствует о том, что при создании этой системы органы государственной власти учитывали принципы организации управленческой деятельности, такие как:
- принцип сочетания централизации и децентрализации;
- принципы единогласия;
- принцип коллегиальности;
- принцип плановости;
- принцип компетентности;
- принцип мотивации;
- принцип системности и комплексности;
- принцип научно-технологического прогресса;
- принцип законности и др.
Это базовые руководящие начала, на основе которых должно быть организовано управление сельским хозяйством в современных социально-экономических условиях.
В целом следует отметить, что, несмотря на определенные позитивные результаты производственно-хозяйственной деятельности в аграрной сфере, по-прежнему существуют проблемы совершенствования организационно-экономических и правовых механизмов управления отраслью сельского хозяйства. Это особенно актуально в условиях ускоренного научно-технологического развития и цифровизации сельского хозяйства, а также решения задач по импортозамещению, экспорту сельскохозяйственной продукции, организации производства продукции под брендом «органик-продукт» и других важных направлений сельскохозяйственной деятельности.
1. Князев С. Н. Управление: искусство, наука, практика: учебное пособие. – Минск : Армата-Маркетинг, Менеджмент, 2002. – 512 с. – (серия «Современное образование»).
2. Митин А. Н. Психология управления: учебник. – Екатеринбург : Уральская государственная юридическая академия, Волтерс Клувер, 2011. – 389 с.
3. Кожевников А. Ю. Большой энциклопедический словарь русского языка. // Речевые эквиваленты: практический справочник в двух томах. Т. 1. – Санкт-Петербург : ИД «Нева», 2003. – 448 с.
4. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Минск : Харвест, Москва : АСТ, 2001. – 975 с.
5. Указ Президента Российской Федерации № 215 от 15 мая 2018 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. Федеральный выпуск № 7567. 17 мая 2018 г.
6. Постановление Правительства Российской Федерации № 450 от 12 июня 2008 г. Утв. Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77705/8f4bfaff3f94af8204744bc453c222e05a93f1f0.
7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 06.10.2003 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_44571.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 10 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
10. Официальный сайт Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: https://mcxso.midural.ru.