employee
The adequacy of the decisions, taken in the diagnosis of energy installations of mobile machines, is a very important component in the technical operation of the machine and tractor. This problem is directly connected with the selection of the type and quantity of diagnostic parameters. Existing regulations are advisory in nature and do not reflect the real picture of the impact of selected diagnostic parameter for correct decision. We offer a quantitative criterion for selection of diagnostic parameters, which allows to take into account indicators of failure function for these types of faults and, thus, takes into account the operation peculiarities of mobile machines. This article is of interest to engineers, graduate students and researchers, concerned with diagnosis.
diagnostic parameter, energy installation of mobile machines, state of disrepair.
Введение. Адекватная оценка технического состояния энергетических установок мобильных машин является весьма актуальной задачей при оптимизации эксплуатационных затрат и организации технической эксплуатации машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве.
Условия и методика исследования. При наличии современных средств диагностики и методов их проведения на первый план выходит правильный и обоснованный выбор диагностических параметров. Согласно нормативным документам [1,2], в качестве параметров, характеризующих состояние двигателя в целом, предлагаются эффективная мощность двигателя, давление масла в главной масляной магистрали, удельный расход топлива, содержание окиси углерода в отработавших газах и дымность отработавших газов. Для поиска дефектов двигателя и его составных частей предлагаются еще 60 прямых или косвенных параметров, характеризующих техническое состояние конструкции или сопутствующие процессы, происходящие в самом двигателе. К основным требованиям к диагностическим параметрам относятся [3]:
1) однозначность, который означает, что при изменении технического состояния двигателя от номинального к предельному диагностический параметр будет меняться монотонно и без перегибов;
2) чувствительность, т.е. интенсивность изменения диагностического параметра должна дать возможность „почувствовать‟ любые изменения изучаемого параметра в пределах точности применяемой аппаратуры и методики;
3) информативность, характеризуемая возможностью снятия неопределенности при определении технического состояния силового агрегата и сведению к минимуму вероятности принятия фактически неисправный по техническому параметру объект диагностирования за исправный (ошибки первого рода) и наоборот (ошибки второго рода).
Анализ и обсуждение результатов исследования. По результатам статистических исследований [4,5] изучение информации о надежности автомобилей показывает, что конструктивные отказы составляют 43,6%, производственные – 32,2%, эксплуатационные – 24,2%. Из них внезапные отказы составляют 38,7%, а постепенные – 61,3%. По данным работы [6] распределение причин отказов по системам и механизмам автобусов МАЗ-206, эксплуатируемых в МУП ПАТП-2 г Казани выглядит, как показано на рис. 1.
Согласно результатам исследований [7] установлено, что топливоподающая аппаратура, являясь одним из основных элементов дизеля, в ряде случаев не обеспечивает его требуемую надежность в условиях эксплуатации и обуславливает 25…30 % всех отказов двигателей. Автор работы [8] утверждает, что на долю механизма газораспределения приходится более 25% отказов и неисправностей по ДВС, на устранение которых затрачивается свыше 7% от суммарной трудоемкости по поддержанию работоспособности систем и механизмов ДВС. По статистическим данным [9], около 44% двигателей КамАЗ, поступающих в ремонт, имеют сниженные технико-экономические показатели его работы вследствие повреждений и износа деталей механизма газораспределения. В работе [10] утверждается, что в зависимости от ряда факторов до 90% отказов мобильных машин обусловлено износом деталей.
Рассмотрим постановку задачи диагностирования энергетических установок мобильных машин.
1. GOST 23435-79 Tekhnicheskaya diagnostika. Dvigateli vnutrennego sgoraniya porshnevye. Nomenklatura diagnosticheskikh parametrov.
2. GOST 25044-81 Tekhnicheskaya diagnostika. Diagnostirovanie avtomobiley, traktorov, sel´skokhozyaystvennykh, stroitel´nykh i dorozhnykh mashin. Osnovnye polozheniya.
3. Tekhnicheskaya ekspluatatsiya avtomobiley: Uchebnik dlya vuzov. 4-e izd., pererab. i dopoln. /E.S. Kuznetsov, A.P.Boldin, V.M.Vlasov i dr.M.: Nauka, 2001. 535 s.
4. Byshov N.V. Periodichnost´ kontrolya tekhnicheskogo sostoyaniya mobil´noy sel´skokhozyaystvennoy tekhniki /N.V. Byshov, S.N.Borychev, G.D.Kokyrev i dr.// Politematicheskiy setevoy elektronnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyy zhurnal KubGAU)[Elektronnyy resurs].–Krasnodar: KubGAU, 2012.–№07(081). S.480-490. IDA [arcticl ID]: 0811207036.–Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/36.pdf, 0,688 u.p.l., impakt-faktor RINTs=0,266
5. Byshov N.V. Povyshenie gotovnosti k ispol´zovaniyu po naznacheniyu mobil´noy sel´skokhozyaystvennoy tekhniki. Sovershenstvovanie sistemy diagnostirovaniya/ Byshov N.V., Borychev S.N., Uspenskiy A.I., Kokorev G.D., Yukhin I.A., Zhukov K.A., Gusarov S.N. //FGBOU VPO RGATU, Ryazan´, 2013, 41,5 usl. pech.l.
6. Savrandeykin A.V. i dr. Issledovanie vliyaniya kharakteristik opor silovogo agregata avtobusa MAZ-206 na vibroakusticheskie pokazateli vnutri salona / A.V. Savrandeykin, R.R. Shiriyazdanov, A.F. Khaliullin, F.Kh. Khaliullin. 21 century: fundamental science and technology IV. Vol X. Proceedings of the Conference. North Charleston, USA, 16-17.06.2014.
7. Gabitov I.I., Grekhov L.V., Negovora A.V. Tekhnicheskoe obsluzhivanie i diagnostika toplivnoy apparatury avtotraktornykh dizeley. M.: Legion-Avtodata, 2008. 248 s.
8. Fedorov D.V. Povyshenie tochnosti diagnostirovaniya mekhanizma gazoraspredeleniya DVS dinamicheskim metodom. Diss. na sois. kand. tekhn. nauk, Saratov, 2014.–145 s.
9. Malyshev A.A. Iznos gazoraspredelitel´nogo mekhanizma KamAZ-740/A.A.Malyshev, M.V.Kapyrin //Avtomobil´nyy transport.–1987.–№4.–S.38-40.
10. Khaliullin F.Kh., Galiev I.G. Uchet usloviy ekspluatatsii avtotransportnykh sredstv pri opredelenii normativov tekhnicheskoy ekspluatatsii// Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, №2(20), 2011. S.106-108.