ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК МОБИЛЬНЫХ МАШИН
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Количественный критерий выбора диагностических параметров для энергетических установок мобильных машин позволит повысить адекватность принимаемых решений при одновременном уменьшении затрат на их принятие.Quantitative criterion for selecting diagnostic parameters for power plants mobile machines will improve the adequacy of the solutions while reducing the cost of their adoption.

Ключевые слова:
диагностический параметр, энергетическая установка мобильных машин, неисправное состояние.
Текст

Введение. Адекватная оценка технического состояния энергетических установок мобильных машин является весьма актуальной задачей при оптимизации эксплуатационных затрат и организации технической эксплуатации машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве. 

Условия и методика исследования. При наличии современных средств диагностики и методов их проведения на первый план выходит правильный и обоснованный выбор диагностических параметров. Согласно нормативным документам [1,2], в качестве параметров, характеризующих состояние двигателя в целом, предлагаются эффективная мощность двигателя, давление масла в главной масляной магистрали, удельный расход топлива, содержание окиси углерода в отработавших газах и дымность отработавших газов. Для поиска дефектов двигателя и его составных частей предлагаются еще 60 прямых или косвенных параметров, характеризующих техническое состояние конструкции или сопутствующие процессы, происходящие в самом двигателе. К основным требованиям к диагностическим параметрам относятся [3]:

1) однозначность, который означает, что при изменении технического состояния двигателя от номинального к предельному диагностический параметр будет меняться монотонно и без перегибов;

2) чувствительность, т.е. интенсивность изменения диагностического параметра должна дать возможность „почувствовать‟ любые изменения изучаемого параметра в пределах точности применяемой аппаратуры и методики;

3) информативность, характеризуемая возможностью снятия неопределенности при определении технического состояния силового агрегата и сведению к минимуму вероятности принятия фактически неисправный по техническому параметру объект диагностирования за исправный (ошибки первого рода) и наоборот (ошибки второго рода).

Анализ и обсуждение результатов исследования. По результатам статистических исследований [4,5] изучение информации о надежности автомобилей показывает, что конструктивные отказы составляют 43,6%, производственные – 32,2%, эксплуатационные – 24,2%. Из них внезапные отказы составляют 38,7%, а постепенные – 61,3%. По данным работы [6] распределение причин отказов по системам и механизмам автобусов МАЗ-206, эксплуатируемых в МУП ПАТП-2 г Казани выглядит, как показано на рис. 1.

Согласно результатам исследований [7] установлено, что топливоподающая аппаратура, являясь одним из основных элементов дизеля, в ряде случаев не обеспечивает его требуемую надежность в условиях эксплуатации и обуславливает 25…30 % всех отказов двигателей. Автор работы [8] утверждает, что на долю механизма газораспределения приходится более 25% отказов и неисправностей по ДВС, на устранение которых затрачивается свыше 7% от суммарной трудоемкости по поддержанию работоспособности систем и механизмов ДВС. По статистическим данным [9], около 44% двигателей КамАЗ, поступающих в ремонт, имеют сниженные технико-экономические показатели его работы вследствие повреждений и износа деталей механизма газораспределения. В работе [10] утверждается, что в зависимости от ряда факторов до 90% отказов мобильных машин обусловлено износом деталей.

Рассмотрим постановку задачи диагностирования энергетических установок мобильных машин.

 

Список литературы

1. ГОСТ 23435-79 Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров.

2. ГОСТ 25044-81 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения.

3. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и дополн. /Е.С. Кузнецов, А.П.Болдин, В.М.Власов и др.М.: Наука, 2001. 535 с.

4. Бышов Н.В. Периодичность контроля технического состояния мобильной сельскохозяйственной техники /Н.В. Бышов, С.Н.Борычев, Г.Д.Кокырев и др.// Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ)[Электронный ресурс].–Краснодар: КубГАУ, 2012.–№07(081). С.480-490. IDA [arcticl ID]: 0811207036.–Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/36.pdf, 0,688 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,266

5. Бышов Н.В. Повышение готовности к использованию по назначению мобильной сельскохозяйственной техники. Совершенствование системы диагностирования/ Бышов Н.В., Борычев С.Н., Успенский А.И., Кокорев Г.Д., Юхин И.А., Жуков К.А., Гусаров С.Н. //ФГБОУ ВПО РГАТУ, Рязань, 2013, 41,5 усл. печ.л.

6. Саврандейкин А.В. и др. Исследование влияния характеристик опор силового агрегата автобуса МАЗ-206 на виброакустические показатели внутри салона / А.В. Саврандейкин, Р.Р. Шириязданов, А.Ф. Халиуллин, Ф.Х. Халиуллин // 21 century: fundamental science and technology IV. Vol X. Proceedings of the Conference. North Charleston, USA, 16-17.06.2014.

7. Габитов И.И., Грехов Л.В., Неговора А.В. Техническое обслуживание и диагностика топливной аппаратуры автотракторных дизелей. М.: Легион-Автодата, 2008. 248 с.

8. Федоров Д.В. Повышение точности диагностирования механизма газораспределения ДВС динамическим методом. Дисс. на соис. канд. техн. наук, Саратов, 2014.–145 с.

9. Малышев А.А. Износ газораспределительного механизма КамАЗ-740/А.А.Малышев, М.В.Капырин //Автомобильный транспорт.–1987.–№4.–С.38-40.

10. Халиуллин Ф.Х., Галиев И.Г. Учет условий эксплуатации автотранспортных средств при определении нормативов технической эксплуатации// Вестник Казанского государственного аграрного университета, №2(20), 2011. С.106-108.

Войти или Создать
* Забыли пароль?