TRADITION AND INNOVATION IN THE ARCHITECTURAL AND ARTISTIC IMAGE OF ORTHODOX CHURCHES IN THE SOUTHERN RUSSIAN REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article has an analytical character and devoted to consideration of topical issues of modern Orthodox church construction of South Russian region on the example of the Cathedral of the Holy equal to the Apostles great Prince Vladimir in Sochi and the Church of the Holy Apostle John the Theologian in Kuschevka, Krasnodar region. The aim of the research is to identify traditional and innovative elements of the architectural and artistic image of churches. The architectural - artistic and compositional analysis of the architecture of two modern Orthodox churches of the southern region is carried out. The characteristic of the architectural image of the church is given, the ratio of tradition and innovation is revealed. On the presented examples, the method of comparative analysis carries out a detailed analysis of the churches on the compositional, constructive, artistic and stylistic characteristics of architecture. Conclusions about the creation of architectural images of Orthodox churches in relation to the studied examples, the influence of traditional historical trends on the modern appearance of religious buildings are presented. Each church has a completely individual modern architectural and artistic image, various design solutions and urban and climatic conditions of construction. Completely different building materials and personal preferences of the creators are used. However, they are united by some General principles of the symbolic Church creed. Assumptions are made about possible ways of further evolution of the work of the architect of Orthodox church architecture in modern conditions.

Keywords:
church building, architectural image, tradition, innovation, southern region, "Isaac of kushchevsky", Cathedral
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. В последние годы XX столетия и  начала XXI века, у большинства людей культуры и искусства, архитекторов и строителей, и у всех неравнодушных людей, очень остро стоит вопрос бережного сохранения преемственности, как фундамента цивилизационных процессов в эволюции архитектуры и храмостроения, где ключевой проблемой является поиск образного решения культового сооружения. Эта тема актуальна и неизбежно порождает, особенно в среде ученых и специалистов-практиков, необходимость критического осмысления, глубинного анализа, сверки с богословскими основаниями того, что было сделано за вековой период. Сегодня данная тема освящена в многочисленных исследованиях в области храмостроения и истории церковной архитектуры, такими авторами как: Шонин А.В., Соколова Т.Б., Требунских А.В., Коренькова Г.В., Черныш Н.Д., Митякина Н.А., Черныш, Н.Д. [14]. К примеру, Есауловым Г.В., в статье «Православный храм и инженерия», поднимается вопрос о совмещении создания новых решений образа православного храма с современной инженерией храмостроения и смене приемов формообразования [5]. В монографии Беляева В.Ю. анализируются исторические пути храмового зодчества и предлагаются концепции православного храма будущего [6]. Ряд немногочисленных трудов посвящен рассмотрению региональной специфике храмостроения, например, казачьих традиций [7]. Гамма оптимистических поисков в православном храмостроении очень разнообразна. Ставшее изначально условие связи традиций, как продолжение воспроизведения сложившихся в Российской империи образов, все чаще вызывает дискуссии по вопросам   соотношения традиций и новаторства.

«Традиция церковного строительства, как и многие другие традиции в дореволюционной России, была прервана на 70 лет [8, с.16]». Еще русский философ Иван Ильин писал о том, что главным тяжелым и опасным наследием революций в России является утрата истинного академического уровня [9].  

Соответственно в начале 21 века началось восстановление традиции церковного строительства практически с нуля. Андрей Иконников в книге «Художественный язык архитектуры» писал о том, что появившийся разрыв между темпами материального прогресса и духовным развитием человека можно восполнить, обращаясь к мощным пластам культуры прошлого, используя их для строительства будущего [10]. Но, тем не менее, все больше проявляется отход от традиционного стилевого проектирования, что приводит к потере свойственного в архитектуре пространственности форм и утрате символического образа.

 А символический художественный образ в архитектуре храма является основополагающим символом христианской веры, соответственно внешний облик храма должен демонстрировать ни какую-либо архитектурную концепцию, а фундаментальные ценности православного вероучения. 

Для верующих храм – это модель мироздания, в его убранстве воплощается представление о красоте мира земного и непостижимом величии мира небесного.

Проблема образа современного храма стоит очень остро и открыто, затрагивается все больше, хотя в последние годы наметились тенденции по обсуждению данной проблемы исследователями, архитекторами и церковью. Проводятся разные конкурсы и разработаны проекты, например: Международный конкурс проектов русского культурного и духовного центра в Париже 2010г, Инновационный проект православного храма из дерева 2011г, разработана проект «200 храмов» (Москва). В настоящее время уделяется даже внимание разработке модульной системе проектирования храма с изменяемыми архитектурными элементами. Такие проекты уже осуществлены в Москве [11, с.135]. 

Все это обнажает множество проблем. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ в 2016 году, определил соотношение традиции и новации как «один из самых важных вопросов, от решения которых зависит развитие человеческого общества [12].

Архитектурный образ является синтезированным проявлением религиозно-эстетических функций и идей, культурных и национальных особенностей. Кроме того, в каждый конкретно-исторический период культовые объекты строились на основе современных для того периода строительных технологий и материалов, что привело к появлению богатейшего наследия в культовом зодчестве и православном храмостроении как его составляющей. Не случайно принято считать, что в архитектуре храмов отражена эпоха в целом. А значит современная эпоха должна рождать новые современные формы, которые берут начало в архитектурном наследии и предоставляет возможность переносить содержание (идеи храма как дома бога на земле) в новое время [13, С. 341–343].

Объектом исследования является архитектура двух храмов южного региона.

Цель исследования заключается в рассмотрении архитектурно-художественного образа и выявление традиционных элементов решения возводимых зданий на примерах объектов культового назначения, построенных в южном регионе в 1996 году и в 2011 году, в тенденциях современного храмостроения, так же, на примере рассмотренных объектов, подчеркнуть значимость и предпочтительность метода современного храмостроения как правильное взаимодействие традиционного и новаторского начал.

Задача исследования заключается в установлении влияния элементов традиций на современный архитектурно-художественный образ выбранных храмов.

Методология. Метод исследования основан на архитектурно-художественном анализе и сравнительно-историческом анализе.

Основная часть. Сегодняшняя архитектурная система ценностей, которая основывается на теории архитектуры XX века, не вполне подходит для создания концепции формирования образа православного храма. В настоящее время в профессиональном сообществе новаторство в эстетике является главной целью, а его залогом архитектор видит часто отрицание традиций.

Чтобы определить верный архитектурный подход для решения обозначенной проблемы, следует обращаться не к архитектурным концепциям и теориям, а к наследию прошлого и православному богословию.

Одно из рассматриваемых зданий – Кафедральный собор Святого равноопольстовского князя Владимира располагается в центральном районе города Сочи на улице Виноградной (Рис.1). Возвышенность (гребень и склон гор Виноградной), на которой построен храм, позволяет видеть купола из разных мест города.  Храм возводили в течение пяти лет по проекту архитектора Дмитрия Сергеевича Соколова, освящение состоялось в 2011 году. Храм был назван в честь князя Владимира, с чьим именем связано крещение Руси в 988 году. Необычная история строительства данного объекта. На месте строительства был уже вырыт глубокий котлован под проект другой церкви, поэтому добавились два подземных этажа. Архитектор Д.С. Соколов из недостатков сумел сделать достоинства: дополнительные эвакуационные выходы, в виде крылец и галерей придали церковному сооружению неповторимость и новые «приморские черты». А в нижнем этаже расположился придел в честь святого Николая Чудотворца. Храм бесстолпный, одноглавый, в цокольном этаже ризница, с небольшой колокольней и трехчастной апсидой, в плане 18,5×18,5 м. Кроме того, Строительный материалом, используемый для возведения  храма Святого  Владимира – высокопрочный бетон. Стал первым в истории России и Европы монолитным храмом [14].

 

 

Рис. 1. Кафедральный собор Святого
равноопольстовского князя Владимира г. Сочи. Западный фасад. [15]. Вход. [16]

Рис. 2. Кафедральный собор Святого

равноопольстовского князя Владимира, г. Сочи

 

 

Храм обладает способностью противостоять землетрясению в 12 баллов. Аналогов этому объекту нет в южно-российском регионе. Фантазия архитектурного образа богата и выражается в пышности архитектурно-художественного облика здания. Сооружение красочно и содержит большое количество деталей. Это монументальный однокупольный храм, включающий колокольню. В объемных формах основного здания воспроизводятся формы новгородского, московского, псковского зодчества. Богатое декоративное убранство отсылает к прочтению русского узорочья, которое, как известно, было сформулировано, как архитектурный стиль в XVII веке на территории Русского государства. Затейливые формы, обилие декора, некоторая сложность композиции и живописный силуэт здания церкви «говорят» и о стилевой эклектичности, и об исключительном «праздничном» характере этой постройки. Не только декор обуславливает «царскую» архитектуру храма, но и ее объемно-пространственном построении. Центральный объем- «четверик храма» представляет собой двусветное бесстолпное пространство, перекрытое уникальной системой перекрещивающихся арок, завершается по вертикали восьмиоконным световым барабаном. Остальные части храма, начиная с маленькой западной паперти, как бы плавно перетекает в притвор колокольни, освещенной с двух сторон шестью арочными окнами через затемненное пространство трапезной к кажущемуся огромным и светлым объему самого храма с парящими по высоте подпружными арками [17].

Такое решение всячески указывает на величественную простоту и образ «корабля». Колокольня решена в типичном для русской храмовой архитектуре по канонам церкви построении. Четыре круглых столпа ее держат подклолокольные балки и луковичную главку на пьедестале из 2-х пересекающихся сводов. На колокольне устроено 12 колоколов, общий их вес составляет 7,5 тонн. Отливку колоколов выполняли мастера воронежской литейной, в том числе и керамической мастерской «Вера». Два боковых служебных входа – северный и южный оформлены в виде крылец. Относительно рельефа местности южное крыльцо существенно приподнято над уровнем земли. Маленькие купола луковичной формы с крестами возвышаются над крышами обоих крылец. Крыльцо главного входа также завершается небольшим куполом. Над ними же расположена икона святого Владимира в окружении. Архитектурно-художественный облик сформирован огромнейшим количеством декоративных деталей: цветные изразцовые карнизы, наличники узких стрельчатых окон, арки на стенах, декор колонн, капителей колонн. Основной цвет фасада – белый, но разноцветные декоративные элементы, их детали придают необыкновенную красоту и сказочность храму. Объемные накладки и цветные узоры художественно оформляют стены по периметру. Колонны на входах выделяются рельефными кружевными орнаментами. «Райские» птицы – символ возрождения к новой жизни «восседают» в некоторых частях колокольни над орнаментами. Внешний вид барабана – это еще одна особенность храма. Между окнами барабана размещены керамические фигуры апостолов, их высота – 4,5 метров и покрыты они разноцветной поливой. Лепные шестикрыльные серафимы выделяются над арками окон. Большой шлемовидный купол над основным объемом, купол-луковичка над колокольней и маленькие луковички над апсидой алтаря и входными портиками крыши, «позолотили» нитритом титана для придания блеска и долговечности.

 

 

 

Рис. 3. Кафедральный собор Святого
равноопольстовского князя Владимира,
 г. Сочи. Иконостас [18]

Рис. 4. Храм Иоанна Богослова, ст. Кущевская [19]

 

 

Внутренне убранство не уступает внешнему оформлению (рис. 3). Палехские иконописцы расписывали стены изнутри. Росписи выполнялись в стиле традиционной фрески XVII века стойкими красками, учитывая влажность черноморского климата. Библейские события и сюжеты из жизни князя Владимира – это главные мотивы фресковой живописи храма дополняются четырехъярусным резным иконостасом. Художники иконописной палехской мастерской Ивана Лебедева и Александра Гусавского, занимавшиеся оформлением иконостаса, выполняли свою работу в каноническом стиле и равнялись на лучшие образцы русской иконописи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рассмотренном объекте Соколовым достигнуто соотношение между традицией и новаторством, архитектор создал новый образ, бережно хранящий черты традиции.

Не меньший интерес представляет собой храм Иоанна Богослова (рис. 4), построенный в 1996году в станице Кущевской (Кущевский район Краснодарского края). Возведен храм на берегу реки Еи и представляет собой архитектурную доминанту станицы. У него есть своя давняя строительная история, и она началась от 04 апреля 1796 года в селении Кущевском на основании Уведомления Черноморского войского правительства Епископом Феодоским и Мариупольским Иовом было разрешено воздвигнуть храм во имя святого Иоанна Богослова. Храм был заложен к декабрю 1797 года (по отчетам войского правительства).

Церковь была деревянной. В 1825, 1896, 1908 гг. она обновлялась и ремонтировалась.  В 1951 году при храме уже построена церковно-приходская школа в виде большого каменного дома. А в 30-е годы старый казачий храм был разрушен. До войны церковь в станице была запрещена. В 1942 году при немецких оккупантах началась церковная служба в полуземлянке на окраине станицы. После оккупации служба переместилась в турлучную хатенку, купленную у некой Юдиной, которая досуществовала до 1996года. В 1996 году в станице Кущевской был освящен новый храм во имя святого Апостола Иоанна Богослова. Церковь Иоанна Богослова представляет собой большое кирпичное здание, основной объем которого имеет два этажа и пятиглавое венчание. Колокольня с высоким светлым шатровым завершением соединена трапезной с основным объемом. Алтарная часть здания украшена портиком с колоннами и завершена маковкой на светлом барабане. Над колоннами установлено панно с изображением Святого [20] (рис. 5).

«Архитектором» этого сооружения был местный священник протоирей Николай Запорожец. Составление проекта самим священником было продиктовано экономическими соображениями, т.е. недостаточным количеством денежных средств на строительство. Возведен храм был исключительно на пожертвования прихожан. Отец Николай изучил старорусскую архитектуру Москвы, Новгорода и сделал макет церкви из картона. После этого, с Божьей помощью, сам сделал и все расчеты. Но это еще не все: священник был не только вдохновителем строительства храма – он сам принимал активное участие в его строительстве. Отцу Николаю пришлось стать и каменщиком, и сварщиком, и инженером, и отбойщиком. Внутреннюю роспись, святые лики, иконостас писал тоже сам отец Николай [21].  

Замысел казачьего «архитектора» очень своеобразен. По своей стилистики, это храм, конечно, эклектичен. Но, главная стилистическая особенность заключается в том, что в этом проекте соединено «несоединимое». А именно, к храму в чисто русском стиле с узорочьем из красного кирпича пристроен в виде алтаря портик колонн, схожих с колоннадой Исаакиевского собора в г. Санкт-Петербурге. Местные жители так его и называют «кущевский Исаакий» [24].

 

  

 

 

Рис. 5. Храм Иоанна Богослова, ст.Кущевская [22]

Рис. 6. Храм Иоанна Богослова,
 ст. Кущевская [23]

 

 

Объемно-планировочное решение несколько схоже с предыдущим исследуемым объектом. А именно – на одну ось «нанизывается» колокольня с высоким светлым шатровым завершением, трапезная, основной объем – 2-х этажный четверик, завершающийся пятиглавием (главки луковичной формы), далее алтарная часть, украшенная портиком и завершенная маковкой на светлом барабане. Общий план и силуэт в целом симметричен. При таком решении основным предметом спора среди специалистов и просто прихожан вызывает, конечно, классический треугольный фронтон портика, вертикальное членении колонны в виде тосканского ордера, их место в общей композиции храма и влияние на образ храма в целом. Несколько утрачивается целостность композиции, но в тоже время возникают ассоциации с монументальными, торжественным обликом. Основной материал – кирпич, еще больше подчеркивает это впечатление, не смотря на декоративную кирпичную кладку и контраст между красной стеной и белыми колоннами. Колокола для звонницы отливали в Свердловской области на военном заводе. Напротив, алтарной части в ограде построены кирпичные Святые ворота с тремя арочными проходами, которые завершаются тремя главками, которые органично сочетаются с обликом храма, отдельными элементами, стилевой кирпичной кладкой и как оформляют в целом, прихрамовую территорию. Интерьерное решение скромное и каноничное (рис. 7). Роспись покрывает стены и подкупольное пространство купола. Резной иконостас, полы выложенные плиткой в сочетании белой и черной плитки, оживляют просторное светлое пространство. Благоприятный микроклимат: в зимнее время – теплый пол дает дополнительное тепло, а летом прохладу. Все располагает к умиротворенной молитве прихожан.

Анализ представленных храмов показывает, что сейчас в храмостроении существует тенденция обращения к традиции. И в то же время, «современная храмовая архитектура находится в состоянии поиска новых средств выразительности, которые при использовании современных материалов и технологий позволили бы выразить основное символическое содержание церковной архитектуры. Традиция, по мнению многих, – необходимый фундамент, позволяющий разрабатывать новые идеи формообразования, которые приведут, в итоге, к созданию нового стиля. Преобладающее на данный момент стилизаторство можно рассматривать как временное вынужденное явление, промежуточный этап в освоении современными архитекторами нового для них художественного языка» [26, с. 35].

 

Рис. 7. Храм Иоанна Богослова, ст. Кущевская. Интерьер [25] 

Выводы.

– Рассмотренные объекты: храм святого Владимира в г. Сочи и храм в станице Кущевской не могут являться «образцами» в современном храмостроении, но имеют полное право на существование.

– Несмотря на то, что каждый храм имеет совершенно индивидуальный архитектурно-художественный облик, различное конструктивное решение, различные градостроительные и климатические условия возведения, использованы совершенно разные строительные материалы, и наконец, личные предпочтения создателей (профессиональный архитектор и священник, который непосредственно причастный к канонам Православной Церкви), их объединяют общие черты. Это, в первую очередь, сакральность –  наблюдается через купольные завершения (купольные храмы ассоциируются с небом), а объемно - пространственные решения – по принципу «корабля». Облик храмов демонстрирует соответствие представлениям символического церковного вероучения. Поэтому в храмы не привнесено ничего такого, чтобы отвлекаться во время таинства, молитвы прихожан.

– Можно определить, что обращение зодчих – профессионального архитектора Д.Соколова и архиерея Николая Запорожца к историческим формам и говорит о преемственности традиций в архитектуре, о православном подходе, где архитектор ставит не собственную архитектурную интерпретацию, а огромный творческий опыт, сформированный на протяжении двух тысяч лет.

– Преемственность традиций архитектурно - художественных образов храмов была привнесена из Новгородской, Псковской, Московской школы. Активно использовались элементы «русского узорочья», классицизма и эклектики, соблюдены основные каноны храмостроительства.

– Совмещение в своем творчестве традиционность основного решения с современными строительными условиями и материалами – это, еще одна черта, которая объединяет создателей храмов, построенных в южных регионах нашей страны.

– Необходимо, изучая наследие XX века, не реанимировать его в постройках, не повторять ошибки прошлого, а искать образ храма в рамках современной архитектуры.  Увязать формы с современными технологиями.

Очевидно, для Церкви актуально развитие собственного комплексного направления в архитектуре и искусстве, основанного на консервативном и устойчивом методе проектирования, охватывающем не только храмы, но и объекты инфраструктуры, строительные и технологические аспекты [27].

Перед современными архитекторами встает трудная задача – возрождение традиционного творческого архитектурного метода. Существует огромное количество объективных архитектурных знаний и законов, которые нужно применять архитектору в творчестве храмостроения. Необходимо тщательное изучение памятников традиционной архитектуры, где самое пристальное внимание следует обратить на православное зодчество.

Преемственность традиции в храмовом зодчестве непременно будет рождать новые образы, но уже наполненные высоким интеллектуальным и духовным содержанием, отражая не архитектурную философию, а в первую очередь, основы православной веры. Очень важно, чтобы изучение теоретического наследия, истории архитектуры было не только историографическим, но, чтобы изучение было творческим, живым. Не для созерцания, а для созидания. Возрождение такого подхода к изучению (созидательного) также будет отражать творческий характер православной веры. Ведь до ХХ века преемственность в творчестве архитекторов была всегда и служила поводом для создания новых стилей. На примере всей истории архитектуры можно решительно сделать вывод, что преемственность традиций не является помехой для новаторства, которое так ценится архитекторами.

References

1. Shonin A.V., Sokolova T.B., Trebunskikh A.V. Experience of new temple-building: traditions and modernity. [Opyt novogo hramostroeniya : tradicii i sovremennost']. Ustojchivoe razvitie gorodskoj sredy. Sbornik statej, pod red. M.I. Bal'zannikova, K.S. Galickova, E.A. Ahmedovoj, E.G. Vyshkina, F. Svitala; ASI SamGTU Samara: Publisher: Samara State University of Architecture and Civil Engineering. 2016. Pp. 105–116. (rus)

2. Korenkova G.V., Chernysh N.D., Mityakina N.A. Adherence to the traditions of Russian Orthodox church building in the formation of special knowledge of future designers. [Priverzhennost' tradiciyam russkogo pravoslavnogo hramostroeniya pri formirovanii special'nyh znanij budushchih proektirovshchikov]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2016. No.6. Pp. 105–108. (rus)

3. Chernysh N.D. Preservation of traditions in temple-building: monograph. [Sohranenie tradicij v hramostroitel'stve: monografiya]. Belgorod: Publishing House of BSTU, 2014. 128 p. (rus)

4. Bochkovskaya V.I., Grechneva N.V., Pervushina O.V. The value of Byzantine traditions in modern temple-building in Russia. [Znachenie vizantijskih tradicij v sovremennom hramostroenii v Rossii]. Art and Education. M. Publisher: International Center "Art and Education". 2018. No.4. (114). Pp. 31–39. (rus)

5. Esaulov G.V. Orthodox Church: architecture and engineering. [Pravoslavnyj hram:arhitektura i inzheneriya]. Avok: Ventilation, heating, air conditioning, heat supply and building thermal physics. M. Publisher: Information and Publishing Enterprise "Avok-Press". 2017. No. 2. Pp. 4–13. (rus)

6. Belyaev V.Yu. The concept of the Orthodox church of the future: the image of the temple of the XXII century [Koncepciya pravoslavnogo hrama budushchego: obraz hrama XXII veka]. Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie v MARHI. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, professorsko-prepodavatel'skogo sostava, molodyh uchenyh i studentov. Moskva. 2018. Pp. 142–143. (rus)

7. Kishkinova E.M., Moskvitina E.I. The origins of the architectural appearance of the church of the icon of the Mother of God of the Hodegetria in Aksai. [Istoki formirovaniya arhitekturnogo oblika cerkvi ikony bozhiej materi odigitriya v Aksae]. Scientific almanac. Tambov: Publisher: LLC "Consulting company Ucom". 2019. No. 5–3 (55). Pp. 159–161. (rus)

8. Mamaev N.N. Trends in modern cult architecture (on the example of the Orthodox churches of Yekaterinburg) [Tendencii sovremennoj kul'tovoj arhitektury (na primere pravoslavnyh hramov Ekaterinburga)]. Architecton: Bulletin of universities. 2006. No.3 (15). 16 p. (rus)

9. Ilyin I.A. The path to evidence [Put' k ochevidnosti]. Moscow. Izd. Dar, 2017. 352p.(rus)

10. Ikonnikov A.V. The artistic language of architecture. [Hudozhestvennyj yazyk arhitektury]. Moscow: Art, 1985. 175 p. (rus)

11. Levshekov S.S. The modular design system of Orthodox churches. [Modul'naya sistema proektirovaniya pravoslavnyh hramov]. Engineering Herald of the Don. 2019. No. 1 (52). 135 p. (rus)

12. The word of His Holiness Patriarch Kirill at the opening of the 4th Christmas parliamentary meetings in the Federation Council. [Slovo Svyatejshego Patriarha Kirilla na otkrytii IV Rozhdestvenskih parlamentskih vstrech v Sovete Federacii]. Russian Orthodox Church. The official website of the Moscow Patriarchate. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4362065.html (date of treatment: 1.12. 2019).

13. Pimenova G.I., Kozhevin A.E. Traditions and modernity in Orthodox church building. [Tradicii i sovremennost' v pravoslavnom hramostroenii]. Sovremennye tekhnologii i metodiki v arhitekturno - hudozhestvennom obrazovanii. Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferenciya. Novosibirsk. 2016. Pp. 341–343. (rus)

14. The project of the Orthodox Church of the Holy Equal-to-the-Apostles Prince Vladimir, Sochi, ul. Grape, d.18. (Temple for 1,400 people). The author of the project. Architect Sokolov D.S. [Proekt pravoslavnogo hrama Svyatogo Ravnoapostol'nogo knyazya Vladimira, g. Sochi, ul. Vinogradnaya, d.18. (Hram na 1 400 chelovek). Avtor proekta - Arhitektor Sokolov D.S.]. Architectural and art workshops of the Danilov Monastery. URL: https://mdmas.ru/hramostroitelst_126.html (date of treatment: 28.11.2019)

15. Our temple. Photos of our temple. [Nash hram. Fotografii nashego hrama]. Cathedral of the Holy Equal-to-the-Apostles Grand Duke. URL: http: //hram-vladimira-sochi.ru/foto/? PAGE_NAME = detail & SECTION_ID = 9 & ELEMENT_ID = 5469 (date of treatment:1.12.2019)

16. In Sochi, the temple of Prince Vladimir became the Cathedral. [V Sochi hram Knyazya Vladimira stal Kafedral'nym soborom]. Sochi24.tv URL: https: //sochi24.tv/index.php/sochi/v-sochi-khram-knyazya-vladimira-stal-kafedralnym-soborom (date of treatment:1.12.2019)

17. Architecture and shrines of the St. Vladimir Church in Sochi. [Arhitektura i svyatyni Svyato-Vladimirskoj cerkvi v Sochi]. South of the Russian Federation. URL: yugarf.ru/hram-svyatogo-knyazya-vladimira-v-sochi/(date of treatment:15.11.2019)

18. Our temple. Photos of our temple. [Nash hram. Fotografii nashego hrama]. Cathedral of the Holy Equal-to-the-Apostles Grand Duke. URL: http: //hram-vladimira-sochi.ru/foto/? PAGE_NAME = detail & SECTION_ID = 9 & ELEMENT_ID = 5473 (date of treatment:1.12.2019)

19. Photo temple of St. John the Evangelist in the city of Kushchevskaya. [Foto hram svyatogo Ioanna Bogoslova v gorode Kushchevskaya]. Photocities. URL: http: //photogoroda.com/foto-53873-hram-svyatogo-ioanna-bogoslova.html (date of treatment:1.12.2019)

20. Church of St. John the Evangelist [Cerkov' Ioanna Bogoslova]. Guide Rostov. URL: http://www.rostovgid.ru/architecture/monastery/tserkov-ioanna-bogoslova-8431.html (date of treatment:3.12.2019)

21. Archpriest Nikolai Zaporozhets went to the Lord. [Otoshel ko Gospodu protoierej Nikolaj Zaporozhec]. Religion of Russia. Weekly all-Russian newspaper. URL: http: //www.religruss.info/10886-otoshel-ko-gospodu-protoierey-nikolay-zaporozhec.html (date of treatment:21.11.2019)

22. Kushchevskaya. Church of St. John the Evangelist. [Kushchyovskaya. Cerkov' Ioanna Bogoslova]. Sobory.ru. URL: http: //sobory.ru/photo/70269 (date of treatment:1.12.2019)

23. Kushchevsky Isaac. [Kushchyovskij Isaakij]. Turbina.ru URL: https://turbina.ru/guide/Kutstchevskaya-Rossiya-87395/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Ioanno-Bogoslovskiy-khram-4557070 / Otzyv / Kutstch-vskiy-Isaakiy-72214 / photo2090713 / (date of treatment:1.12.2019)

24. Kushchevskaya. Church of St. John the Evangelist. St. John the Theological Church. [Kushchyovskaya. Cerkov' Ioanna Bogoslova. Ioanno-Bogoslovskij hram]. Sobory.ru. URL: http://sobory.ru/article/?object=13647 (date of treatment:21.11.2019)

25. Temple of St. John the Evangelist. Kushchevskaya, April 2016. [Hram Ioanna Bogoslova. Kushchevskaya, aprel' 2016]. Architectural heritage. URL: https: //arch heritage.livejournal.com/2958825.html (date of treatment:1.12.2019)

26. Kuzmin M.A. Revival of church construction in modern Russia. [Vozrozhdenie cerkovnogo stroitel'stva v sovremennoj Rossii]. Bulletin of Slavic cultures. 2012. No. XXIII. Pp.31–36. (rus)

27. Borisov S.V. Modernity and tradition in the architecture of Orthodox churches. [Sovremennost' i tradiciya v arhitekture pravoslavnyh hramov]. Architecton: news of universities. 2017. No. 1 (57). Pp. 201–218. (rus)


Login or Create
* Forgot password?