сотрудник с 01.01.2000 по 01.01.2019
Rostov-on-Don, Ростовская область, Россия
аспирант с 01.01.2015 по 01.01.2020
Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
УДК 72 Архитектура
ГРНТИ 67.07 Архитектура
ОКСО 07.06.01 Архитектура
ББК 8511 Архитектура
ТБК 8521 Теория и история архитектуры
BISAC ARC014010 Historic Preservation / Restoration Techniques
Статья носит обзорно-аналитический характер и посвящена рассмотрению актуальных вопросов о проблемах современного православного храмостроения южно-российского региона на примере Кафедрального собора святого равноапостольного великого князя Владимира в г. Сочи и храма во имя святого Апостола Иоанна Богослова в ст.Кущевке, Краснодарского края. Постановка проблемы исследования заключается в выявлении традиционных и новаторских элементов архитектурно-художественного образа храмов. Проводиться архитектурно- художественный и композиционный анализ архитектуры двух современных православных храмов южного региона. Дается характеристика архитектурного образа храма, выявляется соотношение традиции и новаторства. На представленных примерах, методом сравнительного анализа проведен подробный разбор храмов по композиционным, конструктивным, художественным, стилистическим характеристикам архитектуры. Представлены выводы о создании архитектурных образов православных храмов применительно к исследуемым примерам, о влиянии традиционных исторических тенденций на современный облик культовых сооружений. Каждый храм имеет совершенно индивидуальный современный архитектурно-художественный образ, различные конструктивные решения и градостроительные и климатические условия возведения. Использованы совершенно разные строительные материалы, и личные предпочтения создателей. Но их объединяют некоторые общие принципы символического церковного вероучения. Сделаны предположения о возможных путях дальнейшей эволюции работы архитектора православной храмовой архитектуры в современных условиях.
храмостроительство, архитектурный образ, традиция, новаторство, южный регион, «кущевский Исаакий», кафедральный собор.
Введение. В последние годы XX столетия и начала XXI века, у большинства людей культуры и искусства, архитекторов и строителей, и у всех неравнодушных людей, очень остро стоит вопрос бережного сохранения преемственности, как фундамента цивилизационных процессов в эволюции архитектуры и храмостроения, где ключевой проблемой является поиск образного решения культового сооружения. Эта тема актуальна и неизбежно порождает, особенно в среде ученых и специалистов-практиков, необходимость критического осмысления, глубинного анализа, сверки с богословскими основаниями того, что было сделано за вековой период. Сегодня данная тема освящена в многочисленных исследованиях в области храмостроения и истории церковной архитектуры, такими авторами как: Шонин А.В., Соколова Т.Б., Требунских А.В., Коренькова Г.В., Черныш Н.Д., Митякина Н.А., Черныш, Н.Д. [1–4]. К примеру, Есауловым Г.В., в статье «Православный храм и инженерия», поднимается вопрос о совмещении создания новых решений образа православного храма с современной инженерией храмостроения и смене приемов формообразования [5]. В монографии Беляева В.Ю. анализируются исторические пути храмового зодчества и предлагаются концепции православного храма будущего [6]. Ряд немногочисленных трудов посвящен рассмотрению региональной специфике храмостроения, например, казачьих традиций [7]. Гамма оптимистических поисков в православном храмостроении очень разнообразна. Ставшее изначально условие связи традиций, как продолжение воспроизведения сложившихся в Российской империи образов, все чаще вызывает дискуссии по вопросам соотношения традиций и новаторства.
«Традиция церковного строительства, как и многие другие традиции в дореволюционной России, была прервана на 70 лет [8, с.16]». Еще русский философ Иван Ильин писал о том, что главным тяжелым и опасным наследием революций в России является утрата истинного академического уровня [9].
Соответственно в начале 21 века началось восстановление традиции церковного строительства практически с нуля. Андрей Иконников в книге «Художественный язык архитектуры» писал о том, что появившийся разрыв между темпами материального прогресса и духовным развитием человека можно восполнить, обращаясь к мощным пластам культуры прошлого, используя их для строительства будущего [10]. Но, тем не менее, все больше проявляется отход от традиционного стилевого проектирования, что приводит к потере свойственного в архитектуре пространственности форм и утрате символического образа.
А символический художественный образ в архитектуре храма является основополагающим символом христианской веры, соответственно внешний облик храма должен демонстрировать ни какую-либо архитектурную концепцию, а фундаментальные ценности православного вероучения.
Для верующих храм – это модель мироздания, в его убранстве воплощается представление о красоте мира земного и непостижимом величии мира небесного.
Проблема образа современного храма стоит очень остро и открыто, затрагивается все больше, хотя в последние годы наметились тенденции по обсуждению данной проблемы исследователями, архитекторами и церковью. Проводятся разные конкурсы и разработаны проекты, например: Международный конкурс проектов русского культурного и духовного центра в Париже 2010г, Инновационный проект православного храма из дерева 2011г, разработана проект «200 храмов» (Москва). В настоящее время уделяется даже внимание разработке модульной системе проектирования храма с изменяемыми архитектурными элементами. Такие проекты уже осуществлены в Москве [11, с.135].
Все это обнажает множество проблем. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ в 2016 году, определил соотношение традиции и новации как «один из самых важных вопросов, от решения которых зависит развитие человеческого общества [12].
Архитектурный образ является синтезированным проявлением религиозно-эстетических функций и идей, культурных и национальных особенностей. Кроме того, в каждый конкретно-исторический период культовые объекты строились на основе современных для того периода строительных технологий и материалов, что привело к появлению богатейшего наследия в культовом зодчестве и православном храмостроении как его составляющей. Не случайно принято считать, что в архитектуре храмов отражена эпоха в целом. А значит современная эпоха должна рождать новые современные формы, которые берут начало в архитектурном наследии и предоставляет возможность переносить содержание (идеи храма как дома бога на земле) в новое время [13, С. 341–343].
Объектом исследования является архитектура двух храмов южного региона.
Цель исследования заключается в рассмотрении архитектурно-художественного образа и выявление традиционных элементов решения возводимых зданий на примерах объектов культового назначения, построенных в южном регионе в 1996 году и в 2011 году, в тенденциях современного храмостроения, так же, на примере рассмотренных объектов, подчеркнуть значимость и предпочтительность метода современного храмостроения как правильное взаимодействие традиционного и новаторского начал.
Задача исследования заключается в установлении влияния элементов традиций на современный архитектурно-художественный образ выбранных храмов.
Методология. Метод исследования основан на архитектурно-художественном анализе и сравнительно-историческом анализе.
Основная часть. Сегодняшняя архитектурная система ценностей, которая основывается на теории архитектуры XX века, не вполне подходит для создания концепции формирования образа православного храма. В настоящее время в профессиональном сообществе новаторство в эстетике является главной целью, а его залогом архитектор видит часто отрицание традиций.
Чтобы определить верный архитектурный подход для решения обозначенной проблемы, следует обращаться не к архитектурным концепциям и теориям, а к наследию прошлого и православному богословию.
Одно из рассматриваемых зданий – Кафедральный собор Святого равноопольстовского князя Владимира располагается в центральном районе города Сочи на улице Виноградной (Рис.1). Возвышенность (гребень и склон гор Виноградной), на которой построен храм, позволяет видеть купола из разных мест города. Храм возводили в течение пяти лет по проекту архитектора Дмитрия Сергеевича Соколова, освящение состоялось в 2011 году. Храм был назван в честь князя Владимира, с чьим именем связано крещение Руси в 988 году. Необычная история строительства данного объекта. На месте строительства был уже вырыт глубокий котлован под проект другой церкви, поэтому добавились два подземных этажа. Архитектор Д.С. Соколов из недостатков сумел сделать достоинства: дополнительные эвакуационные выходы, в виде крылец и галерей придали церковному сооружению неповторимость и новые «приморские черты». А в нижнем этаже расположился придел в честь святого Николая Чудотворца. Храм бесстолпный, одноглавый, в цокольном этаже ризница, с небольшой колокольней и трехчастной апсидой, в плане 18,5×18,5 м. Кроме того, Строительный материалом, используемый для возведения храма Святого Владимира – высокопрочный бетон. Стал первым в истории России и Европы монолитным храмом [14].
|
|
Рис. 1. Кафедральный собор Святого |
Рис. 2. Кафедральный собор Святого равноопольстовского князя Владимира, г. Сочи |
Храм обладает способностью противостоять землетрясению в 12 баллов. Аналогов этому объекту нет в южно-российском регионе. Фантазия архитектурного образа богата и выражается в пышности архитектурно-художественного облика здания. Сооружение красочно и содержит большое количество деталей. Это монументальный однокупольный храм, включающий колокольню. В объемных формах основного здания воспроизводятся формы новгородского, московского, псковского зодчества. Богатое декоративное убранство отсылает к прочтению русского узорочья, которое, как известно, было сформулировано, как архитектурный стиль в XVII веке на территории Русского государства. Затейливые формы, обилие декора, некоторая сложность композиции и живописный силуэт здания церкви «говорят» и о стилевой эклектичности, и об исключительном «праздничном» характере этой постройки. Не только декор обуславливает «царскую» архитектуру храма, но и ее объемно-пространственном построении. Центральный объем- «четверик храма» представляет собой двусветное бесстолпное пространство, перекрытое уникальной системой перекрещивающихся арок, завершается по вертикали восьмиоконным световым барабаном. Остальные части храма, начиная с маленькой западной паперти, как бы плавно перетекает в притвор колокольни, освещенной с двух сторон шестью арочными окнами через затемненное пространство трапезной к кажущемуся огромным и светлым объему самого храма с парящими по высоте подпружными арками [17].
Такое решение всячески указывает на величественную простоту и образ «корабля». Колокольня решена в типичном для русской храмовой архитектуре по канонам церкви построении. Четыре круглых столпа ее держат подклолокольные балки и луковичную главку на пьедестале из 2-х пересекающихся сводов. На колокольне устроено 12 колоколов, общий их вес составляет 7,5 тонн. Отливку колоколов выполняли мастера воронежской литейной, в том числе и керамической мастерской «Вера». Два боковых служебных входа – северный и южный оформлены в виде крылец. Относительно рельефа местности южное крыльцо существенно приподнято над уровнем земли. Маленькие купола луковичной формы с крестами возвышаются над крышами обоих крылец. Крыльцо главного входа также завершается небольшим куполом. Над ними же расположена икона святого Владимира в окружении. Архитектурно-художественный облик сформирован огромнейшим количеством декоративных деталей: цветные изразцовые карнизы, наличники узких стрельчатых окон, арки на стенах, декор колонн, капителей колонн. Основной цвет фасада – белый, но разноцветные декоративные элементы, их детали придают необыкновенную красоту и сказочность храму. Объемные накладки и цветные узоры художественно оформляют стены по периметру. Колонны на входах выделяются рельефными кружевными орнаментами. «Райские» птицы – символ возрождения к новой жизни «восседают» в некоторых частях колокольни над орнаментами. Внешний вид барабана – это еще одна особенность храма. Между окнами барабана размещены керамические фигуры апостолов, их высота – 4,5 метров и покрыты они разноцветной поливой. Лепные шестикрыльные серафимы выделяются над арками окон. Большой шлемовидный купол над основным объемом, купол-луковичка над колокольней и маленькие луковички над апсидой алтаря и входными портиками крыши, «позолотили» нитритом титана для придания блеска и долговечности.
|
|
Рис. 3. Кафедральный собор Святого |
Рис. 4. Храм Иоанна Богослова, ст. Кущевская [19] |
Внутренне убранство не уступает внешнему оформлению (рис. 3). Палехские иконописцы расписывали стены изнутри. Росписи выполнялись в стиле традиционной фрески XVII века стойкими красками, учитывая влажность черноморского климата. Библейские события и сюжеты из жизни князя Владимира – это главные мотивы фресковой живописи храма дополняются четырехъярусным резным иконостасом. Художники иконописной палехской мастерской Ивана Лебедева и Александра Гусавского, занимавшиеся оформлением иконостаса, выполняли свою работу в каноническом стиле и равнялись на лучшие образцы русской иконописи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рассмотренном объекте Соколовым достигнуто соотношение между традицией и новаторством, архитектор создал новый образ, бережно хранящий черты традиции.
Не меньший интерес представляет собой храм Иоанна Богослова (рис. 4), построенный в 1996году в станице Кущевской (Кущевский район Краснодарского края). Возведен храм на берегу реки Еи и представляет собой архитектурную доминанту станицы. У него есть своя давняя строительная история, и она началась от 04 апреля 1796 года в селении Кущевском на основании Уведомления Черноморского войского правительства Епископом Феодоским и Мариупольским Иовом было разрешено воздвигнуть храм во имя святого Иоанна Богослова. Храм был заложен к декабрю 1797 года (по отчетам войского правительства).
Церковь была деревянной. В 1825, 1896, 1908 гг. она обновлялась и ремонтировалась. В 1951 году при храме уже построена церковно-приходская школа в виде большого каменного дома. А в 30-е годы старый казачий храм был разрушен. До войны церковь в станице была запрещена. В 1942 году при немецких оккупантах началась церковная служба в полуземлянке на окраине станицы. После оккупации служба переместилась в турлучную хатенку, купленную у некой Юдиной, которая досуществовала до 1996года. В 1996 году в станице Кущевской был освящен новый храм во имя святого Апостола Иоанна Богослова. Церковь Иоанна Богослова представляет собой большое кирпичное здание, основной объем которого имеет два этажа и пятиглавое венчание. Колокольня с высоким светлым шатровым завершением соединена трапезной с основным объемом. Алтарная часть здания украшена портиком с колоннами и завершена маковкой на светлом барабане. Над колоннами установлено панно с изображением Святого [20] (рис. 5).
«Архитектором» этого сооружения был местный священник протоирей Николай Запорожец. Составление проекта самим священником было продиктовано экономическими соображениями, т.е. недостаточным количеством денежных средств на строительство. Возведен храм был исключительно на пожертвования прихожан. Отец Николай изучил старорусскую архитектуру Москвы, Новгорода и сделал макет церкви из картона. После этого, с Божьей помощью, сам сделал и все расчеты. Но это еще не все: священник был не только вдохновителем строительства храма – он сам принимал активное участие в его строительстве. Отцу Николаю пришлось стать и каменщиком, и сварщиком, и инженером, и отбойщиком. Внутреннюю роспись, святые лики, иконостас писал тоже сам отец Николай [21].
Замысел казачьего «архитектора» очень своеобразен. По своей стилистики, это храм, конечно, эклектичен. Но, главная стилистическая особенность заключается в том, что в этом проекте соединено «несоединимое». А именно, к храму в чисто русском стиле с узорочьем из красного кирпича пристроен в виде алтаря портик колонн, схожих с колоннадой Исаакиевского собора в г. Санкт-Петербурге. Местные жители так его и называют «кущевский Исаакий» [24].
|
|
Рис. 5. Храм Иоанна Богослова, ст.Кущевская [22] |
Рис. 6. Храм Иоанна Богослова, |
Объемно-планировочное решение несколько схоже с предыдущим исследуемым объектом. А именно – на одну ось «нанизывается» колокольня с высоким светлым шатровым завершением, трапезная, основной объем – 2-х этажный четверик, завершающийся пятиглавием (главки луковичной формы), далее алтарная часть, украшенная портиком и завершенная маковкой на светлом барабане. Общий план и силуэт в целом симметричен. При таком решении основным предметом спора среди специалистов и просто прихожан вызывает, конечно, классический треугольный фронтон портика, вертикальное членении колонны в виде тосканского ордера, их место в общей композиции храма и влияние на образ храма в целом. Несколько утрачивается целостность композиции, но в тоже время возникают ассоциации с монументальными, торжественным обликом. Основной материал – кирпич, еще больше подчеркивает это впечатление, не смотря на декоративную кирпичную кладку и контраст между красной стеной и белыми колоннами. Колокола для звонницы отливали в Свердловской области на военном заводе. Напротив, алтарной части в ограде построены кирпичные Святые ворота с тремя арочными проходами, которые завершаются тремя главками, которые органично сочетаются с обликом храма, отдельными элементами, стилевой кирпичной кладкой и как оформляют в целом, прихрамовую территорию. Интерьерное решение скромное и каноничное (рис. 7). Роспись покрывает стены и подкупольное пространство купола. Резной иконостас, полы выложенные плиткой в сочетании белой и черной плитки, оживляют просторное светлое пространство. Благоприятный микроклимат: в зимнее время – теплый пол дает дополнительное тепло, а летом прохладу. Все располагает к умиротворенной молитве прихожан.
Анализ представленных храмов показывает, что сейчас в храмостроении существует тенденция обращения к традиции. И в то же время, «современная храмовая архитектура находится в состоянии поиска новых средств выразительности, которые при использовании современных материалов и технологий позволили бы выразить основное символическое содержание церковной архитектуры. Традиция, по мнению многих, – необходимый фундамент, позволяющий разрабатывать новые идеи формообразования, которые приведут, в итоге, к созданию нового стиля. Преобладающее на данный момент стилизаторство можно рассматривать как временное вынужденное явление, промежуточный этап в освоении современными архитекторами нового для них художественного языка» [26, с. 35].
Рис. 7. Храм Иоанна Богослова, ст. Кущевская. Интерьер [25]
Выводы.
– Рассмотренные объекты: храм святого Владимира в г. Сочи и храм в станице Кущевской не могут являться «образцами» в современном храмостроении, но имеют полное право на существование.
– Несмотря на то, что каждый храм имеет совершенно индивидуальный архитектурно-художественный облик, различное конструктивное решение, различные градостроительные и климатические условия возведения, использованы совершенно разные строительные материалы, и наконец, личные предпочтения создателей (профессиональный архитектор и священник, который непосредственно причастный к канонам Православной Церкви), их объединяют общие черты. Это, в первую очередь, сакральность – наблюдается через купольные завершения (купольные храмы ассоциируются с небом), а объемно - пространственные решения – по принципу «корабля». Облик храмов демонстрирует соответствие представлениям символического церковного вероучения. Поэтому в храмы не привнесено ничего такого, чтобы отвлекаться во время таинства, молитвы прихожан.
– Можно определить, что обращение зодчих – профессионального архитектора Д.Соколова и архиерея Николая Запорожца к историческим формам и говорит о преемственности традиций в архитектуре, о православном подходе, где архитектор ставит не собственную архитектурную интерпретацию, а огромный творческий опыт, сформированный на протяжении двух тысяч лет.
– Преемственность традиций архитектурно - художественных образов храмов была привнесена из Новгородской, Псковской, Московской школы. Активно использовались элементы «русского узорочья», классицизма и эклектики, соблюдены основные каноны храмостроительства.
– Совмещение в своем творчестве традиционность основного решения с современными строительными условиями и материалами – это, еще одна черта, которая объединяет создателей храмов, построенных в южных регионах нашей страны.
– Необходимо, изучая наследие XX века, не реанимировать его в постройках, не повторять ошибки прошлого, а искать образ храма в рамках современной архитектуры. Увязать формы с современными технологиями.
Очевидно, для Церкви актуально развитие собственного комплексного направления в архитектуре и искусстве, основанного на консервативном и устойчивом методе проектирования, охватывающем не только храмы, но и объекты инфраструктуры, строительные и технологические аспекты [27].
Перед современными архитекторами встает трудная задача – возрождение традиционного творческого архитектурного метода. Существует огромное количество объективных архитектурных знаний и законов, которые нужно применять архитектору в творчестве храмостроения. Необходимо тщательное изучение памятников традиционной архитектуры, где самое пристальное внимание следует обратить на православное зодчество.
Преемственность традиции в храмовом зодчестве непременно будет рождать новые образы, но уже наполненные высоким интеллектуальным и духовным содержанием, отражая не архитектурную философию, а в первую очередь, основы православной веры. Очень важно, чтобы изучение теоретического наследия, истории архитектуры было не только историографическим, но, чтобы изучение было творческим, живым. Не для созерцания, а для созидания. Возрождение такого подхода к изучению (созидательного) также будет отражать творческий характер православной веры. Ведь до ХХ века преемственность в творчестве архитекторов была всегда и служила поводом для создания новых стилей. На примере всей истории архитектуры можно решительно сделать вывод, что преемственность традиций не является помехой для новаторства, которое так ценится архитекторами.
1. Шонин А.В., Соколова Т.Б., Требунских А.В. Опыт нового храмостроения: традиции и современность // Устойчивое развитие городской среды. Сборник статей, под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой, Е.Г. Вышкина, Ф. Свитала; АСИ СамГТУ, Самара: Издательство: Самарский государственный архитектурно-строительный университет. 2016. C.105–116.
2. Коренькова Г.В., Черныш Н.Д., Митякина Н.А. Приверженность традициям русского православного храмостроения при формировании специальных знаний будущих проектировщиков // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. №6. C.105–108.
3. Черныш Н.Д., Коренькова Г.В. Сохранение традиций в храмостроительстве: монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. 128 с.
4. Бочковская В.И., Гречнева Н.В., Первушина О.В. Значение византийских традиций в современном храмостроении в России // Искусство и образование. М. Изд-во: Международный центр "Искусство и образование". 2018. №4(114). C. 31–39.
5. Есаулов Г.В. Православный храм: архитектура и инженерия. Авок: Вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, теплоснабжение и строительная теплофизика. М. Издательство: Информационно-издательское предприятие "Авок-Пресс". 2017. №2. C.4–13.
6. Беляев В.Ю. Концепция православного храма будущего: образ храма ХХII века / Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Москва. 2018. C.142–143.
7. Кишкинова Е.М., Москвитина Е.И. Истоки формирования архитектурного облика церкви иконы божией матери одигитрия в Аксае // Научный альманах. Тамбов: Издательство: ООО "Консалтинговая компания Юком". 2019. №5-3(55). C. 159–161.
8. Мамаева Н.Н. Тенденции современной культовой архитектуры (на примере православных храмов Екатеринбурга) // Архитектон: Известия вузов. 2006. №3(15). C. 16
9. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. Изд. Даръ. 2017. C.352.
10. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М: Искусство,1985. 175 с.
11. Левшеков С.С. Модульная система проектирования православных храмов // Инженерный вестник Дона. 2019. №1 (52). С.135.
12. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации. [Электронный ресурс]. Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4362065.html (дата обращения 1.12.2019).
13. Пименова Г.И., Кожевин А.Е. Традиции и современность в православном храмостроении // Современные технологии и методики в архитектурно - художественном образовании. Международной научно-методической конференция. Новосибирск. 2016. С.341–343.
14. Проект православного храма Святого Равноапостольного князя Владимира, г. Сочи, ул. Виноградная, д.18. (Храм на 1 400 человек). Автор проекта - Архитектор Соколов Д.С. [Электронный ресурс]. Архитектурно-художественные мастерские Данилова монастыря. URL: https://mdmas.ru/hramostroitelst_126.html (дата обращения 28.11.2019).
15. Наш храм. Фотографии нашего храма. [Электронный ресурс]. Кафедральный собор святого равноапостольного великого князя. URL:http://hram-vladimira-sochi.ru/foto/?PAGE_NAME=detail&SECTION_ID=9&ELEMENT_ID=5469(дата обращения 1.12.2019).
16. В Сочи храм Князя Владимира стал Кафедральным собором. [Электронный ресурс].sochi24.tv URL:https://sochi24.tv/index.php/sochi/v-sochi-khram-knyazya-vladimira-stal-kafedralnym-soborom (дата обращения 1.12.2019).
17. Архитектура и святыни Свято-Владимирской церкви в Сочи. [Электронный ресурс]. Юга РФ URL: yugarf.ru/hram-svyatogo-knyazya-vladimira-v-sochi/(дата обращения 15.11.2019)
18. Наш храм. Фотографии нашего храма. [Электронный ресурс]. Кафедральный собор святого равноапостольного великого князя. URL:http://hram-vladimira-sochi.ru/foto/?PAGE_NAME=detail&SECTION_ID=9&ELEMENT_ID=5473 (дата обращения 1.12.2019).
19. Фото храм святого Иоанна Богослова в городе Кущевская. [Электронный ресурс]. Фотогорода. URL:http://photogoroda.com/foto-53873-hram-svyatogo-ioanna-bogoslova.html (дата обращения 1.12.2019).
20. Церковь Иоанна Богослова [Электронный ресурс]. Гид Ростов. URL: http://www.rostovgid.ru/architecture/monastery/tserkov-ioanna-bogoslova-8431.html (дата обращения 3.12.2019).
21. Отошел ко Господу протоиерей Николай Запорожец. [Электронный ресурс]. Религия России. Еженедельная общероссийская газета. URL:http://www.religruss.info/10886-otoshel-ko-gospodu-protoierey-nikolay-zaporozhec.html (дата обращения 21.11.2019).
22. Кущёвская. Церковь Иоанна Богослова. [Электронный ресурс]. Соборы.ру. URL:http://sobory.ru/photo/70269 (дата обращения 1.12.2019).
23. Кущёвский Исаакий. [Электронный ресурс]. Турбина.ру URL: https://turbina.ru/guide/Kutstchevskaya-Rossiya-87395/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Ioanno-Bogoslovskiy-khram-45570/Otzyv/Kutstch-vskiy-Isaakiy-72214/photo2090713/ (дата обращения 1.12.2019).
24. Кущёвская. Церковь Иоанна Богослова. Иоанно-Богословский храм. [Электронный ресурс]. Соборы.ру. URL: http://sobory.ru/article/?object=13647 (дата обращения 21.11.2019).
25. Храм Иоанна Богослова. Кущевская, апрель 2016. [Электронный ресурс]. Архитектурное наследие.URL:https://arch-heritage.livejournal.com/2958825.html (дата обращения 1.12.2019).
26. Кузьмин М.А. Возрождение церковного строительства в современной России // Вестник славянских культур. 2012. №XXIII. С.31–36.
27. Борисов С.В. Современность и традиция в архитектуре православных храмов // Архитектон: известия вузов. 2017. №1(57). С.201–218.