FEATURES OF THE REGULATION OF LAND RELATIONS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper considers the features of legal regulation of land resources during the Great Patriotic War, analyzes the legal prerequisites for land management preceding the war period, the specifics of land use in the war years, assesses the advantages and disadvantages of land military management in the context of land relations in modern Russia.

Keywords:
land relations, collective farm law, land resources, World War II
Text

Любое исследование, на наш взгляд, должно принимать не только доктринальный ракурс, но и апеллировать к практическому воплощению теоретических выводов, возможности совершенствовать существующее положение в исследуемой области, приумножать достоинства и минимизировать недостатки, давать оценку тем или иным тенденциям. Сравнительно – исторический метод исследования вопроса управления земельными ресурсами позволяет модернизировать современный механизм землепользования опробованными в годы Великой Отечественной войны способами и средствами, позволившими эффективно управлять земельными ресурсами в сложных экстремальных условиях. Данные аспекты актуальны и отвечают запросу современного реформирования управления землей в современной России.

Исследовать специфику управления земельными ресурсами в годы Великой Отечественной войны, ограничиваясь периодом ее ведения непредставляется корректным. В этой связи полагаем необходимым отразить тенденции не только военного, но и до военного периода, в связи с тем, что управление земельными ресурсами во время Великой Отечественной войны во многом основывалось на нормативном закреплении управленческих тенденций до военных лет.

Управление земельными ресурсами в годы Великой Отечественной войны строилось на началах, сформировавшихся в постреволюционный период, а именно на положениях Декрета о земле 1917 года, Декрета ВЦИК от 19.02.1918 года «О социализации земли», Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, Земельном кодексе РСФСР 1922 годаи др.

Положения Декрета о земле 1917 года разрабатывались на основе крестьянских наказов, которые защищали трудовое землепользование и отрицали любые проявления земельной собственности. Отмена прав собственности на землю помещиков производилась в постреволюционный период без выкупа, земля передавалась Советам Крестьянских Депутатов.Подобные тенденции легли в основу дальнейшей ликвидации частной собственности на землю и ее передачу в пользование трудящимся. Национализация земли стала единственным источником возникновения государственного права собственности на землю, практически ликвидируя индивидуальное трудовое землепользование, которое осуществлялось, в соответствии со ст. 6 Крестьянского наказа, независимо от пола гражданами, желающими обрабатывать землю своим трудом, при помощи семьи или в товариществе, где предпочтение отдавалось трудовым сельскохозяйственным коллективам перед единоличными хозяйствами.

Положения Декрета о земле конкретизировались в Декрете ВЦИК от 19.02.1918 года «О социализации земли», Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. При этом, управление земельными ресурсами в период с 1917 по 1920 гг. устанавливалось по принципу уравнительного трудового землепользования, что, согласно Декрету о земле 1917 года, предопределяло ее распределение между трудящимися в зависимости от местных условий по трудовой или потребительской норме. При этом, землепользование, предполагающее фактическое владение землей стало одним из основных земельных институтов, и представляло собой «исключительную форму права собственности на землю».В октябре 1922 г. принимается Земельный кодекс РСФСР, закрепляющийгосударственную собственность и изъятие земли из гражданского оборота. Придание государству правомочий единственного собственника земли означало, что земля могла находиться у других субъектов земельно-правовых отношений только в пользовании.

В период НЭПа в 1920 годы создавались колхозы, получавшие наибольшую государственную поддержку и совхозы (образовывались на базе помещичьих имений). При этом, колхозы выступали основными пользователями земельных участков сельскохозяйственного управления. Это нашло отражение в Конституции СССР 1936 года, где колхозы закреплялись как основные субъекты землепользования в негосударственном секторе, а совхозы – в государственном секторе земельных отношений.«Общие начала землепользования и землеустройства» 1928 года закрепили развитие коллективизации крестьянских хозяйств и социалистических форм землепользования. Это первый общесоюзный документ, который определил задачи земельного законодательства – при проведении землеустройства, организации землепользования – развитие производительных сил сельского хозяйства, с усилением социалистического строительства. Фактически, союзное законодательство в вязи с централизацией политической жизни стало преобладающим.

Соответственно, к началу Великой Отечественной войны земля являлась исключительной собственностью государства, индивидуальное трудовое землепользование было ликвидировано, земельные отношения регламентировались централизованно, землепользователями являлись колхозы и совхозы, а земельные отношения регламентировались вышеназванными нормативными актами

Учитывая, что период с 1938 – 1942 гг. относился к разработанному Госпланом третьему пятилетнему плану повышения экономического положения до уровня развитых капиталистических стран, с началом Великой Отечественной войны, Комитетом обороны в 1941-1942 гг. был утвержден военно-хозяйственный план, вносивший тактические изменения законодательства с учетом военного положения.

Более того, действия фашистских захватчиков привнесли свои коррективы. Земля на многих территориях СССР была сожжена, разорена и не пригодна к использованию, в связи с чем согласно Указу Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических республик от 02.11.1942 года образована Чрезвычайная государственная комиссия в составе Шверника Н.М. (председатель), академика Бурдекно Н.Н., академика Веденеева Б.Е., Гризодубова В.С., Жданова А.А., Митрополита Киевского и Галицкого – Николая, академика Т,Д. Лысенко, академика Е.В. Тарле, А.Н. Толского, академика И.П. Трайнина по установлению и расследованию злодеяний немецко – фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, на которую возлагались обязанности о проведении наиболее полного учета ущерба, причиненного вторжением и разбойническими действиями немецко – фашистских оккупантов колхозам путем разграбления посевов сельскохозяйственныхкультур, лесных площадей, плодовых и других насаждений и иной коллективно – кооперативной собственности (п. «в»), ущерба, причиненного оккупантами разрушением лесов, угодий, урожая, многолетних насаждений и иного всенародного достояния (п. «г»).

Таким образом, военный период базовые нормативно-правовые акты, регулировавшие земельно-правовые отношения, не изменил, подвергалось корректировкам применение земельного законодательства, его тактическое «перенаправление» в «военное русло».

Фактически земельное законодательство в годы Великой Отечественной войны было направлено на обеспечение страны и армии продовольствием, что предопределяло вовлечение в оборот преимущественно сельскохозяйственных, залежных земель, а также земель запаса. В случае отсутствия таковых, в пользование предприятиям, учреждениям и воинским частям для производства сельхозпродукции передавались свободные колхозные земли.

Управление земельными ресурсами в период Великой Отечественной войны строилось также с учетом принятия норм и установления правил, собственно земельные отношения не регламентирующих, но на развитие земельных ресурсов непосредственно влияющих. Так, в период Великой Отечественной войны на колхозы, колхозников возлагались непосильные, но требующие неукоснительного выполнения задачи. В связи с уходом в Красную армию трудоспособных колхозников, изъятие техники и машин, вся ответственность по возделыванию земли и производству сельскохозяйственной продукции ложилась на оставшихся в колхозах женщин, детей, инвалидов, стариков. Например, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней»,устанавливался50 дневныйминимум для подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Повышалась роль политинформации и пропаганды, направленной на повышение трудовой активности колхозного крестьянства в период перестройки экономики на военный лад (июнь 1941 г. – июнь 1942 г.). Несмотря на предпринимаемые меры, в целом по стране, в первую очередь ввиду ведения Великой Отечественной войны на территории СССР, количество земель сельскохозяйственного назначения, а также посевная площадь сокращалась, урожайность снижалась, несмотря на повсеместно применяемые к колхозникам и их руководству карательные меры (исключение из партии, арест, предание суду, заключение в ИТЛ177). Вместе с тем, колхозы, как основные землепользователи, при всех представленных недостатках военного времени продемонстрировали свою состоятельность, эффективность, способность мобилизовать огромные резервы, в первую очередь в сельскохозяйственном значении. И.В. Сталин на торжественном заседании Моссовета в ноябре 1944 г. отмечал, что Красная Армия на четвертом году войны не испытывает недостатка в продовольствии «благодаря заботам колхозного крестьянства», которое снабжает страну продовольствием, сырьем, «активно и с полным сознанием своего долга перед Родиной содействует Красной Армии в достижении победы над врагом».

Следовательно, управление земельными ресурсами в годы Великой Отечественной войны строилось на принципах сохранения плодородной земли, улучшения ее качеств, необходимых для производства сельскохозяйственной и иной продовольственной продукции. При этом, упоминаемая в литературе по истории тактика «выжженной земли» в ущерб населению в ее буквальном понимании не применялась, отдельные ее элементы были использованы только в критических ситуациях, например в 1941 году в битве под Москвой.

Стоит подчеркнуть, что высокая централизация управления земельными ресурсами установленная до начала Великой Отечественной воны в годы ее ведения в экстремальных условиях продемонстрировала свою эффективность и жизнеспособность, что, безусловно, может являться ориентиром повышения эффективности управления земельными ресурсами в современной России. Речь не идет о военной централизации государственного управления в целом, мы говорим об эффективности централизованного управления в области земельных отношений и внедрении методов централизации в вопросы управления и распоряжения земельными ресурсами. Сегодня земельные правоотношения регламентируются на федеральном уровне и субъектами Российской Федерации, что демонстрирует централизацию земельно - правового управления. Однако режимы землепользования могут устанавливаться на уровне муниципальных образований. Это в масштабах государства в части землепользования в целом создает неоднородность управленческих схем и процедур.Земли сельскохозяйственного назначения также «управляются» разнопланово, что увеличивает недостатки их правового регулирования и неэффективность использования.

Опыт колхозного управления и пользования земли, характерный для Великой отечественной войны может, на наш взгляд, быть заимствован в процессе модернизации и повышения плодородных свойств земель сельскохозяйственного назначения, которые в большинстве своем переданы сегодня в частную собственность и в большом количестве не обрабатываются, приходят в упадок.

Как отмечает Верхогляд Д.А., сопоставление двух основных форм землепользования СССР, в т.ч. в период Великой Отечественной войны (колхозов и совхозов) демонстрирует, что колхозы как предприятия кооперативного (негосударственного) сектора, «выдержавшие» войну,но фактически ставшие «банкротными» вследствие «косыгинских реформ», обладали большей свободой в реализации права пользования землей, чем совхозы, однако совхозы в поствоенный период стали более эффективными формами землепользования. Подобная тенденция объясняется тем, что совхоз, содержался на государственные ресурсы, колхозы же государством не поддерживались…».

Отсюда, государственная поддержка земельных ресурсов в современной России, особенно, когда это касается земель сельскохозяйственного назначения необходима. В некоторых случаях, когда речь идет именно о плодородных землях их использование будет более эффективным, если таковые будут переданы в государственную собственность и их обработка будет финансироваться из государственного бюджета, т.к. именно распад колхозов и совхозов, введение частной собственности на землю после распада СССР, привел к стагнациисельского хозяйства, ухудшению качества и количества земель сельскохозяйственного назначения.

Как отмечает Руденко А.Д., характеризуя экономику в годы Великой Отечественной войны, «страна, преодолев колоссальные трудности, вступила в период быстрого роста отраслей всего народного хозяйства … Такой быстрой и всесторонней мобилизации народного хозяйства на нужды войны история еще не знала...». Анализ управления земельными ресурсами, преимущественно сельскохозяйственными землями в период Великой Отечественной войны убедительно демонстрирует - факторы Победы, это уроки, которые целесообразно извлечь сегодня для становления и развития института землепользования, повышения качества земель сельскохозяйственного назначения, обеспечения продовольственной безопасности России.

References

1. Aksenenok G.A. Pravo gosudarstvennoj sobstvennosti na zemlyu. M.: Gosyurizdat, 1950. - S. 54.

2. Arutyunyan YU. V. Sovetskoe krest'yanstvo v gody Velikoj Otechestvennoj vojny / 2-e izd. - M., 1970. - S. 395-399

3. Verhoglyad D.A. Sobstvennost' na zemlyu i zemel'no-pravovye otnosheniya v sovetskoj i postsovetskoj Rossii (1917 – nachalo 2000-h gg.): istoriko-pravovoj analiz zakonodatel'nogo razvitiya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.dissercat.com/content/sobstvennost-na-zemlyu-i-zemelno-pravovye-otnosheniya-v-sovetskoi-i-postsovetskoi-rossii-191. - S. 80

4. Grigor'ev V.K. Voprosy teorii zemel'nogo prava. M.: Gosyurizdat, 1963. - S. 51-52

5. Dekret VCIK ot 19.02.1918 goda «O socializacii zemli» // SU RSFSR – 1918. - №25. – st. 346

6. Dekret VCIK ot 21.03.1921 g. «O zamene prodovol'stvennoj i syr'evoj razverstki natural'nym nalogom»[Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://doc20vek.ru/node/1400

7. Dekret o zemle // SU RSFSR – 1917. - №1. – st. 3

8. Demidov A. Taktika «vyzhzhennoj zemli» nachal'nogo perioda velikoj otechestvennoj vojny // Vlast'. – 2009. - №4. – S. 114

9. Iz istorii trudovogo podviga narodov Severnogo Kavkaza v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Sbornik nauchn. tr. Krasnodar, 1985. - S. 112

10. Postanovlenie VCIK ot 14.02.1919 goda «Ob utverzhdenii Polozheniya o socialisticheskom zemleustrojstve i o merah perekhoda k socialisticheskomu zemledeliyu» // Sbornik zakonov SSSR i Ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR (1938 – 1975). – M.: Izd-vo «Izvestiya Sovetov deputatov trudyashchihsya SSSR», 1975.

11. Postanovlenie CIK SSSR ot 15 dekabrya 1928 goda «Ob utverzhdenii Obshchih nachal zemlepol'zovaniya i zemleustrojstva» (st. 4). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr6640.htm

12. Rudenko A.D. Ekonomika strany v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: uroki i sekrety vyzhivaniya, ih sovremennaya aktual'nost' // Uroki Velikoj Otechestvennoj vojny 1941 – 1954 gg. dlya budushchego Rossijskoj Federacii i mirovoj civilizacii: materialy nauchno – prakticheskoj konferencii MGUU Pravitel'stva Moskvy 17 aprelya 2015 goda. – M., 2016. – S. 54

13. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta Soyuza Sovetskih Socialisticheskih respublik ot 02.11.1942 goda «Ob obrazovanii CHrezvychajnoj gosudarstvennoj komissii po ustanovleniyu i rassledovaniyu zlodeyanij nemecko – fashistskih zahvatchikov i ih soobshchnikov i prichinennogo imi ushcherba grazhdanam, kolhozam, obshchestvennym organizaciyam, gosudarstvennym predpriyatiyam i uchrezhdeniyam SSSR» // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. – 1942. - №40.


Login or Create
* Forgot password?