Волгоград, Волгоградская область, Россия
Волгоград, Волгоградская область, Россия
ВАК 12.00.06 Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.09 История государства и права
ГРНТИ 10.55 Земельное право
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.03.01 Юриспруденция
ББК 673 История права
ББК 674 Отрасли права
ББК 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW055000 Land Use
В работе рассматриваются особенности правового регулирования земельными ресурсами в годы Великой Отечественной войны, анализируются правовые предпосылки земельного управления, предшествующие военному периоду, специфика землепользования в военные годы, дается оценка достоинства и недостаткам земельного военного управления в разрезе земельных правоотношений современной России.
земельные правоотношения, колхозное право, земельные ресурсы, Великая Отечественная война
Любое исследование, на наш взгляд, должно принимать не только доктринальный ракурс, но и апеллировать к практическому воплощению теоретических выводов, возможности совершенствовать существующее положение в исследуемой области, приумножать достоинства и минимизировать недостатки, давать оценку тем или иным тенденциям. Сравнительно – исторический метод исследования вопроса управления земельными ресурсами позволяет модернизировать современный механизм землепользования опробованными в годы Великой Отечественной войны способами и средствами, позволившими эффективно управлять земельными ресурсами в сложных экстремальных условиях. Данные аспекты актуальны и отвечают запросу современного реформирования управления землей в современной России.
Исследовать специфику управления земельными ресурсами в годы Великой Отечественной войны, ограничиваясь периодом ее ведения непредставляется корректным. В этой связи полагаем необходимым отразить тенденции не только военного, но и до военного периода, в связи с тем, что управление земельными ресурсами во время Великой Отечественной войны во многом основывалось на нормативном закреплении управленческих тенденций до военных лет.
Управление земельными ресурсами в годы Великой Отечественной войны строилось на началах, сформировавшихся в постреволюционный период, а именно на положениях Декрета о земле 1917 года, Декрета ВЦИК от 19.02.1918 года «О социализации земли», Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, Земельном кодексе РСФСР 1922 годаи др.
Положения Декрета о земле 1917 года разрабатывались на основе крестьянских наказов, которые защищали трудовое землепользование и отрицали любые проявления земельной собственности. Отмена прав собственности на землю помещиков производилась в постреволюционный период без выкупа, земля передавалась Советам Крестьянских Депутатов.Подобные тенденции легли в основу дальнейшей ликвидации частной собственности на землю и ее передачу в пользование трудящимся. Национализация земли стала единственным источником возникновения государственного права собственности на землю, практически ликвидируя индивидуальное трудовое землепользование, которое осуществлялось, в соответствии со ст. 6 Крестьянского наказа, независимо от пола гражданами, желающими обрабатывать землю своим трудом, при помощи семьи или в товариществе, где предпочтение отдавалось трудовым сельскохозяйственным коллективам перед единоличными хозяйствами.
Положения Декрета о земле конкретизировались в Декрете ВЦИК от 19.02.1918 года «О социализации земли», Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. При этом, управление земельными ресурсами в период с 1917 по 1920 гг. устанавливалось по принципу уравнительного трудового землепользования, что, согласно Декрету о земле 1917 года, предопределяло ее распределение между трудящимися в зависимости от местных условий по трудовой или потребительской норме. При этом, землепользование, предполагающее фактическое владение землей стало одним из основных земельных институтов, и представляло собой «исключительную форму права собственности на землю».В октябре 1922 г. принимается Земельный кодекс РСФСР, закрепляющийгосударственную собственность и изъятие земли из гражданского оборота. Придание государству правомочий единственного собственника земли означало, что земля могла находиться у других субъектов земельно-правовых отношений только в пользовании.
В период НЭПа в 1920 годы создавались колхозы, получавшие наибольшую государственную поддержку и совхозы (образовывались на базе помещичьих имений). При этом, колхозы выступали основными пользователями земельных участков сельскохозяйственного управления. Это нашло отражение в Конституции СССР 1936 года, где колхозы закреплялись как основные субъекты землепользования в негосударственном секторе, а совхозы – в государственном секторе земельных отношений.«Общие начала землепользования и землеустройства» 1928 года закрепили развитие коллективизации крестьянских хозяйств и социалистических форм землепользования. Это первый общесоюзный документ, который определил задачи земельного законодательства – при проведении землеустройства, организации землепользования – развитие производительных сил сельского хозяйства, с усилением социалистического строительства. Фактически, союзное законодательство в вязи с централизацией политической жизни стало преобладающим.
Соответственно, к началу Великой Отечественной войны земля являлась исключительной собственностью государства, индивидуальное трудовое землепользование было ликвидировано, земельные отношения регламентировались централизованно, землепользователями являлись колхозы и совхозы, а земельные отношения регламентировались вышеназванными нормативными актами
Учитывая, что период с 1938 – 1942 гг. относился к разработанному Госпланом третьему пятилетнему плану повышения экономического положения до уровня развитых капиталистических стран, с началом Великой Отечественной войны, Комитетом обороны в 1941-1942 гг. был утвержден военно-хозяйственный план, вносивший тактические изменения законодательства с учетом военного положения.
Более того, действия фашистских захватчиков привнесли свои коррективы. Земля на многих территориях СССР была сожжена, разорена и не пригодна к использованию, в связи с чем согласно Указу Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических республик от 02.11.1942 года образована Чрезвычайная государственная комиссия в составе Шверника Н.М. (председатель), академика Бурдекно Н.Н., академика Веденеева Б.Е., Гризодубова В.С., Жданова А.А., Митрополита Киевского и Галицкого – Николая, академика Т,Д. Лысенко, академика Е.В. Тарле, А.Н. Толского, академика И.П. Трайнина по установлению и расследованию злодеяний немецко – фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, на которую возлагались обязанности о проведении наиболее полного учета ущерба, причиненного вторжением и разбойническими действиями немецко – фашистских оккупантов колхозам путем разграбления посевов сельскохозяйственныхкультур, лесных площадей, плодовых и других насаждений и иной коллективно – кооперативной собственности (п. «в»), ущерба, причиненного оккупантами разрушением лесов, угодий, урожая, многолетних насаждений и иного всенародного достояния (п. «г»).
Таким образом, военный период базовые нормативно-правовые акты, регулировавшие земельно-правовые отношения, не изменил, подвергалось корректировкам применение земельного законодательства, его тактическое «перенаправление» в «военное русло».
Фактически земельное законодательство в годы Великой Отечественной войны было направлено на обеспечение страны и армии продовольствием, что предопределяло вовлечение в оборот преимущественно сельскохозяйственных, залежных земель, а также земель запаса. В случае отсутствия таковых, в пользование предприятиям, учреждениям и воинским частям для производства сельхозпродукции передавались свободные колхозные земли.
Управление земельными ресурсами в период Великой Отечественной войны строилось также с учетом принятия норм и установления правил, собственно земельные отношения не регламентирующих, но на развитие земельных ресурсов непосредственно влияющих. Так, в период Великой Отечественной войны на колхозы, колхозников возлагались непосильные, но требующие неукоснительного выполнения задачи. В связи с уходом в Красную армию трудоспособных колхозников, изъятие техники и машин, вся ответственность по возделыванию земли и производству сельскохозяйственной продукции ложилась на оставшихся в колхозах женщин, детей, инвалидов, стариков. Например, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней»,устанавливался50 дневныйминимум для подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Повышалась роль политинформации и пропаганды, направленной на повышение трудовой активности колхозного крестьянства в период перестройки экономики на военный лад (июнь 1941 г. – июнь 1942 г.). Несмотря на предпринимаемые меры, в целом по стране, в первую очередь ввиду ведения Великой Отечественной войны на территории СССР, количество земель сельскохозяйственного назначения, а также посевная площадь сокращалась, урожайность снижалась, несмотря на повсеместно применяемые к колхозникам и их руководству карательные меры (исключение из партии, арест, предание суду, заключение в ИТЛ177). Вместе с тем, колхозы, как основные землепользователи, при всех представленных недостатках военного времени продемонстрировали свою состоятельность, эффективность, способность мобилизовать огромные резервы, в первую очередь в сельскохозяйственном значении. И.В. Сталин на торжественном заседании Моссовета в ноябре 1944 г. отмечал, что Красная Армия на четвертом году войны не испытывает недостатка в продовольствии «благодаря заботам колхозного крестьянства», которое снабжает страну продовольствием, сырьем, «активно и с полным сознанием своего долга перед Родиной содействует Красной Армии в достижении победы над врагом».
Следовательно, управление земельными ресурсами в годы Великой Отечественной войны строилось на принципах сохранения плодородной земли, улучшения ее качеств, необходимых для производства сельскохозяйственной и иной продовольственной продукции. При этом, упоминаемая в литературе по истории тактика «выжженной земли» в ущерб населению в ее буквальном понимании не применялась, отдельные ее элементы были использованы только в критических ситуациях, например в 1941 году в битве под Москвой.
Стоит подчеркнуть, что высокая централизация управления земельными ресурсами установленная до начала Великой Отечественной воны в годы ее ведения в экстремальных условиях продемонстрировала свою эффективность и жизнеспособность, что, безусловно, может являться ориентиром повышения эффективности управления земельными ресурсами в современной России. Речь не идет о военной централизации государственного управления в целом, мы говорим об эффективности централизованного управления в области земельных отношений и внедрении методов централизации в вопросы управления и распоряжения земельными ресурсами. Сегодня земельные правоотношения регламентируются на федеральном уровне и субъектами Российской Федерации, что демонстрирует централизацию земельно - правового управления. Однако режимы землепользования могут устанавливаться на уровне муниципальных образований. Это в масштабах государства в части землепользования в целом создает неоднородность управленческих схем и процедур.Земли сельскохозяйственного назначения также «управляются» разнопланово, что увеличивает недостатки их правового регулирования и неэффективность использования.
Опыт колхозного управления и пользования земли, характерный для Великой отечественной войны может, на наш взгляд, быть заимствован в процессе модернизации и повышения плодородных свойств земель сельскохозяйственного назначения, которые в большинстве своем переданы сегодня в частную собственность и в большом количестве не обрабатываются, приходят в упадок.
Как отмечает Верхогляд Д.А., сопоставление двух основных форм землепользования СССР, в т.ч. в период Великой Отечественной войны (колхозов и совхозов) демонстрирует, что колхозы как предприятия кооперативного (негосударственного) сектора, «выдержавшие» войну,но фактически ставшие «банкротными» вследствие «косыгинских реформ», обладали большей свободой в реализации права пользования землей, чем совхозы, однако совхозы в поствоенный период стали более эффективными формами землепользования. Подобная тенденция объясняется тем, что совхоз, содержался на государственные ресурсы, колхозы же государством не поддерживались…».
Отсюда, государственная поддержка земельных ресурсов в современной России, особенно, когда это касается земель сельскохозяйственного назначения необходима. В некоторых случаях, когда речь идет именно о плодородных землях их использование будет более эффективным, если таковые будут переданы в государственную собственность и их обработка будет финансироваться из государственного бюджета, т.к. именно распад колхозов и совхозов, введение частной собственности на землю после распада СССР, привел к стагнациисельского хозяйства, ухудшению качества и количества земель сельскохозяйственного назначения.
Как отмечает Руденко А.Д., характеризуя экономику в годы Великой Отечественной войны, «страна, преодолев колоссальные трудности, вступила в период быстрого роста отраслей всего народного хозяйства … Такой быстрой и всесторонней мобилизации народного хозяйства на нужды войны история еще не знала...». Анализ управления земельными ресурсами, преимущественно сельскохозяйственными землями в период Великой Отечественной войны убедительно демонстрирует - факторы Победы, это уроки, которые целесообразно извлечь сегодня для становления и развития института землепользования, повышения качества земель сельскохозяйственного назначения, обеспечения продовольственной безопасности России.
1. Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю. М.: Госюриздат, 1950. - С. 54.
2. Арутюнян Ю. В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны / 2-е изд. - М., 1970. - С. 395-399
3. Верхогляд Д.А. Собственность на землю и земельно-правовые отношения в советской и постсоветской России (1917 – начало 2000-х гг.): историко-правовой анализ законодательного развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/sobstvennost-na-zemlyu-i-zemelno-pravovye-otnosheniya-v-sovetskoi-i-postsovetskoi-rossii-191. - С. 80
4. Григорьев В.К. Вопросы теории земельного права. М.: Госюриздат, 1963. - С. 51-52
5. Декрет ВЦИК от 19.02.1918 года «О социализации земли» // СУ РСФСР – 1918. - №25. – ст. 346
6. Декрет ВЦИК от 21.03.1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doc20vek.ru/node/1400
7. Декрет о земле // СУ РСФСР – 1917. - №1. – ст. 3
8. Демидов А. Тактика «выжженной земли» начального периода великой отечественной войны // Власть. – 2009. - №4. – С. 114
9. Из истории трудового подвига народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны // Сборник научн. тр. Краснодар, 1985. - С. 112
10. Постановление ВЦИК от 14.02.1919 года «Об утверждении Положения о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» // Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938 – 1975). – М.: Изд-во «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1975.
11. Постановление ЦИК СССР от 15 декабря 1928 года «Об утверждении Общих начал землепользования и землеустройства» (ст. 4). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr6640.htm
12. Руденко А.Д. Экономика страны в годы Великой Отечественной войны: уроки и секреты выживания, их современная актуальность // Уроки Великой Отечественной войны 1941 – 1954 гг. для будущего Российской Федерации и мировой цивилизации: материалы научно – практической конференции МГУУ Правительства Москвы 17 апреля 2015 года. – М., 2016. – С. 54
13. Указ Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических республик от 02.11.1942 года «Об образовании Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко – фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1942. - №40.