Moskva, Moscow, Russian Federation
Features of structure of intelligence and interrelation with decision-making strategy in the children and teenagers allow to judge formation of cogitative activity and to carry out the directed influence of the educational environment on formation of intellectual functions of school students. Results of research of psycho-physiological mechanisms of behavioral reaction are presented in article in the free, probabilistic and determined environments on the basis of the analysis of interrelations of verbal and nonverbal intelligence with features of decision-making by children and teenagers. The conducted research revealed in the school students of 7-18 years bigger quantity of interrelations of parameters of decision-making from a verbal component of intelligence. At each age stage features of structural interrelations of intelligence with decision-making parameters are revealed. Research showed that success of performance of arithmetic tasks hasn’t practically the interrelations with decision-making strategy, and, since 11-12 years, is deficiental function in studied correlation galaxies. At graduates of school of interrelation of high-speed opportunities of rechemyslitelny activity with mechanisms of decision-making are noted only in free and probabilistic environments. Throughout all studied age period the smallest quantity of interrelations of components of structure of intelligence with parameters of decision-making is revealed in the conditions of the stochastic environment.
pupils of 7-18 years, behavioral reaction, decision-making, the free, probabilistic and determined environments, intelligence structure
Проблема принятия решений, как одна из важнейших в психофизиологии, вызывает устойчивый интерес учёных. В то же время, психофизиологические механизмы поведенческого реагирования остаются малоизученными. Выявление психофизиологических особенностей структуры интеллекта и взаимосвязи со стратегиями принятия решения у детей и подростков позволяет судить о формировании мыслительной деятельности и осуществлять направленное влияние образовательной среды на становление интеллектуальных функций школьников. В школьный период жизни происходит интенсивное формирование интеллекта, развитие его как сложного структурного образования [4, 13]. Д.Б. Эльконин [8] и Н.С. Лейтес [18] отмечали, что возрастные особенности интеллектуальной деятельности и динамика развития не представляют собой чего-то неизменного, а в очень большой степени зависят от совокупности множества внешних и внутренних факторов, включая социальную ситуацию, учебно-воспитательные воздействия и общественно-исторические условия. Практика традиционного школьного обучения свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев оно не обладает развивающим эффектом. По мнению ряда исследователей, принятая в настоящее время система образования с самого начала ориентирована на развитие языкового и логического мышления, а невербальному интеллекту не уделяется должного внимания [5, 6, 18].
1. Ayzenk GYu. Novye IQ testy. Moscow: EKSMO-Press; 2001. Russian.
2. Anokhin PK. Ocherki po fiziologii funktsional´nykh sistem. Moscow: Meditsina; 1975. Russian.
3. Anokhin PK. Problema prinyatiya resheniya v psikhologii i fiziologii. Vopr. psikhologii. 1974;4:89-103. Russian.
4. Berulava GA. Psikhologicheskie osobennosti integrativnogo myshleniya. Sovremennye problemy psikhologii myshleniya: Sb. nauch. tr. Biysk; 1994. Russian.
5. Danilova NN. Psikhofiziologiya: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Aspekt Press; 2002. Russian.
6. Kleyberg YuA, Sirotyuk AL. Dinamicheskaya aktivnost´ myslitel´nykh protsessov mladshikh shkol´nikov s raznym tipom funktsional´noy asimmetrii polushariy golovnogo mozga. Mir psikhologii. 2001;1:156-63. Russian.
7. Kostandov EA. Sootnoshenie fiziologicheskogo i psikhicheskogo v vysshey nervnoy deyatel´nosti cheloveka. Vestn. AMN SSSR. 1987;8:20-8. Russian.
8. Leytes NS. Vozrastnaya odarennost´ i individual´nye razlichiya: izbrannye trudy. Moscow: Izd-vo psikhol.-sotsial. in-ta; Voronezh: Izd-vo NPO MODEK; 2003. Russian.
9. Matveev EV. Matematicheskaya model´ formirovaniya povedeniya pri usvoenii determinirovannykh patternov stimulov. Med. tekhnika. 2003;6:3-7. Russian.
10. Matveev EV. Primenenie eksperimental´noy modeli prostranstvenno-vremennogo prognozirovaniya dlya postroeniya instrumental´nykh sredstv otsenki vysshey nervnoy deyatel´nosti. Med. tekhnika. 1997;6:12-5. Russian.
11. Matveev EV, Nadezhdin DS. Sistemnye voprosy proektirovaniya priborov i kompleksov dlya psikhofiziologicheskikh issledovaniy. Med. tekhnika. 1994;4:31-4. Russian.
12. Psikhologicheskaya diagnostika: Ucheb. dlya vuzov / Pod red. M. K. Akimovoy, K. M. Gurevicha. SPb: Piter; 2007. Russian.
13. Rybalko EF. Intellektual´nyy potentsial v raznye periody zhizni cheloveka. Vestn. SPbGU. 1996;13:58-64. Russian.
14. Akimova MK. Rukovodstvo k primeneniyu Gruppovogo intellektual´nogo testa dlya mladshikh podrostkov GIT. Obninsk; 1993. Russian.
15. Akimova MK. Rukovodstvo k primeneniyu Testa struktury intellekta R. Amtkhauera. Obninsk; 1993. Russian.
16. Golovkina ID. Fiziologicheskie pokazateli kognitivnykh (poznavatel´nykh) funktsiy detey shkol´nogo vozrasta: Metod. rekomendatsii. Moscow: Komitet zdravookhraneniya; 1997. Russian.
17. Sirotyuk AL. Obuchenie detey s uchetom psikhofiziologii: Prakticheskoe rukovodstvo dlya uchiteley i roditeley. Moscow: TTs «Sfera»; 2000. Russian.
18. El´konin DB. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste. Vopr. psikhologii. 1971;4:6-20. Russian.