Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Особенности структуры интеллекта и взаимосвязи со стратегиями принятия решения у детей и подростков позволяют судить о формировании мыслительной деятельности и осуществлять направленное влияние образовательной среды на становление интеллектуальных функций школьников. В статье представлены результаты исследования психофизиологических механизмов поведенческого реагирования в свободной, вероятностной и детерминированной средах на основе анализа взаимосвязей вербального и невербального интеллекта с особенностями принятия решения детьми и подростками. Проведённое исследование выявило у школьников 7-18 лет большее количество взаимосвязей параметров принятия решения с вербальной составляющей интеллекта. На каждом возрастном этапе выявлены особенности структурных взаимосвязей интеллекта с параметрами принятия решения. Исследование показало, что успешность выполнения арифметических задач практически не имеет взаимосвязей со стратегией принятия решения, и, начиная с 11-12 лет, является дефицитарной функцией в изучаемых корреляционных плеядах. У выпускников школы взаимосвязи скоростных возможностей речемыслительной деятельности с механизмами принятия решения отмечены только в свободной и вероятностной средах. На протяжении всего изученного возрастного периода наименьшее количество взаимосвязей компонентов структуры интеллекта с параметрами принятия решения выявлено в условиях стохастической среды.
учащиеся 7-18 лет, поведенческое реагирование, принятие решения, свободная, вероятностная и детерминированная среды, структура интеллекта
Проблема принятия решений, как одна из важнейших в психофизиологии, вызывает устойчивый интерес учёных. В то же время, психофизиологические механизмы поведенческого реагирования остаются малоизученными. Выявление психофизиологических особенностей структуры интеллекта и взаимосвязи со стратегиями принятия решения у детей и подростков позволяет судить о формировании мыслительной деятельности и осуществлять направленное влияние образовательной среды на становление интеллектуальных функций школьников. В школьный период жизни происходит интенсивное формирование интеллекта, развитие его как сложного структурного образования [4, 13]. Д.Б. Эльконин [8] и Н.С. Лейтес [18] отмечали, что возрастные особенности интеллектуальной деятельности и динамика развития не представляют собой чего-то неизменного, а в очень большой степени зависят от совокупности множества внешних и внутренних факторов, включая социальную ситуацию, учебно-воспитательные воздействия и общественно-исторические условия. Практика традиционного школьного обучения свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев оно не обладает развивающим эффектом. По мнению ряда исследователей, принятая в настоящее время система образования с самого начала ориентирована на развитие языкового и логического мышления, а невербальному интеллекту не уделяется должного внимания [5, 6, 18].
1. Айзенк Г.Ю. Новые IQ тесты. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 192 с.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с.
3. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопр. психологии. 1974. № 4. С. 89–103.
4. Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного мышления // Современные проблемы психологии мышления: Сб. науч. тр. Бийск, 1994. С. 13–20.
5. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 373 с.
6. Клейберг Ю.А., Сиротюк А.Л. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной асимметрии полушарий головного мозга // Мир психологии. 2001. № 1. С. 156–163.
7. Костандов Э.А. Соотношение физиологического и психического в высшей нервной деятельности человека // Вестн. АМН СССР. 1987. № 8. С. 20–28.
8. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: избранные труды. М. : Изд-во психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003. 464 с.
9. Матвеев Е.В. Математическая модель формирования поведения при усвоении детерминированных паттернов стимулов // Мед. техника. 2003. № 6. С. 3–7.
10. Матвеев Е.В. Применение экспериментальной модели пространственно-временного прогнозирования для построения инструментальных средств оценки высшей нервной деятельности // Мед. техника. 1997. № 6. С. 12–15.
11. Матвеев Е.В., Надеждин Д.С. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических исследований // Мед. техника. 1994. № 4. С. 31–34.
12. Психологическая диагностика: Учеб. для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб. : Питер, 2007. 652 с.
13. Рыбалко Е. Ф. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека // Вестн. СПбГУ. 1996. № 13. С. 58–64.
14. Акимова М.К. Руководство к применению Группового интеллектуального теста для младших подростков ГИТ. Обнинск, 1993. 11 с.
15. Акимова М.К. Руководство к применению Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Обнинск, 1993. 19 с.
16. Головкина И.Д. Физиологические показатели когнитивных (познавательных) функций детей школьного возраста: Метод. рекомендации. М.: Комитет здравоохранения, 1997. 19 с.
17. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 128 с.
18. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. № 4. С. 6–20.