NORMATIVE MAINTENANCE DIGITAL ECONOMY ELEMENTS IMPLEMENTATION IN INTERNAL SHIPBUILDING
Abstract and keywords
Abstract (English):
We have evaluated the possibility of using the Digital Economy in the Russian Federation shipbuilding system, systematized«cross-cutting technologies» of intersectoral application, determined the main directions of the digital economy development in the Russian Federation until 2024 and pointed the role of standardization in the digital economy implementation.The review has identified the problems that the branch management system will have to solve during the practical implementation of the Economy Digitalization Program.We have drawn up the proposals for forming the branch system for the digital economy elements implementation programs for the shipbuilding industry in the form of an engineering center in domestic shipping.

Keywords:
cross-cutting technologies, economy digitalization, CAD system, ITT, shipbuilding, life cycle of weapons, military and special equipment, technical guidance documents
Text
Publication text (PDF): Read Download

Начиная с 60х годов ХХ века компьютерные, а затем и информационные технологии широко внедряются в различные сферы человеческой деятельности и четвертая промышленная рево- люция, так называемая индустрия 4.0, как ее определяют в Германии, является совершенно очевидным результатом бурного развития и внедрения во всех отраслях промышленности именно информационных технологий. image Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. №1632-р [1] утвер- ждена программа «Цифровая экономика Рос- сийской Федерации» (далее - Программа), целью которой является создание экосистемы цифро- вой экономики, необходимых условий институimage 18 ционального и инфраструктурного характера, а также повышение конкурентоспособности на глобальном рынке, как отдельных отраслей эко- номики Российской Федерации, так и экономики в целом. В данной Программе определены следующие, так называемые, «сквозные технологии», т.е. тех- нологии межотраслевого применения: большие данные; нейротехнологии и искусственный интел- лект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; Научный журнал image компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей. Определенные выше технологии должны будут применяться как в промышленных отрас- лях, так и в системах государственного управле- ния различного уровня, системах образования и здравоохранения, научных организациях, орга- низациях оборонно-промышленного комплекса, органах военного управления и т.д. Программа определяет также основные направления развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2024 года: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компе- тенций и технических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность. Отдельно отмечаем, что нормативное регу- лирование, к которому относиться, в том числе, стандартизация, является одним из основных направлений, в результате реализации кото- рого Правительство рассчитывает на достиже- ние положительных практических результатов в области «цифровизации» нашей экономики и всего общества в целом. Помимо основных направлений развития цифровой экономики постановлением Пра- вительства Российской Федерации «О системе управления реализацией программы «Циф- ровая экономика Российской Федерации» от 28.08.2017 г. №1030 [2] утверждены функциональ- ная структура системы управления реализацией программы и правила разработки и реализации планов мероприятий по реализации программы. Хотя, в данной функциональной структуре и определены ответственные федеральные органы исполнительной власти и центры компетенций по направлениям Программы, на сегодняшний день в отечественном судостроении не определен облик отраслевой системы управления, и меха- низмы реализации Программы не установлены. Между тем, проблем, которые отраслевая система управления должна будет решить в процессе практической реализации Программы достаточно много и все они носят объективный характер. Приведем наиболее очевидные про- блемы: Нет точного понимания: какие сквозные технологии экономики 4.0 должны быть внедрены в производственные процессы современного кораблестроении (судо- строения) в первую очередь?; Сроки бюджетного планирования: гори- зонт бюджетного планирования - 3 года; Государственная программа вооружения - 10 лет, жизненный цикл (ЖЦ) корабля - до 50 лет; Слабая совместимость системы управле- ния основными предприятиями отрасли и проектных методов управления в рамках системы управления жизненным циклом (СУ ЖЦ): дивизионная - матричная; Недостаточно эффективная (плохо совме- стимая или отсутствующая) заводская IT- инфраструктура; Недостаточно эффективная (или отсут- ствующая) бортовая IT-инфраструктура (датчики, процессоры, специальное мате- матическое программное обеспечение), позволяющая собирать и структурировать информацию о состоянии систем корабля (судна); Отсутствие береговой IT-инфраструктуры, в пунктах базирования, позволяющей оце- нивать состояние корабля и принимать обоснованное решение по организации его технического обслуживания; Отсутствие сертифицирующих учебных центров для экипажей кораблей (Система подготовки специалистов ВМФ не адапти- рована к функционированию в рамках цифровой экономики и контрактов ЖЦ). Одним из предложений, при формировании отраслевой системы управления реализацией Программы для судостроительной промыш- ленности, может являться создание отраслевого инжинирингового центра по внедрению элеimage Национальная безопасность и стратегическое планирование 19 image ментов цифровой экономики в отечественном судостроении, как некоего центра компетенций. Площадка (организация) на базе которой может быть сформирован подобный центр, потребует консультаций с руководством Объединенной судостроительной корпорации, а также Мини- стерством промышленности и торговли РФ. Основной задачей подобного центра станет обе- спечение, в том числе нормативное, внедрения передовых научных разработок и технологий для реализации перехода к цифровой экономике в судостроительной отрасли. Еще одной задачей центра, при реализации Программы в судостроительной отрасли в части нормативного обеспечения, будет являться опре- деление возможности и целесообразности при- менения разрабатываемых сквозных технологий, а также необходимости их адаптации для про- цессов создания объектов судостроения. В качестве примера важности работ в обла- сти нормативного обеспечения «цифровизации» производства в кораблестроении (судостроении) приведем следующие актуальные задачи, над которыми работает судостроительная отрасль: В настоящее время, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 603 [3] в судо- строении ведутся работы по созданию системы управления жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники. Одним из направлений развития СУ ЖЦ является органи- зация информационного обмена между участни- ками ЖЦ на основе использования электронных данных об изделиях. При этом существует про- блема нормативного обеспечения применения систем автоматизированного проектирования (САПР). Действующие нормативные техниче- ские документы в области САПР, определяющие классификацию систем автоматизированного проектирования и требования к информацион- ному обеспечению, представлены межгосудар- ственными стандартами и рядом методических рекомендаций разработанных еще в 80-х-90-х годах прошлого столетия. Данные документы не обеспечивают соответствия современным усло- виям и требованиям, которые предъявляются к нормативному обеспечению применения раз- личных САПР в единой СУ ЖЦ изделий кора- блестроения (судостроения). С учетом сложившейся ситуации, основным задачами в области нормативного обеспечения применения САПР в кораблестроении (судо- строении) являются актуализация действующих нормативных технических документов, а также разработка новых документов, определяющих состав систем, требования к совместимости и интеграции различных САПР в СУ ЖЦ. Решение указанных выше задач позволит регламентиро- вать применение информационных технологий, и САПР в том числе, на всех этапах ЖЦ, что будет способствовать повышению качества управления жизненным циклом и снижению стоимости ЖЦ изделий судостроения [4]. Актуальным направлением нормативного обеспечения реализации Программы для отрас- лей промышленности, связанных с выпуском ВВСТ и для отечественного кораблестроения (судостроения) в частности, является обеспече- ние требований к информационной безопасно- сти и защите государственной тайны. Данные требования должны быть реали- зованы при построении ИТ инфраструктуры будущих цифровых предприятий, примене- нии информационно-телекоммуникационных технологии (далее - ИКТ) и программного обеспечения. Новые нормативные техниче- ские документы, направленные на обеспечение внедрения ИКТ и программного обеспечения должны разрабатываться с учетом указанных требований. С учетом изложенного, можно сказать, что в области нормативного обеспечения внедрения элементов цифровой экономики в судостроении, на сегодняшний день, уже определились основ- ные направления работ, такие как: определение облика отраслевой и произ- водственных систем управления реализа- цией Программы; определение состава и целесообразности применения необходимых сквозных тех- нологий; image image 20 Научный журнал image установление требований к совместимо- сти и интеграции различных автоматизи- рованных систем управления, в том числе в СУ ЖЦ; установление требований к информаци- онной модели изделий судостроения как основе «цифрового производства». Необходимо отметить, что поскольку нор- мативное обеспечение внедрения новых техно- логий играет важную роль и является основой успешной реализации Программы, выполнению указанных работ должно быть уделено присталь- ное внимание, а также предусмотрено обеспече- ние необходимого финансирования.
References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 28.07.2017g. №1632-r

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii «O sisteme upravleniya realizaciey programmy «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii» ot 28.08.2017 g. № 1030

3. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 goda № 603 «O realizacii planov (programm) stroitel'stva i razvitiya Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federacii, drugih voysk, voinskih formirovaniy i organov modernizacii oboronno-promyshlennogo kompleksa»

4. Filippov P. V., Marchenko A. V. Normativnoe obespechenie primeneniya sistem avtomatizirovannogo proektirovaniya v sudostroenii // Sistemy proektirovaniya, tehnologicheskoy podgotovki proizvodstva i upravleniya etapami zhiznennogo cikla promyshlennogo produkta (CAD/CAM/PDM-2017): materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, IPU RAN im. V.A. Trapeznikova, g. Moskva. - 2017 g. - s.359-360

Login or Create
* Forgot password?