Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Начиная с 60х годов ХХ века компьютерные, а затем и информационные технологии широко внедряются в различные сферы человеческой деятельности и четвертая промышленная рево- люция, так называемая индустрия 4.0, как ее определяют в Германии, является совершенно очевидным результатом бурного развития и внедрения во всех отраслях промышленности именно информационных технологий. image Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. №1632-р [1] утвер- ждена программа «Цифровая экономика Рос- сийской Федерации» (далее - Программа), целью которой является создание экосистемы цифро- вой экономики, необходимых условий институimage 18 ционального и инфраструктурного характера, а также повышение конкурентоспособности на глобальном рынке, как отдельных отраслей эко- номики Российской Федерации, так и экономики в целом. В данной Программе определены следующие, так называемые, «сквозные технологии», т.е. тех- нологии межотраслевого применения: большие данные; нейротехнологии и искусственный интел- лект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; Научный журнал image компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей. Определенные выше технологии должны будут применяться как в промышленных отрас- лях, так и в системах государственного управле- ния различного уровня, системах образования и здравоохранения, научных организациях, орга- низациях оборонно-промышленного комплекса, органах военного управления и т.д. Программа определяет также основные направления развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2024 года: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компе- тенций и технических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность. Отдельно отмечаем, что нормативное регу- лирование, к которому относиться, в том числе, стандартизация, является одним из основных направлений, в результате реализации кото- рого Правительство рассчитывает на достиже- ние положительных практических результатов в области «цифровизации» нашей экономики и всего общества в целом. Помимо основных направлений развития цифровой экономики постановлением Пра- вительства Российской Федерации «О системе управления реализацией программы «Циф- ровая экономика Российской Федерации» от 28.08.2017 г. №1030 [2] утверждены функциональ- ная структура системы управления реализацией программы и правила разработки и реализации планов мероприятий по реализации программы. Хотя, в данной функциональной структуре и определены ответственные федеральные органы исполнительной власти и центры компетенций по направлениям Программы, на сегодняшний день в отечественном судостроении не определен облик отраслевой системы управления, и меха- низмы реализации Программы не установлены. Между тем, проблем, которые отраслевая система управления должна будет решить в процессе практической реализации Программы достаточно много и все они носят объективный характер. Приведем наиболее очевидные про- блемы: Нет точного понимания: какие сквозные технологии экономики 4.0 должны быть внедрены в производственные процессы современного кораблестроении (судо- строения) в первую очередь?; Сроки бюджетного планирования: гори- зонт бюджетного планирования - 3 года; Государственная программа вооружения - 10 лет, жизненный цикл (ЖЦ) корабля - до 50 лет; Слабая совместимость системы управле- ния основными предприятиями отрасли и проектных методов управления в рамках системы управления жизненным циклом (СУ ЖЦ): дивизионная - матричная; Недостаточно эффективная (плохо совме- стимая или отсутствующая) заводская IT- инфраструктура; Недостаточно эффективная (или отсут- ствующая) бортовая IT-инфраструктура (датчики, процессоры, специальное мате- матическое программное обеспечение), позволяющая собирать и структурировать информацию о состоянии систем корабля (судна); Отсутствие береговой IT-инфраструктуры, в пунктах базирования, позволяющей оце- нивать состояние корабля и принимать обоснованное решение по организации его технического обслуживания; Отсутствие сертифицирующих учебных центров для экипажей кораблей (Система подготовки специалистов ВМФ не адапти- рована к функционированию в рамках цифровой экономики и контрактов ЖЦ). Одним из предложений, при формировании отраслевой системы управления реализацией Программы для судостроительной промыш- ленности, может являться создание отраслевого инжинирингового центра по внедрению элеimage Национальная безопасность и стратегическое планирование 19 image ментов цифровой экономики в отечественном судостроении, как некоего центра компетенций. Площадка (организация) на базе которой может быть сформирован подобный центр, потребует консультаций с руководством Объединенной судостроительной корпорации, а также Мини- стерством промышленности и торговли РФ. Основной задачей подобного центра станет обе- спечение, в том числе нормативное, внедрения передовых научных разработок и технологий для реализации перехода к цифровой экономике в судостроительной отрасли. Еще одной задачей центра, при реализации Программы в судостроительной отрасли в части нормативного обеспечения, будет являться опре- деление возможности и целесообразности при- менения разрабатываемых сквозных технологий, а также необходимости их адаптации для про- цессов создания объектов судостроения. В качестве примера важности работ в обла- сти нормативного обеспечения «цифровизации» производства в кораблестроении (судостроении) приведем следующие актуальные задачи, над которыми работает судостроительная отрасль: В настоящее время, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 603 [3] в судо- строении ведутся работы по созданию системы управления жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники. Одним из направлений развития СУ ЖЦ является органи- зация информационного обмена между участни- ками ЖЦ на основе использования электронных данных об изделиях. При этом существует про- блема нормативного обеспечения применения систем автоматизированного проектирования (САПР). Действующие нормативные техниче- ские документы в области САПР, определяющие классификацию систем автоматизированного проектирования и требования к информацион- ному обеспечению, представлены межгосудар- ственными стандартами и рядом методических рекомендаций разработанных еще в 80-х-90-х годах прошлого столетия. Данные документы не обеспечивают соответствия современным усло- виям и требованиям, которые предъявляются к нормативному обеспечению применения раз- личных САПР в единой СУ ЖЦ изделий кора- блестроения (судостроения). С учетом сложившейся ситуации, основным задачами в области нормативного обеспечения применения САПР в кораблестроении (судо- строении) являются актуализация действующих нормативных технических документов, а также разработка новых документов, определяющих состав систем, требования к совместимости и интеграции различных САПР в СУ ЖЦ. Решение указанных выше задач позволит регламентиро- вать применение информационных технологий, и САПР в том числе, на всех этапах ЖЦ, что будет способствовать повышению качества управления жизненным циклом и снижению стоимости ЖЦ изделий судостроения [4]. Актуальным направлением нормативного обеспечения реализации Программы для отрас- лей промышленности, связанных с выпуском ВВСТ и для отечественного кораблестроения (судостроения) в частности, является обеспече- ние требований к информационной безопасно- сти и защите государственной тайны. Данные требования должны быть реали- зованы при построении ИТ инфраструктуры будущих цифровых предприятий, примене- нии информационно-телекоммуникационных технологии (далее - ИКТ) и программного обеспечения. Новые нормативные техниче- ские документы, направленные на обеспечение внедрения ИКТ и программного обеспечения должны разрабатываться с учетом указанных требований. С учетом изложенного, можно сказать, что в области нормативного обеспечения внедрения элементов цифровой экономики в судостроении, на сегодняшний день, уже определились основ- ные направления работ, такие как: определение облика отраслевой и произ- водственных систем управления реализа- цией Программы; определение состава и целесообразности применения необходимых сквозных тех- нологий; image image 20 Научный журнал image установление требований к совместимо- сти и интеграции различных автоматизи- рованных систем управления, в том числе в СУ ЖЦ; установление требований к информаци- онной модели изделий судостроения как основе «цифрового производства». Необходимо отметить, что поскольку нор- мативное обеспечение внедрения новых техно- логий играет важную роль и является основой успешной реализации Программы, выполнению указанных работ должно быть уделено присталь- ное внимание, а также предусмотрено обеспече- ние необходимого финансирования.