The article is devoted to the analysis of the training manual of Doctor of Economic Sciences, Professor O.E. Ryazanova and Candidate of Economic Sciences V.Р. Zolotareva "Circular economy".
circular economy, textbook, sustainable development
Модель замкнутой или циркулярной экономики возникла из дисциплины промышленной экологии (также известной как промышленный симбиоз), в которой функционирование экосистем использовалось в качестве примера для промышленных процессов и систем. Идею циркулярной экономики приписывают Кеннету Боулдингу, автору эссе «Экономика грядущего космического корабля "Земля"», написанному в 1966 г. Но новый импульс был дан рекордсменкой мира по яхтенному спорту Эллен МакАртур, которая выступила на Всемирном экономическом форуме в 2012 г. с докладом «К циркулярной экономике», в котором были синтезированы понятия промышленной экологии, «от колыбели до колыбели», биомимикрии, регенеративного дизайна и «экономики производительности».
Замкнутый или циркулярный экономический подход нацелен на применение циркулярных бизнес-моделей для производственно-сбытовых цепочек в самых различных областях: от автомобильной промышленности, производства бытовой электроники, обуви и мебели до розничной торговли. Особо подчеркивается необходимость широкого отраслевого и межотраслевого сотрудничества, чтобы облегчить потенциальный переход от линейной производственной системы к системе замкнутой или круговой экономики, при которой материалы, компоненты и товары имеют более чем один срок полезного использования и повторно используются, ремонтируются, восстанавливаются и, в конечном счете, циклически перерабатываются на различных уровнях экономики.
Озабоченность глобальной проблемой нехватки ресурсов и их эффективного использования нашла отклик не только в академической науке, но и в передовых зарубежных университетах, внедривших в образовательный процесс изучение данной тематики. С большим удовлетворением хочется отметить, что российская университетская общественность не осталась в стороне от ведущих мировых трендов в преподавании экономики. Так, в издательстве «КНОРУС» вышло учебное пособие «Циркулярная экономика» авторов Рязановой О.Е. и Золотаревой В.П. [3]. Его актуальность не вызывает сомнения, так как переход к циркулярной экономике является важнейшим элементом стратегии устойчивого развития национальной хозяйственной системы России. Необходимо подчеркнуть, что оно является продолжением исследований авторов различных аспектов рассматриваемой проблемы [1, 2, 4 и др.].
Основным принципом внедрения данной модели экономики является обеспечение максимальной эффективности от каждого процесса в жизненном цикле товара или услуги, что подчеркивает особую значимость изучения курса «Циркулярная экономика» в экономическом цикле дисциплин.
Учебное пособие «Циркулярная экономика» предназначено для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Экология и природопользование», «Техносферная безопасность», «Государственное и муниципальное управление» и всех интересующихся данной проблемой.
Структурно учебное пособие состоит из методических рекомендаций, краткого конспекта лекций, а также заданий, направленных на практическое применение изученного материала.
В рецензируемом учебном пособии пять глав. В первой главе авторами показан процесс формирования предметной области циркулярной экономики, характеризуется ее модель, описывается структура и инфраструктура. Характеристика циркулярной экономики дается авторами на основе обширного эмпирического материала, собранного, проанализированного и сгруппированного с учетом задач анализа экономической природы этой модели.
Во второй главе авторами, при рассмотрении особенностей функционирования циркулярной экономики на микроуровне, приведена обстоятельная классификация ресурсов в циркулярной экономике, показывается роль собственности (в частности, планетарной) в ее развитии, рассмотрены применяемые на практике бизнес-модели и выявлены особенности потребительского поведения.
Третья глава посвящена анализу макроиндикаторов и индексов оценки уровня развития циркулярной экономики, а также макроэкономическим эффектам, сопровождающим внедрение данной модели, и проблемам перехода к ней.
Особый интерес вызывает материал, связанный с анализом отечественного и зарубежного опыта практического применения циркулярной экономики, и выявлением при этом проблем и перспектив развития циркулярной экономики в мировой хозяйственной системе, отраженный в четвертой и пятой главах учебного пособия.
Материал изложен достаточно аргументированно и обоснованно, доступно для чтения и практического использования. Представленная структура работы логична, а рассматриваемые в ней вопросы актуальны ввиду высокой экономической и социальной значимости, как для Российской Федерации, так и в целом для всего мирового сообщества.
К достоинствам учебного пособия можно отнести и то, что авторами предпринята попытка провести систематизацию имеющихся теоретических взглядов и методологических подходов по проблеме формирования модели циркулярной экономики, а также обобщить накопленный опыт ее практического применения.
В учебном пособии материал изложен в простой и понятной форме, что делает его доступным для понимания не только специалистов экономического профиля.
Наряду с теоретическим материалом в каждой главе есть вопросы для самоконтроля, а сформулированные задания направлены на практическое применение изученного материала. Так, дана примерная тематика рефератов, работа над которыми позволяет обучающимся и всем интересующимся проблемами циркулярной экономики глубже разобраться в той или иной теме. Используя проектный подход, авторы предложили темы проектов для разработки обучающимися. Практические задания, приведенные в данном учебном пособии, направлены на активизацию самостоятельной работы обучающихся и предназначены для проверки освоения соответствующего конкретного материала. Глоссарий и обширная библиография по всем темам курса призваны помочь в освоении курса, а приведенные таблицы и схемы способствуют лучшему пониманию рассматриваемых вопросов.
Следует особо отметить, что становление российской экономики на рельсы экологически устойчивой социо-экономической системы объективно требует дальнейшей разработки теоретико-методологической базы циркулярной экономики и ее взаимоувязки с практическим применением, что невозможно без внедрения данной дисциплины в образовательный процесс.
Масштабное распространение модели циркулярной экономики в национальные экономики на глобальном уровне диктует изменение и образа мышления людей, что обусловливает важность дисциплины в системе подготовки современных специалистов.
Цель, поставленная авторами при написании данного учебного пособия, – обобщение теоретико-методологических подходов и практического опыта становления и развития циркулярной экономики, имеющегося в отечественной и зарубежной науке и практике, – достигнута. Учебное пособие отвечает требованиям ФГОС последнего поколения и рабочей программе дисциплины, его создание – значимая заслуга авторов в продвижении нового направления экономических знаний.
В концептуальном плане материал пособия не вызывает возражений. В то же время, на наш взгляд, можно было бы увеличить долю проектных заданий.
Надеемся, что нынешнее издание представляет собой лишь первый шаг в данном направлении, что оправдывает его краткость и, естественно, нуждается в дальнейшей разработке и дополнениях.
1. Ryazanova O.E. Malyy biznes v ekonomike zamknutogo cikla // Gorizonty ekonomiki. – 2017. – №6 (39). – S. 17–20.
2. Ryazanova O.E., Gribova E.V. Vzaimosvyazi v ustoychivom razvitii slozhnoy ekologo-ekonomicheskoy sistemy // Ekonomicheskie nauki. – 2016. – №134. – S. 20–25.
3. Ryazanova O.E., Zolotareva V.P. Cirkulyarnaya ekonomika. – Moskva: KNORUS, 2020. – 120 s.
4. Ryazanova O., Zolotareva V. The role of planetary property as a basis for sustainable harmonius economic development // Lecture Notes in Netvorks and Systems. – 2020. – Iss. 84. – Pp. 101–106.