Статья посвящена анализу учебного пособия д-ра экон. наук, профессора О.Е. Рязановой и канд. экон. наук В.П. Золотаревой «Циркулярная экономика».
циркулярная экономика, учебное пособие, устойчивое развитие
Модель замкнутой или циркулярной экономики возникла из дисциплины промышленной экологии (также известной как промышленный симбиоз), в которой функционирование экосистем использовалось в качестве примера для промышленных процессов и систем. Идею циркулярной экономики приписывают Кеннету Боулдингу, автору эссе «Экономика грядущего космического корабля "Земля"», написанному в 1966 г. Но новый импульс был дан рекордсменкой мира по яхтенному спорту Эллен МакАртур, которая выступила на Всемирном экономическом форуме в 2012 г. с докладом «К циркулярной экономике», в котором были синтезированы понятия промышленной экологии, «от колыбели до колыбели», биомимикрии, регенеративного дизайна и «экономики производительности».
Замкнутый или циркулярный экономический подход нацелен на применение циркулярных бизнес-моделей для производственно-сбытовых цепочек в самых различных областях: от автомобильной промышленности, производства бытовой электроники, обуви и мебели до розничной торговли. Особо подчеркивается необходимость широкого отраслевого и межотраслевого сотрудничества, чтобы облегчить потенциальный переход от линейной производственной системы к системе замкнутой или круговой экономики, при которой материалы, компоненты и товары имеют более чем один срок полезного использования и повторно используются, ремонтируются, восстанавливаются и, в конечном счете, циклически перерабатываются на различных уровнях экономики.
Озабоченность глобальной проблемой нехватки ресурсов и их эффективного использования нашла отклик не только в академической науке, но и в передовых зарубежных университетах, внедривших в образовательный процесс изучение данной тематики. С большим удовлетворением хочется отметить, что российская университетская общественность не осталась в стороне от ведущих мировых трендов в преподавании экономики. Так, в издательстве «КНОРУС» вышло учебное пособие «Циркулярная экономика» авторов Рязановой О.Е. и Золотаревой В.П. [3]. Его актуальность не вызывает сомнения, так как переход к циркулярной экономике является важнейшим элементом стратегии устойчивого развития национальной хозяйственной системы России. Необходимо подчеркнуть, что оно является продолжением исследований авторов различных аспектов рассматриваемой проблемы [1, 2, 4 и др.].
Основным принципом внедрения данной модели экономики является обеспечение максимальной эффективности от каждого процесса в жизненном цикле товара или услуги, что подчеркивает особую значимость изучения курса «Циркулярная экономика» в экономическом цикле дисциплин.
Учебное пособие «Циркулярная экономика» предназначено для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Экология и природопользование», «Техносферная безопасность», «Государственное и муниципальное управление» и всех интересующихся данной проблемой.
Структурно учебное пособие состоит из методических рекомендаций, краткого конспекта лекций, а также заданий, направленных на практическое применение изученного материала.
В рецензируемом учебном пособии пять глав. В первой главе авторами показан процесс формирования предметной области циркулярной экономики, характеризуется ее модель, описывается структура и инфраструктура. Характеристика циркулярной экономики дается авторами на основе обширного эмпирического материала, собранного, проанализированного и сгруппированного с учетом задач анализа экономической природы этой модели.
Во второй главе авторами, при рассмотрении особенностей функционирования циркулярной экономики на микроуровне, приведена обстоятельная классификация ресурсов в циркулярной экономике, показывается роль собственности (в частности, планетарной) в ее развитии, рассмотрены применяемые на практике бизнес-модели и выявлены особенности потребительского поведения.
Третья глава посвящена анализу макроиндикаторов и индексов оценки уровня развития циркулярной экономики, а также макроэкономическим эффектам, сопровождающим внедрение данной модели, и проблемам перехода к ней.
Особый интерес вызывает материал, связанный с анализом отечественного и зарубежного опыта практического применения циркулярной экономики, и выявлением при этом проблем и перспектив развития циркулярной экономики в мировой хозяйственной системе, отраженный в четвертой и пятой главах учебного пособия.
Материал изложен достаточно аргументированно и обоснованно, доступно для чтения и практического использования. Представленная структура работы логична, а рассматриваемые в ней вопросы актуальны ввиду высокой экономической и социальной значимости, как для Российской Федерации, так и в целом для всего мирового сообщества.
К достоинствам учебного пособия можно отнести и то, что авторами предпринята попытка провести систематизацию имеющихся теоретических взглядов и методологических подходов по проблеме формирования модели циркулярной экономики, а также обобщить накопленный опыт ее практического применения.
В учебном пособии материал изложен в простой и понятной форме, что делает его доступным для понимания не только специалистов экономического профиля.
Наряду с теоретическим материалом в каждой главе есть вопросы для самоконтроля, а сформулированные задания направлены на практическое применение изученного материала. Так, дана примерная тематика рефератов, работа над которыми позволяет обучающимся и всем интересующимся проблемами циркулярной экономики глубже разобраться в той или иной теме. Используя проектный подход, авторы предложили темы проектов для разработки обучающимися. Практические задания, приведенные в данном учебном пособии, направлены на активизацию самостоятельной работы обучающихся и предназначены для проверки освоения соответствующего конкретного материала. Глоссарий и обширная библиография по всем темам курса призваны помочь в освоении курса, а приведенные таблицы и схемы способствуют лучшему пониманию рассматриваемых вопросов.
Следует особо отметить, что становление российской экономики на рельсы экологически устойчивой социо-экономической системы объективно требует дальнейшей разработки теоретико-методологической базы циркулярной экономики и ее взаимоувязки с практическим применением, что невозможно без внедрения данной дисциплины в образовательный процесс.
Масштабное распространение модели циркулярной экономики в национальные экономики на глобальном уровне диктует изменение и образа мышления людей, что обусловливает важность дисциплины в системе подготовки современных специалистов.
Цель, поставленная авторами при написании данного учебного пособия, – обобщение теоретико-методологических подходов и практического опыта становления и развития циркулярной экономики, имеющегося в отечественной и зарубежной науке и практике, – достигнута. Учебное пособие отвечает требованиям ФГОС последнего поколения и рабочей программе дисциплины, его создание – значимая заслуга авторов в продвижении нового направления экономических знаний.
В концептуальном плане материал пособия не вызывает возражений. В то же время, на наш взгляд, можно было бы увеличить долю проектных заданий.
Надеемся, что нынешнее издание представляет собой лишь первый шаг в данном направлении, что оправдывает его краткость и, естественно, нуждается в дальнейшей разработке и дополнениях.
1. Рязанова О.Е. Малый бизнес в экономике замкнутого цикла // Горизонты экономики. – 2017. – №6 (39). – С. 17–20.
2. Рязанова О.Е., Грибова Е.В. Взаимосвязи в устойчивом развитии сложной эколого-экономической системы // Экономические науки. – 2016. – №134. – С. 20–25.
3. Рязанова О.Е., Золотарева В.П. Циркулярная экономика. – Москва: КНОРУС, 2020. – 120 с.
4. Ryazanova O., Zolotareva V. The role of planetary property as a basis for sustainable harmonius economic development // Lecture Notes in Netvorks and Systems. – 2020. – Iss. 84. – Pp. 101–106.