Based on the theory of self-organization has developed an original method for identification of target functions students’ knowledge quality (SKQ) in the face of influencing factors uncertainty. The proposed system of external criteria for the models selection and control parameters allows to use the model for the effective management of the SKQ
quality of student knowledge, group method of data handling, constantly operating mathematical model
Проблемы развития системы образования, как формирующей компоненты современного государства становятся все более актуальными в период формирования нового информационного общества. Ускорение темпов развития науки, развитие науки по экспоненциальным законам переводит категорию информации в разряд необходимейших атрибутов человеческого общества, формируя, таким образом, информационное общество, т.е. общество, основанное на знаниях. Особое внимание уделяется качеству знаний выпускников ВУЗа. Таким образом, естественно рассматривать в качестве управляемого процесса КЗС (или группы студентов (КЗГ)). Одним из аспектов или рамок концепции качества является управленческий аспект. Только с позиций управления возникает собственно задача качества образования, философия качества и всевозможные пути его измерения. Современное управление есть коллективная деятельность. Это означает, что управление многофункционально, и чтобы быть эффективным, оно должно стать технологичным, системным [1].
Образование в рамках управления может быть последовательно представлено в нескольких системных характеристиках [2]:
-
как модель назначения
-
как система процессов
-
как структурно-функциональная модель
-
как морфологическая система
Высокие требования, предъявляемые сейчас к качеству высшего образования, заставляют исследовать этот процесс с учетом внешних и внутренних факторов социально-экономической системы вуза. Рассматривая ВУЗ как социально-экономическую систему можно выделить следующие подсистемы получения знаний (для объекта "Студент"):
-
федерального компонента;
-
регионального компонента;
-
семьи;
-
улицы;
-
школы;
-
вуза;
-
факультета;
-
преподаватели;
-
курса;
-
группы курса;
-
студентов.
Для объекта "Группа" последний уровень понятно будет отсутствовать (рис. 1).
1. Kondrat´eva, E. L. Upravlenie kachestvom znaniy uchashchikhsya srednikh obshcheobrazovatel´nykh uchrezhdeniy [Tekst] : monografiya / E. L. Kondrat´eva, K. I. Kremer, V. S. Starodubtsev i dr. – Voronezh : Nauchnaya kniga, 2007. – 171 s.
2. Krupnik, S. A. Obrazovanie kak sfera deyatel´nosti i myshleniya [Tekst] / S. A. Krupnik. Pedagogika. –2000. – №4. – S. 2-15.
3. Farafonov, A. S. Metodika identifikatsii modeley upravleniya kachestvom znaniy studentov [Tekst] / A. S. Farafonov. Perspektivy nauki. – 2013. – №9(48). – S. 104–108.
4. Ivakhnenko, A. G. Dolgospochnoe ppognozipovanie i uppavlenie slozhnymi sistemami [Tekst] / A. G. Ivakhnenko. – Kiev: Tekhnika, 1975. – 312 s.
5. Ivakhnenko, A. G. Dolgospochnoe ppognozipovanie sluchaynykh ppotsessov po algopitmam MGUA s ispol´zovaniem kpitepiev nesmeshchennosti i balansa pepemennykh [Tekst] / A. G. Ivakhnenko, H. A. Ivakhnenko. Avtomatika. – 1974. – № 4. – S. 52 - 59.
6. Polozhenie o reytingovoy sisteme v lipetskom gosudarstvennom tekhnicheskom universitete [Tekst]. – Lipetsk : LGTU, 2009. – 3 s.
7. Ivakhnenko, A. G. Heppepyvnost´ i diskpetnost´. [Tekst] / A. G. Ivakhnenko – Kiev : Hauk. dumka, 1990. –224 s.
8. Ivakhnenko, A. G. Pepebopnye metody samoopganizatsii modeley i klastepizatsiy (obzop osnovnykh novykh idey) [Tekst] / A. G. Ivakhnenko. Avtomatika. – 1989. – № 4. – S. 82 - 93.
9. Starodubtsev, V. S. Strukturnoe modelirovanie ekonomicheskikh sistem [Tekst] : monografiya / V. S. Starodubtsev, T. L. Bezrukova. – Voronezh : Izd-vo Istoki, 2004. – 115 s.