employee
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The article contains the results of theoretical analysis on the problem of determining psychological factors of reliability of professional activity of the engineer. This trend is due to the interest and popularity of modern technical professions in the educational and economic spheres, as well as the need to implement tasks to train specialists able to successfully integrate into the production process, to perform job duties qualitatively. The differences and peculiarities of engineering activity are specified on the example of professionals engaged in various labour spheres (industry, education), as well as the spectrum of modern engineering professions, whose activity has significant differences from "standard" technical directions, which require additional attention in the process of disclosure of its psychological content. It is noted that despite the vast experience in the field of theoretical and practical research of professional activities of different specifications and psychological criteria of evaluation of its quality of development, revealing peculiarities of formation of professional reliability of the specialist very little. Most works pay special attention to the structure of professionally significant qualities or personal-professional qualities, ensuring the safety of activities on the example of professions with public order, public servants and teachers, but the aspects of reliability of engineering are insufficiently and generically represented, which made the developments of this direction relevant.
professional activity, engineer, engineering activity, profession, reliability, professionally important qualities, professional tasks
Актуальность. В настоящее время на рынке труда растет имидж инженерных профессий. Интенсивное развитие производства в рамках государственных и частных предприятий открывает возможность специалистам технической сферы реализовать свой творческий потенциал и быстро продвигаться по карьерной лестнице.
Со стороны руководства организаций сформированы вполне обоснованные ожидания того, что принятый на работу высококвалифицированный инженер будет выполнять трудовую деятельность на должном, безошибочном уровне, знать весь «путь» производства продукта, а внедряемые им инновации в технологический процесс будут способствовать его эффективности и минимизировать финансовые издержки от применения устаревших производственных операций. Набор должностных обязанностей инженера дополняется необходимостью строить взаимоотношения со всеми участниками производственного процесса, так как он несет функцию контролера за качество продукции и выступает генератором идей, персонально несет ответственность за общий результат.
Следует отметить, что на современном рынке труда представлено большое количество инженерных профессий (технологи, проектировщики, энергетики, конструкторы, строители, инженеры-химики и инженеры информационных технологий и др.), где обобщающей характеристикой указанных направлений выступает способность к созданию, преобразованию, совершенствованию технических механизмов, обслуживанию и безопасному их использованию. Многообразие выполняемых технических функций полностью не отражает специфичность деятельности инженеров, осуществляющих трудовые операции в сфере электроинженерии и компьютерных технологий (направление QA-инженер), или, например, инженера в сфере телекоммуникационных технологий. Основные профессиональные задачи, которые решают специалисты данных направлений, заключаются в проверке, оценивании, контроле, разработке программного обеспечения, своевременного упорядочивания, анализа поступающей информации, произведения расчетов. Определяется специфичность содержания объекта труда – это не только техника (инженер-конструктор), в большей степени знаки, символы, образы (инженер программного обеспечения), в последнее время распространение получил объект труда «природа» (биоинженер). Таким образом, инженерные профессии относятся к интегративному типу профессиональной деятельности согласно психологической классификации Рубцовой Н.Е. [13; 14; 15].
Особый интерес представляют инженерные специальности, связанные с нанотехнологиями – новое современное, востребованное и перспективное направление подготовки кадров, которое осуществляется на инженерных факультетах, а спецификация деятельности и предметная область междисциплинарного характера находят свое отражение в качествах, обеспечивающих успешность труда совершенно иного диапазона: способность к исследовательской деятельности и научный склад ума.
Другими словами, для полного раскрытия выделенных нами различий труда инженерных кадров, а также инженеров, реализующих деятельность в сфере IT-технологий и нанотехнологий, необходимо изучить все характерные отличия, начиная от своеобразия трудового поста, профессиональных задач, и – до личностных характеристик.
П роблема. Перечисленные особенности и профессиональная занятость инженера в самых разнообразных сферах труда (промышленность, строительство, транспорт, образование, торговля, медицина и др.) указывают на то, что инженерная профессия является одной из наиболее социально значимых, а широкая представленность инженерных специальностей в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) (редакция от 19.06.2012 г.) [6] поднимает вопрос о необходимости изучения внутренних особенностей деятельности инженера в зависимости от специфики ее предмета, задач, средств труда.
Возможность обобщения и систематизации полученных в ходе такого исследования данных позволит раскрыть проблему успешности, надежности и безопасности исполнения трудовых функций на примере конкретной специальности и по группе инженерных специальностей в целом.
Теоретико-методологическая основа исследования. В психологической литературе отмечается, что эффективная реализация профессиональной деятельности (в нашем случае инженерной) становится возможной только при соблюдении целого ряда важных условий. Так, например, помимо профессиональных знаний специалист должен обладать определенными психологическими ресурсами, которые способствуют быстрой адаптации к труду, проявляются в стиле индивидуальной деятельности, отношении к деятельности, ее эффективности. В качестве таких ресурсов выступают отдельные индивидуально-психологические особенности личности или совокупность профессионально важных качеств, проявляющихся в труде [11, с. 22]. Разработка теоретико-методологической базы изучения разнообразных психологических аспектов, детерминирующих эффективность и надежность реализации профессиональной деятельности инженера, позволяет выявить структуру наиболее значимых (абсолютных) профессионально важных качеств.
Паттерн профессионально важных качеств может быть представлен особенностями познавательной сферы, способностями, личностными особенностями, интересами, склонностями. При этом есть ряд универсальных личностных характеристик, необходимых для выполнения практически любых видов деятельностей: самоконтроль, ответственность, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость, склонность к риску, свойства темперамента (В.А. Бодров) [11, с. 23].
Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майоров Е.В. приводят следующее понятие профессионально важных качеств: «Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности» [1, с.1].
Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально значимые качества – это те необходимые внутренние условия, которые позволяют преломлять внешние воздействия и требования деятельности. Они являются ключевым элементом при решении проблем системогенеза деятельности. Автор отмечает, что исследование особенностей формирования подсистемы профессионально важных качеств в процессе освоения трудовой деятельности является длительным и требует применения особых методов [17, с.67]. Базисом для теории системогенеза деятельности выступает принцип единства сознания и деятельности, который является основополагающим в субъектно-деятельностном подходе (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [18]. Принцип раскрывает важность взаимосвязи развивающейся в историческом процессе деятельности и всех психических процессов в целом.
Применительно к нашему исследованию построение модели профессионально важных качеств, поддерживающих реализацию надежной инженерной деятельности на эффективном уровне, невозможно без учета их динамики с момента выбора направления профессионального обучения (включая поэтапную диагностику ПВК), вхождения в трудовую среду со стадии молодого, адаптирующегося к деятельности специалиста и постепенного нарастания профессионального мастерства. Длительное и закономерное развитие системы профессионально важных качеств, специфичных конкретной инженерной деятельности еще раз доказывает, что они являются одним из важных и необходимых условий для надежного и безопасного исполнения должностных функций.
Показательным является то, что в литературе содержание понятия надежность раскрывается в двух аспектах: 1) как одна из личностных характеристик, отражающих положительный образ человека, внушающего доверие, и сформированный в ходе его социального взаимодействия; 2) как один из критериев отношения к деятельности, ее качество, прочность, бесперебойность, сработанность и др. [7]. Указанные тенденции предоставляют возможность (задают вектор) для изысканий основных направлений по раскрытию содержания понятия надежность на примерах проведенных экспериментальных исследований представителей разных профессиональных общностей.
В традициях отечественной психологической школы (В.А. Бодров, Г.М. Зараковский, В.М. Львов, Ю.К. Стрелков и др.) надежность рассматривается как одна из психологических характеристик, оценивающая результативность и качество, выполняемой субъектом труда профессиональной деятельности наряду с такими терминами, как «продуктивность», «эффективность», «производительность». Перечисленные показатели проявляются в профессиональном поведении сотрудника организации, определяются внешними факторами производственного процесса (организация процесса труда, условия труда) и поддерживаются внутренними факторами: мотивация, работоспособность, индивидуально-психологические качества [11].
Стрелков Ю.К. в рамках исследования специфики деятельности оператора (на примере деятельности летного экипажа) делает акцент на безошибочных действиях как показателе надежности. Ошибка, согласно автору, является свершившимся актом, который может сопровождать трудовую деятельность в наиболее сложных и трудных операциях [16, с. 8]. Нивелирование частоты ошибочных действий возможно при детальном анализе всех социально-психологических аспектов трудовой деятельности. Требование руководства к реализации деятельности на безошибочном уровне влияет на реконструкцию личностного портрета специалиста и приводит к переживаниям и нарастанию тревожности [16, с. 9]. Отмечается, что подчиненность действий оператора сложной системе алгоритмов деятельности, отработанные навыки, четкая регламентированность не исключают воспроизводства ошибок, обусловленных человеческим фактором.
Особенности изучения инженерно-профессиональной надежности в деятельности оператора систем также представлены в трудах Заваловой Н.Д., Ломова Б.Ф., Пономаренко В.А. В качестве основы для предложенного учеными положения выступило описание внутренней психологической картины деятельности на основе изучения смысла и предметного содержания образа действий, их значимости для летного состава [4]. Возможные ошибки в действиях оператора, согласно постулатам, указанным в разработанном учеными подходе, связаны с незапланированным наличием в деятельности определенных и разнообразных условий, ведущих к нарушениям и искажениям образа восприятия.
В многочисленных экспериментальных исследованиях в ходе изучения специфики деятельности летчика как представителя профессий типа «человек-машина» Пономаренко В.А. была разработана концепция, в которой главными факторами, обеспечивающим надежность деятельности экстремального типа, являются человеческий и личностный. Автор отмечает, что демонстрируемые летчиком ошибки обусловлены ограниченностью человеческих возможностей [10].
Дискурс по проблеме надежности в контексте ошибочных действий также представлен в трудах Благинина А.А. На примере анализа деятельности операторов сложных технических комплексов доказывается важность стабилизации функционального состояния оператора, обеспечивающего поддержание работоспособности в усложненных условиях и повышенных требований к надежности [2]. На передний план выходит состояние всех функциональных систем организма и психики, особенности их функционирования под воздействием нестандартных факторов трудовой деятельности, а также характер реагирования.
Обобщая приведенные выше направления к исследованию надежности труда, раскрываются особенности ее обеспечения на примере профессий типа человек-техника. В центре внимания оказывается необходимость разработки программ и способов своевременной диагностики, которые будут способствовать выполнению деятельности на безошибочном уровне. Отмечается тенденция к постепенному усложнению деятельности оператора на техническом уровне и важность быстрой перестройки психической сферы работника.
В контексте исследований надежности инженерных профессий Пиканиной Ю.М. отмечено усложнение деятельностей научно-технического типа, причинами которого являются высокие темпы технической революции, инновационные достижения и требования к работе на высоконадежном уровне. Реализация данных условий, согласно автору, возможна не только при учете особенностей профессиональной, личностной и функциональной надежности, но дополняется результатами исследования способности к саморегуляции специалиста в трудовой деятельности [9].
В нашем понимании саморегуляцию необходимо отнести к базовым характеристикам надежности, так как она отражает способность субъекта труда регулировать психику на эмоциональном, поведенческом уровнях, а также на уровне состояний. В нестандартных ситуация целью саморегуляции является балансировка всех систем (биологических, физиологических, психологических). Неспособность саморегулировать поведенческие и эмоциональные реакции непременно отразится на результативности и эффективности профессиональной деятельности.
Применимо к профессиям типа «человек-человек» исследования профессиональной надежности тесно связаны с личностными характеристиками. Так, С.В. Духновским отмечается сходство значений понятий «психологическая надежность» и «личностная надежность». Особое внимание автором уделяется значению последнего понятия, которое представляется в виде интегрального психологического образования, детерминирующего изменения существенных критериев, являющихся показателями нормативности и подверженности поведения существующим требованиям. Базисом личностной надежности является симптомокомплекс психофизиологического благополучия, а содержание выражается в единстве компонентов структур – мотивационный, произвольный, когнитивный [3].
Большинство исследований, где основной целью является раскрытие механизмов профессиональной и личностной надежности, касаются видов деятельности, чья направленность является высоко социально значимой (органы внутренних дел, службы наркоконтроля, государственные служащие и др.). Исследователями указываются главные ориентиры личностной и профессиональной надежности, проявляющейся в способности наладить эффективное взаимодействие, регуляции собственного поведения, готовности противостоять негативным воздействиям социального характера, быстрой адаптации к экстремальным факторам среды [3; 8; 12]. Характерной особенностью данных направлений и исследований является учет развития необходимых факторов профессиональной надежности, начиная с этапа профессионального обучения. Высокое качество подготовки молодых кадров не только на уровне профессиональных знаний, но и на уровне психологической готовности, согласованной с адекватным представлением о профессии, является начальным этапам для формирования профессиональной надежности и позволяет специалисту реализовывать трудовую деятельность на максимально безошибочном уровне.
Рубцовой Н.Е. отмечается, что возможность выбора наиболее приемлемого профессионального пути, соответствующего системе ценностей, способностям, индивидуально-психологическим особенностям и личностным диспозициям человека в ситуации высокой конкурентности, является весьма сложной задачей (Рубцова Н.Е.) [13, с. 51; 14; 15]. Момент определения молодым человеком профессиональной сферы в период самоопределения выступает пусковым механизмом для выработки профессионально важных качеств, определяющих успешность и эффективность деятельности, а направленность на освоение всех специфических особенностей профессии в период профессионального обучения станет основой ее надежности.
Выводы. Обобщая результаты теоретического анализа исследовательских подходов, нами был определен ряд следующих положений, выступающих в качестве основы для раскрытия проблемы и построения модели формирования психологической надежности инженерных профессий с учетом специфики психологического содержания профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств субъектов труда.
1. Формирование профессиональной надежности инженера представляет собой длительный поэтапный процесс, который включает начало профессионального обучения, процесс адаптации к трудовой деятельности и достижение уровня мастерства. Ключевую роль в процессе профессионализации для развития профессиональной надежности играет динамика структуры профессионально важных качеств. Постепенное усиление абсолютных, нарастание новых и редукция анти-ПВК под воздействием характерных для определенной направленности инженерной деятельности особенностей составляют психологическую основу надежности.
2. Непрерывное развитие инновационно-технологических процессов и современные экономические реалии требуют от инженера быстрого вхождения в производственную среду, а это означает, что процесс адаптации должен занимать относительно малый временной промежуток. На данном этапе ведущая роль принадлежит способности к саморегуляции психологического состояния и адекватной оценке сильных и слабых сторон уровня профессиональной подготовленности.
3. На примере новых, современных видов инженерной профессии (QA-инженер, наноинженер, телекоммуникационные технологии и др.) отмечено, что принадлежность к техническим направлениям полностью не отражает ее специфику. Данная закономерность прослеживается в предметной области, задачах, своеобразии и реализации трудовых функций, сложности технических средств труда, зачастую инновационных, ее условий. Следует отметить, что различия в предметной области создают прецедент, когда в рамках данного профессионального направления одни инженерные профессии относятся к типу «человек-техника» (инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-электрик), другие – «человек-знак» (инженер программного обеспечения, наноинженер) или «человек-природа» (биоинженер).
4. В психологической литературе раскрытие проблемы надежности профессионала реализуется по двум направлениям: первое делает упор на индивидуально-личностных качествах, обеспечивающих надежность исполнения трудовых функций, обеспечивающих доверительное отношение к сотруднику со стороны социума организации и добросовестное отношение к профессиональной деятельности (личностная надежность); второе направление связывает проблему надежности с прочностью, сработанностью и качественным исполнением трудовых функций, показателями эффективности, безошибочной реализации (профессиональная надежность).
5. В психологической литературе на примере многочисленных исследований приводятся различные психологические критерии надежности деятельности. Все выделенные показатели объединяются в три группы: факторы, обеспечивающие надежность на психофизиологическом уровне (функциональная надежность), факторы, обеспечивающие надежность на поведенческом уровне (психологическая надежность) и факторы, обеспечивающие надежность исполнения профессиональной деятельности (профессиональная надежность).
Таким образом, профессиональная надежность является сложным структурным образованием интегративного характера. Формирование надежности тесно связано с отношением к выполняемой деятельности, постепенным ростом выраженности необходимых профессионально важных качеств, функциональным состоянием психики и организма в целом. Изучение особенностей формирования и проявления надежности деятельности на примере инженерных профессий позволит существенно дополнить существующие теории и подходы, раскрывающие специфику профессиональной инженерной деятельности.
1. Batarshev A.V., Alekseeva I.Yu., Mayorov E.V. Diagnostika professional'no vazhnyh kachestv [Diagnostics of professionally important qualities]. – St. Petersburg: Peter Publ., 2007. – 192 p. (in Russian)
2. Blaginin A.A. Psihofiziologicheskoe obespechenie nadezhnosti professional'noy deyatel'nosti operatorov slozhnyh ergaticheskih sistem / avtoreferat dis. … doktora psihol. nauk [ Psychophysiological support for the reliability of the professional activities of operators of complex ergatic systems / Abstract dis. ... doctors psychol. sciences]. St. Petersburg:. 2005. 44 p. (in Russian)
3. Duhnovskiy S.V. Ocenka psihologicheskoy nadezhnosti gosudarstvennyh i grazhdanskih sluzhaschih: problemy i perspektivy [Assessment of the psychological reliability of state and civil servants: problems and prospects] // Institut psihologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology]. 2018. T. 3. №2. pp. 140-165. (in Russian)
4. Zavalova N.D., Lomov B. F., Ponomarenko V.A. Obraz v sisteme psihicheskoy regulyacii deyatel'nosti [The image in the system of mental regulation of activity]. – M.:Institute of Psychology of the Academy of Sciences of the USSR, “Science” Publ., 1986. 172 p. (in Russian)
5. Nikiforov G.S. Nadezhnost' professional'noy deyatel'nosti [Reliability of professional activity]. SPb .: Publishing House of St. Petersburg. University, 1996. 172 p. (in Russian)
6. Obscherossiyskiy klassifikator professiy rabochih, dolzhnostey sluzhaschih i tarifnyh razryadov OK 016-94 (OKPDTR) (prinyat postanovleniem Gosstandarta RF ot 26 dekabrya 1994 g. N 367) (redakciya ot 19.06.2012 g.) [All-Russian classifier of occupations of workers, positions of employees and tariff categories OK 016-94 (OKPDTR) (adopted by resolution of the State Standard of the Russian Federation of December 26, 1994 N 367) (revised from 06/19/2012)] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58964/ Data obrascheniya: 22.03.2020
7. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka / pod redakciey L.I. Skvorcova. [Explanatory Dictionary of the Russian Language / edited by L.I. Skvortsova] M.: LLC “Publishing House“ World and Education ”: LLC“ Publishing House Onyx ”, 2012. – 1376 p.(in Russian)
8. Osipova A.S. Emocional'nyy intellekt kak faktor lichnostnoy nadezhnosti sotrudnikov organov vnutrennih del – vypusknikov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii / avtoreferat dis. … kandidata psihol. nauk. [Emotional intelligence as a factor of personal reliability of employees of internal affairs bodies - graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / abstract of thesis. ... candidate psychol. sciences] M. 2017. 25 p. (in Russian)
9. Pikanina Yu.M. Samoregulyaciya kak faktor obespecheniya lichnostnoy nadezhnosti specialista / avtoreferat dis. … kandidata psihol. nauk. [Self-regulation as a factor in ensuring the personal reliability of a specialist / abstract dis. ... candidate psychol. sciences] Mytyschi. 2018. 28 p. (in Russian)
10. Ponomarenko V.A. Psihologiya chelovecheskogo faktora v professii [ Psychology of the human factor in the profession]. Krasnoyarsk: Polikom Publ., 2006. 618 p. (in Russian)
11. Problemy fundamental'noy i prikladnoy psihologii professional'noy deyatel'nosti / V.A. Bodrov, A.L. Zhuravlev. [Problems of fundamental and applied psychology of professional activity / V.A. Bodrov, A.L. Zhuravlev] M.: Institute of Psychology RASI, 2008. 589 p. (in Russian)
12. Putivcev P.V. Psihologicheskaya ocenka professional'noy nadezhnosti sotrudnikov organov vnutrennih del / avtoreferat dis. … kandidata psihol. nauk [Psychological assessment of professional reliability of employees of internal affairs bodies / abstract dis. ... candidate psychol. sciences]. M. 2013. 33 p. (in Russian)
13. Rubcova N.E. Koncepciya integrativno-tipologicheskogo podhoda k psihologicheskoy klassifikacii professional'noy deyatel'nosti [The concept of an integrative-typological approach to the psychological classification of professional activity] // Psihologiya i psihotehnika [Psychology and Psychotechnics]. 2012. №2 (41). pp. 51-60. (in Russian)
14. Rubcova N.E. Osnovnye napravleniya klassifikaciy professional'noy deyatel'nosti [The concept of an integrative-typological approach to the psychological classification of professional activity] // Psihologiya i psihotehnika [Psychology and Psychotechnics]. 2015. №5 (80). pp. 501-510. (in Russian)
15. Rubcova N.E. Integrativno-psihologicheskiy podhod k psihologicheskoy klassifikacii professional'noy deyatel'nosti / avtoreferat dis. … doktora psihologicheskih nauk [ An integrative-psychological approach to the psychological classification of professional activity / Abstract dis. ... doctors of psychological sciences] , Yaroslavl', 2014. 59 p. (in Russian)
16. Strelkov Yu.K. Inzhenernaya i professional'naya psihologiya [Engineering and professional psychology]. M.: Academy Publ/; Higher School Publ., 2001. 360 p. (in Russian)
17. Shadrikov V.D. Psihologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology of human activity and ability]. M.: Logos Publ., 1996. 320 p. (in Russian)
18. Shadrikov V. D. Professional'nye sposobnosti [Professional abilities]. M.: Universitetskaya kniga Publ., 2010. 319 p. (in Russian)