ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СООТНОШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводятся результаты теоретического анализа подходов к определению психологических факторов надежности профессиональной деятельности инженера. Необходимость в проведении данного анализа обусловлена популярностью и интересом к профессиям технической направленности, а также востребованностью подготовки современных специалистов, способных успешно интегрироваться в производственный процесс, качественно исполнять должностные обязанности на всех этапах профессионального становления. Раскрыты особенности инженерной деятельности на примере профессионалов, занятых в различных отраслях народного хозяйства (промышленность, транспорт и связь, строительство, наука, информационно-вычислительное обслуживание, здравоохранение, образование и др.), а также выделен спектр современных инженерных профессий, чья деятельность требует дополнительного внимания в процессе раскрытия ее психологического содержания и имеет существенные отличия от «стандартных» технических направлений. Несмотря на огромный опыт теоретических и практических исследований деятельности разных профессиональных областей и психологических критериев оценки ее качества, разработок, раскрывающих особенности формирования профессиональной надежности субъектов труда, весьма ограничено. В большинстве работ особое внимание уделяется структуре профессионально важных качеств, способствующих безопасности деятельности на примере профессий с обеспечением общественного порядка, операторов сложных технических комплексов, государственных служащих, педагогов, но недостаточно и весьма обобщенно выделены аспекты надежности инженерной деятельности, что и обусловило актуальность разработок указанного направления.

Ключевые слова:
профессиональная деятельность, инженер, инженерная деятельность, профессия, надежность, профессионально важные качества, профессиональные задачи
Текст

Актуальность. В настоящее время на рынке труда растет имидж инженерных профессий. Интенсивное развитие производства в рамках государственных и частных предприятий открывает возможность специалистам технической сферы реализовать свой творческий потенциал и быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Со стороны руководства организаций сформированы вполне обоснованные ожидания того, что принятый на работу высококвалифицированный инженер будет выполнять трудовую деятельность на должном, безошибочном уровне, знать весь «путь» производства продукта, а внедряемые им инновации в технологический процесс будут способствовать его эффективности и минимизировать финансовые издержки от применения устаревших производственных операций. Набор должностных обязанностей инженера дополняется необходимостью строить взаимоотношения со всеми участниками производственного процесса, так как он несет функцию контролера за качество продукции и выступает генератором идей, персонально несет ответственность за общий результат.

Следует отметить, что на современном рынке труда представлено большое количество инженерных профессий (технологи, проектировщики, энергетики, конструкторы, строители, инженеры-химики и инженеры информационных технологий и др.), где обобщающей характеристикой указанных направлений выступает способность к созданию, преобразованию, совершенствованию технических механизмов, обслуживанию и безопасному их использованию. Многообразие выполняемых технических функций полностью не отражает специфичность деятельности инженеров, осуществляющих трудовые операции в сфере электроинженерии и компьютерных технологий (направление QA-инженер), или, например, инженера в сфере телекоммуникационных технологий. Основные профессиональные задачи, которые решают специалисты данных направлений, заключаются в проверке, оценивании, контроле, разработке программного обеспечения, своевременного упорядочивания, анализа поступающей информации, произведения расчетов. Определяется специфичность содержания объекта труда – это не только техника (инженер-конструктор), в большей степени знаки, символы, образы (инженер программного обеспечения), в последнее время распространение получил объект труда «природа» (биоинженер). Таким образом, инженерные профессии относятся к интегративному типу профессиональной деятельности согласно психологической классификации Рубцовой Н.Е. [13; 14; 15].

Особый интерес представляют инженерные специальности, связанные с нанотехнологиями – новое современное, востребованное и перспективное направление подготовки кадров, которое осуществляется на инженерных факультетах, а спецификация деятельности и предметная область междисциплинарного характера находят свое отражение в качествах, обеспечивающих успешность труда совершенно иного диапазона: способность к исследовательской деятельности и научный склад ума.

Другими словами, для полного раскрытия выделенных нами различий труда инженерных кадров, а также инженеров, реализующих деятельность в сфере IT-технологий и нанотехнологий, необходимо изучить все характерные отличия, начиная от своеобразия трудового поста, профессиональных задач, и – до личностных характеристик.

П роблема. Перечисленные особенности и профессиональная занятость инженера в самых разнообразных сферах труда (промышленность, строительство, транспорт, образование, торговля, медицина и др.) указывают на то, что инженерная профессия является одной из наиболее социально значимых, а широкая представленность инженерных специальностей в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) (редакция от 19.06.2012 г.) [6] поднимает вопрос о необходимости изучения внутренних особенностей деятельности инженера в зависимости от специфики ее предмета, задач, средств труда. 

Возможность обобщения и систематизации полученных в ходе такого исследования данных позволит раскрыть проблему успешности, надежности и безопасности исполнения трудовых функций на примере конкретной специальности и по группе инженерных специальностей в целом.

Теоретико-методологическая основа исследования. В психологической литературе отмечается, что эффективная реализация профессиональной деятельности (в нашем случае инженерной) становится возможной только при соблюдении целого ряда важных условий. Так, например, помимо профессиональных знаний специалист должен обладать определенными психологическими ресурсами, которые способствуют быстрой адаптации к труду, проявляются в стиле индивидуальной деятельности, отношении к деятельности, ее эффективности. В качестве таких ресурсов выступают отдельные индивидуально-психологические особенности личности или совокупность профессионально важных качеств, проявляющихся в труде [11, с. 22]. Разработка теоретико-методологической базы  изучения разнообразных психологических аспектов, детерминирующих эффективность и надежность реализации профессиональной деятельности инженера, позволяет выявить структуру наиболее значимых (абсолютных) профессионально важных качеств.

Паттерн профессионально важных качеств может быть представлен особенностями познавательной сферы, способностями, личностными особенностями, интересами, склонностями. При этом есть ряд универсальных личностных характеристик, необходимых для выполнения практически любых видов деятельностей: самоконтроль, ответственность, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость, склонность к риску, свойства темперамента (В.А. Бодров) [11, с. 23].

Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майоров Е.В. приводят следующее понятие профессионально важных качеств: «Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности» [1, с.1]. 

Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально значимые качества – это те необходимые  внутренние условия,  которые позволяют преломлять внешние воздействия и требования деятельности. Они являются ключевым элементом при решении проблем системогенеза деятельности. Автор отмечает, что исследование особенностей формирования подсистемы профессионально важных качеств в процессе освоения трудовой деятельности является длительным и требует применения особых методов [17, с.67]. Базисом для теории системогенеза деятельности выступает принцип единства сознания и деятельности, который является основополагающим в субъектно-деятельностном подходе (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [18]. Принцип раскрывает важность взаимосвязи  развивающейся в историческом процессе деятельности и всех психических процессов в целом.

Применительно к нашему исследованию построение модели профессионально важных качеств, поддерживающих реализацию надежной инженерной деятельности на эффективном уровне, невозможно без учета их динамики с момента выбора направления профессионального обучения (включая поэтапную диагностику ПВК), вхождения в трудовую среду со стадии молодого, адаптирующегося к деятельности специалиста и постепенного нарастания профессионального мастерства. Длительное и закономерное развитие системы профессионально важных качеств, специфичных конкретной инженерной деятельности еще раз доказывает, что они являются одним из важных и необходимых условий для надежного и безопасного исполнения должностных функций.

Показательным является то, что в литературе содержание понятия надежность раскрывается в двух аспектах: 1) как одна из личностных характеристик, отражающих положительный образ человека, внушающего доверие, и сформированный в ходе его социального взаимодействия; 2)  как один из критериев отношения к деятельности, ее качество, прочность, бесперебойность, сработанность и др. [7]. Указанные тенденции предоставляют возможность (задают вектор) для изысканий основных направлений по раскрытию содержания понятия надежность на примерах проведенных экспериментальных исследований представителей разных профессиональных общностей.

В традициях отечественной психологической школы (В.А. Бодров, Г.М. Зараковский, В.М. Львов, Ю.К. Стрелков и др.) надежность рассматривается как одна из психологических характеристик, оценивающая результативность и качество, выполняемой субъектом труда профессиональной деятельности наряду с такими терминами, как «продуктивность», «эффективность», «производительность». Перечисленные показатели проявляются в профессиональном поведении сотрудника организации, определяются внешними факторами производственного процесса (организация процесса труда, условия труда) и поддерживаются внутренними факторами: мотивация, работоспособность, индивидуально-психологические качества [11].

Стрелков Ю.К. в рамках исследования специфики деятельности оператора (на примере деятельности летного экипажа) делает акцент на безошибочных действиях как показателе надежности. Ошибка, согласно автору, является свершившимся актом, который может сопровождать трудовую деятельность в наиболее сложных и трудных операциях [16, с. 8]. Нивелирование частоты ошибочных действий возможно при детальном анализе всех социально-психологических аспектов трудовой деятельности. Требование руководства к реализации деятельности на безошибочном уровне влияет на  реконструкцию личностного портрета специалиста и приводит к переживаниям и нарастанию тревожности [16, с. 9]. Отмечается, что подчиненность действий оператора сложной системе алгоритмов деятельности, отработанные навыки, четкая регламентированность не исключают воспроизводства ошибок, обусловленных человеческим фактором.

Особенности изучения инженерно-профессиональной надежности в деятельности оператора систем также представлены в трудах Заваловой Н.Д., Ломова Б.Ф., Пономаренко В.А. В качестве основы для предложенного  учеными положения выступило описание внутренней психологической картины деятельности на основе изучения  смысла и предметного содержания образа действий, их значимости для летного состава [4]. Возможные ошибки в действиях оператора, согласно постулатам, указанным в разработанном учеными подходе, связаны с незапланированным наличием в деятельности определенных и разнообразных условий, ведущих к нарушениям и искажениям образа восприятия.

В многочисленных экспериментальных исследованиях в ходе изучения специфики деятельности летчика как представителя профессий типа «человек-машина» Пономаренко В.А. была разработана концепция, в которой главными факторами, обеспечивающим надежность деятельности экстремального типа, являются человеческий и личностный. Автор отмечает, что демонстрируемые летчиком ошибки обусловлены ограниченностью человеческих возможностей [10].

Дискурс по проблеме надежности в контексте ошибочных действий также представлен в трудах Благинина А.А. На примере анализа деятельности операторов сложных технических комплексов доказывается важность стабилизации функционального состояния оператора, обеспечивающего поддержание работоспособности в усложненных условиях и повышенных требований к надежности [2]. На передний план выходит состояние всех функциональных систем организма и психики, особенности их функционирования под воздействием нестандартных факторов трудовой деятельности, а также характер реагирования.

Обобщая приведенные выше направления к исследованию надежности труда, раскрываются особенности ее обеспечения на примере профессий типа человек-техника. В центре внимания оказывается необходимость разработки программ и способов своевременной диагностики, которые будут способствовать выполнению деятельности на безошибочном уровне. Отмечается тенденция к постепенному усложнению деятельности оператора на техническом уровне и важность быстрой перестройки психической сферы работника.

В контексте исследований надежности инженерных профессий Пиканиной Ю.М. отмечено усложнение деятельностей научно-технического типа, причинами которого являются высокие темпы технической революции, инновационные достижения и требования к работе на высоконадежном уровне. Реализация данных условий, согласно автору, возможна не только при учете особенностей профессиональной, личностной и функциональной надежности, но дополняется результатами исследования способности к саморегуляции специалиста в трудовой деятельности [9].

В нашем понимании саморегуляцию необходимо отнести к базовым характеристикам надежности, так как она отражает способность субъекта труда регулировать психику на эмоциональном, поведенческом уровнях, а также на уровне состояний. В нестандартных ситуация целью саморегуляции является балансировка всех систем (биологических, физиологических, психологических). Неспособность саморегулировать поведенческие и эмоциональные реакции непременно отразится на результативности и эффективности профессиональной деятельности.

Применимо к профессиям типа «человек-человек» исследования профессиональной надежности тесно связаны с личностными характеристиками. Так, С.В. Духновским отмечается сходство значений понятий «психологическая надежность» и «личностная надежность». Особое внимание автором уделяется значению последнего понятия, которое представляется в виде интегрального психологического образования, детерминирующего изменения существенных критериев, являющихся показателями нормативности и подверженности поведения существующим требованиям. Базисом личностной надежности является симптомокомплекс психофизиологического благополучия, а содержание выражается в единстве компонентов структур – мотивационный, произвольный, когнитивный [3].

Большинство исследований, где основной целью является раскрытие механизмов профессиональной и личностной надежности, касаются видов деятельности, чья направленность является высоко социально значимой (органы внутренних дел, службы наркоконтроля, государственные служащие и др.). Исследователями указываются главные ориентиры личностной и профессиональной надежности, проявляющейся в способности наладить эффективное взаимодействие, регуляции собственного поведения, готовности противостоять негативным воздействиям социального характера, быстрой адаптации к экстремальным факторам среды [3; 8; 12]. Характерной особенностью данных направлений и исследований является учет развития необходимых факторов профессиональной надежности, начиная с этапа профессионального обучения. Высокое качество подготовки молодых кадров не только на уровне профессиональных знаний, но и на уровне психологической готовности, согласованной с адекватным представлением о профессии, является начальным этапам для формирования профессиональной надежности и позволяет специалисту реализовывать трудовую деятельность на максимально безошибочном уровне.

Рубцовой Н.Е. отмечается, что возможность выбора наиболее приемлемого профессионального пути, соответствующего системе ценностей, способностям, индивидуально-психологическим особенностям и личностным диспозициям человека в ситуации высокой конкурентности, является весьма сложной задачей (Рубцова Н.Е.) [13, с. 51; 14; 15]. Момент определения молодым человеком профессиональной сферы в период самоопределения выступает пусковым механизмом для выработки профессионально важных качеств, определяющих успешность и эффективность деятельности, а направленность на освоение всех специфических особенностей профессии в период профессионального обучения станет основой ее надежности.

Выводы. Обобщая результаты теоретического анализа исследовательских подходов, нами был определен ряд следующих положений, выступающих в качестве основы для раскрытия проблемы и построения модели формирования психологической надежности инженерных профессий с учетом специфики психологического содержания профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств субъектов труда.

1. Формирование профессиональной надежности инженера представляет собой длительный поэтапный процесс, который включает начало профессионального обучения, процесс адаптации к трудовой деятельности и достижение уровня мастерства. Ключевую роль в процессе профессионализации для развития профессиональной надежности играет динамика структуры профессионально важных качеств. Постепенное усиление абсолютных, нарастание новых и редукция анти-ПВК под воздействием характерных для определенной направленности инженерной деятельности особенностей составляют психологическую основу надежности.

2. Непрерывное развитие инновационно-технологических процессов и современные экономические реалии требуют от инженера быстрого вхождения в производственную среду, а это означает, что процесс адаптации должен занимать относительно малый временной промежуток. На данном этапе ведущая роль принадлежит способности к саморегуляции психологического состояния и адекватной оценке сильных и слабых сторон уровня профессиональной подготовленности.

3. На примере новых, современных видов инженерной профессии (QA-инженер, наноинженер, телекоммуникационные технологии и др.) отмечено, что принадлежность к техническим направлениям полностью не отражает ее специфику. Данная закономерность прослеживается в предметной области, задачах, своеобразии и реализации трудовых функций, сложности технических средств труда, зачастую инновационных, ее условий. Следует отметить, что различия в предметной области создают прецедент, когда в рамках данного профессионального направления одни инженерные профессии относятся к типу «человек-техника» (инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-электрик), другие – «человек-знак» (инженер программного обеспечения, наноинженер) или «человек-природа» (биоинженер).

4. В психологической литературе раскрытие проблемы надежности профессионала реализуется по двум направлениям: первое делает упор на индивидуально-личностных качествах, обеспечивающих надежность исполнения трудовых функций, обеспечивающих доверительное отношение к сотруднику со стороны социума организации и добросовестное отношение к профессиональной деятельности (личностная надежность); второе направление связывает проблему надежности с прочностью, сработанностью и качественным исполнением трудовых функций, показателями эффективности, безошибочной реализации (профессиональная надежность).

5. В психологической литературе на примере многочисленных исследований приводятся различные психологические критерии надежности деятельности. Все выделенные показатели объединяются в три группы: факторы, обеспечивающие надежность на психофизиологическом уровне (функциональная надежность), факторы, обеспечивающие надежность на поведенческом уровне (психологическая надежность) и факторы, обеспечивающие  надежность исполнения профессиональной деятельности (профессиональная надежность).

Таким образом, профессиональная надежность является сложным структурным образованием интегративного характера. Формирование надежности тесно связано с отношением к выполняемой деятельности, постепенным ростом выраженности необходимых профессионально важных качеств, функциональным состоянием психики и организма в целом. Изучение особенностей формирования и проявления надежности деятельности на примере инженерных профессий позволит существенно дополнить существующие теории и подходы, раскрывающие специфику профессиональной инженерной деятельности.

Список литературы

1. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майоров Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

2. Благинин А.А. Психофизиологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем / автореферат дис. … доктора психол. наук. СПб. 2005. 44 с.

3. Духновский С.В. Оценка психологической надежности государственных и гражданских служащих: проблемы и перспективы // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. №2. С. 140-165.

4. Завалова Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.:Институт психологии АН СССР, «Наука» 1986. 172 с.

5. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 172 с.

6. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) (редакция от 19.06.2012 г.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58964/ Дата обращения: 22.03.2020

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под редакцией Л.И. Скворцова. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. – 1376 с.

8. Осипова А.С. Эмоциональный интеллект как фактор личностной надежности сотрудников органов внутренних дел – выпускников образовательных организаций МВД России / автореферат дис. … кандидата психол. наук. М. 2017. 25 с.

9. Пиканина Ю.М. Саморегуляция как фактор обеспечения личностной надежности специалиста / автореферат дис. … кандидата психол. наук. Мытыщи. 2018. 28 с.

10. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в профессии. Красноярск: Поликом, 2006. 618 с.

11. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / В.А. Бодров, А.Л. Журавлев. М.: «Институт психологии РАН», 2008. 589 с.

12. Путивцев П.В. Психологическая оценка профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел / автореферат дис. … кандидата психол. наук. М. 2013. 33 с.

13. Рубцова Н.Е. Концепция интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности // Психология и психотехника. 2012. №2 (41). С. 51-60.

14. Рубцова Н.Е. Основные направления классификаций профессиональной деятельности // Психология и психотехника. 2015. №5 (80). С. 501-510.

15. Рубцова Н.Е. Интегративно-психологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности / автореферат дис. … доктора психологических наук, Ярославль, 2014. 59 с.

16. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия; Высшая школа, 2001. 360 с.

17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.

18. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. 319 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?