Russian Federation
The article presents the results of assessing the potential for development of the public procurement market for the needs of the Russian Federation within the framework of the common economic space of the EEU in the post-coronavirus era of international economic development. It is shown that after the imminent redistribution of the world market after the current economic crisis, a bid for the NPP market is a promising option for the development of public procurement for the needs of the Russian Federation. The article demonstrates the multiplicative effect of the development of this market due to the difference in the levels of purchasing power of the population in the countries of the Common economic space.
estimation, potential, market development, public procurement needs, the Russian Federation and the common economic space, the Eurasian economic Union
Введение
Мировой кризис, разразившийся в 2020-м г. [22], ставит перед отечественной экономикой очередные масштабные вызовы и трудноразрешимые задачи [9].
В широкой палитре существующих проблем национальной экономики значимое место занимает проблема обеспечения государственных закупок для нужд Российской Федерации.
Указанная проблема, хотя и не часто, освещается в научной литературе, в нагрузку к проблемам, обусловленным режимом западных санкций [16], с одной стороны, существенно осложнилась в современных условиях следующим комплексом обстоятельств:
− существенным снижением мировых цен на нефть, оказывающим сильное негативное влияние на национальную экономику [7];
− продолжение не ослабевающей на протяжении нескольких последних лет торговой войны между мировыми экономическими гигантами – США и КНР, оказывающей значительное влияние на всю мировую экономику [3];
− значительное осложнение текущего экономического кризиса пандемией коронавируса COVID-19 [19].
С другой стороны, проблема госзакупок для Российской Федерации, где доля экономики, контролируемой государством, оценивается в 70%, и в динамике рассматривается как имеющая тенденцию к росту [17], в силу указанных обстоятельств имеет гораздо более существенное значение, чем для многих других стран мира.
Таким образом, задача анализа и оценки вариантов и перспектив развития рынка государственных закупок для нужд Российской Федерации является актуальной, а ее решение имеет большое народно-хозяйственное значение.
Цель исследования
Целью представленного исследования является оценка потенциала развития рынка государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) в посткоронавирусную эпоху международного экономического развития.
Методологическая и методическая база исследования
Методологическую основу исследований потенциала развития рынка государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС составили теоретико-методологические подходы к изучению современных проблем мировой экономики, закономерностей развития экономических отношений, механизмов их регулирования на национальном и региональном уровнях.
Методическую базу исследований технологии реализации торговых аспектов мирохозяйственных процессов и субъекты этих процессов, включая государственные структуры, международные правительственные и неправительственные организации [8] и т.д.
Методическую базу исследований также составили известные научные разработки по вопросам развития рынка государственных закупок таких авторов как Еремин В.В. [4], Ковалев А.М. [6], Смотрицкая И.И., Черных С.И. [5], Храмкин А.А. [20], Шешукова Т.Г. [21], Юзвович Л.И., Исакова Н.Ю., Истомина Ю.В. [10], а также предыдущие авторские наработки по вопросам развития рынка государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС [11-18].
Основные результаты исследований
Отправной точкой исследований явилась разработанная на предыдущих этапах [14] система требований к обеспечению эффективного развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц единого экономического пространства ЕАЭС.
Первым требованием обеспечения эффективного развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц единого экономического пространства ЕАЭС является превышение скорости относительного падения цены при расширении рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС над скоростью относительного роста емкости рынка товаров и услуг при расширении рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС [14]:
Таким образом, первое условие обеспечения эффективности расширения рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС связано с эластичностью спроса по цене.
Таким образом, второе условие обеспечения эффективности расширения рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС связано с обеспечением положительной динамики снижения трудоемкости производства, а, следовательно, и цены создаваемых товаров (работ, услуг).
Таким образом, третье условие обеспечения эффективности расширения рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС связано с поддержанием требуемого уровня качества производства товаров (работ, услуг).
В качестве критерия, демонстрирующего приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС, была предложена модель вида [17]:
где − доля снижения цены на закупаемую продукцию для государственных нужд Российской Федерации у i-ой страны − участницы Единого экономического пространства ЕАЭС по сравнению с Россией;
− доля ВВП i-ой страны − участницы Единого экономического пространства ЕАЭС в общем суммарном объеме валового продукта стран − участниц ЕАЭС.
С точки зрения практической оценки приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС вызывает интерес определение требований к учету параметров , , и модели (4).
Учитывая большую протяженность территории Российской Федерации, доле роста логистических издержек при расширении рынка закупок товаров (работ, услуг) для нужд Российской Федерации с отечественного уровня до уровня рынка товаров (работ, услуг) Единого экономического пространства ЕАЭС можно пренебречь как бесконечно малой величиной .
Соотношение емкости рынка товаров (работ, услуг) ЕАЭС и РФ целесообразно оценить через значения валового внутреннего продукта (ВВП) стран участниц ЕАЭС в номинальном долларовом эквиваленте.
Долю снижения цены на закупаемые для государственных нужд Российской Федерации товаров (работ, услуг) при расширении рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС, обусловленная более дешевой рабочей силой в странах − партнерах России по ЕАЭС по сравнению с отечественным рынком целесообразно учесть с использованием значений ВВП на душу населения стран − участниц ЕАЭС по паритету покупательной способности (ППС).
Исходные данные для оценки приращения экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС по модели (4), представлены в табл. 1.
Таблица 1
Исходные данные для оценки приращения экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС
№ |
Страна, союз |
ВВП в номинальном выражении, в долларовом эквиваленте ($ млрд) [1] |
|
ВВП на душу населения по ППС, $ [2] |
|
1 |
Армения |
11,5 |
0,006 |
10 176 |
0,652305 |
2 |
Беларусь |
59,6 |
0,031 |
20 003 |
0,316534 |
3 |
Казахстан |
173 |
0,091 |
27 550 |
0,058667 |
4 |
Киргизия |
6,55 |
0,003 |
3844 |
0,868658 |
5 |
Россия |
1657 |
0,869 |
29 267 |
0 |
6 |
ЕАЭС |
1907,65 |
|
|
|
С учетом исходных данных табл. 1, оценка приращения экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС, выполненные по модели (4), позволила получить следующий результат:.
Выводы
Оценка приращения экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС показала, что в случае реализации предложенного подхода ее значение составит более 17,5%.
Несмотря на то, что доля снижения цены на закупаемые для государственных нужд Российской Федерации товаров (работ, услуг) при расширении рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС, обусловленная более дешевой рабочей силой в странах − партнерах России по ЕАЭС по сравнению с отечественным рынком, не очень велика (чуть более 2,1%), за счет увеличения емкости рынка более, чем на 15,1% возрастет конкуренция поставщиков, а значит, улучшится и соотношение качества и цены закупаемой продукции.
1. Gross domestic product, nominal. IMF (15.10.2019).
2. https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2019-goda.html
3. Vzaimnaya vrazhda. SShA i Kitay edva ne obrushili mirovuyu ekonomiku. Kto ostalsya v vyigryshe? https://lenta.ru/articles/2019/08/19/china_vs_us/
4. Eremin, V.V. Razvitie instituta regulirovaniya gosudarstvennyh zakupok v Rossii. / V.V. Eremin. // Molodoy uchenyy. — 2014. — № 20 (79). — S. 472-474.
5. Institut obschestvennyh zakupok v sovremennoy rossiyskoy ekonomike: Monografiya / Pod red. I.I. Smotrickoy, S.I. Chernyh. – Moskva, 2016. – 280 s.
6. Kovalev A.M. Rynok gosudarstvennyh zakupok kak deystvennyy instrument gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki strany // Finansy i kredit. − 2012. – № 20 (500). − S. 69−74.
7. Neft'. O vliyanii cen na neft' na ekonomiku. Neftyanaya voyna i rol' Rossii v ney. https://vc.ru/finance/115237-neft-o-vliyanii-cen-na-neft-na-ekonomiku
8. Pasport special'nosti: 08.00.14 Mirovaya ekonomika. https://www.teacode.com/online/vak/p08-00-14.html
9. Razrushitel'nye posledstviya pandemii dlya rossiyskoy ekonomiki. // https://topwar.ru/170191-razrushitelnye-posledstvija-pandemii-dlja-rossijskoj-jekonomiki.html
10. Sistema gosudarstvennyh zakupok: teoreticheskiy i prakticheskiy aspekty: monografiya. / L.I. Yuzvovich, N.Yu. Isakova, Yu.V. Istomina i dr.; pod red. L.I. Yuzvovich, N Yu. Isakovoy. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2019. – 233 s.
11. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Analiz sovremennogo sostoyaniya usloviy zakupok dlya gosudarstvennyh nuzhd v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze. Marketing i logistika. − 2018. − № 3 (17). − S. 97−112.
12. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Istoriko-logicheskie osnovy razvitiya sistem zakupok dlya gosudarstvennyh nuzhd. V sbornike: Tendencii i perspektivy razvitiya sociotehnicheskoy sredy Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. − 2017. − S. 325−331.
13. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Nauchno-prakticheskie problemy importozamescheniya v sfere informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy. V sbornike: O problemah importozamescheniya v tamozhennyh organah i novyh razrabotkah v sfere informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy. Sbornik materialov Mezhvedomstvennoy nauchnoy konferencii. Rossiyskaya tamozhennaya akademiya. − 2016. − S. 81−91.
14. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. O perspektivah razvitiya sistemy gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok stran - uchastnic Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2019. − T. 5. − № 3. − S. 52−60.
15. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Principy postroeniya i realizacii sistemy gosudarstvennyh zakupok. // Transportnoe delo Rossii. − 2018. − № 2. − S. 60−63.
16. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Problemy razvitiya sistemy gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok v Rossii i potencial'nye puti ih resheniya v ramkah edinogo ekonomicheskogo prostranstva EAES. // Marketing i logistika. − 2018. − № 2 (16). − S. 93−105.
17. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Razrabotka kriteriya ocenki effektivnosti gosudarstvennyh zakupok dlya otechestvennyh nuzhd v ramkah edinogo ekonomicheskogo prostranstva EAES. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2020. − T. 6. − № 1. − S. 50−55.
18. Tebekin A.V., Zhigulin V.G. Sovremennye mirovye osobennosti i tendencii razvitiya sistem zakupok dlya gosudarstvennyh nuzhd. // Transportnoe delo Rossii. − 2018. − № 4. − S. 85−92.
19. Tyazhelye posledstviya krizisa, vyzvannogo pandemiey COVID-19. https://zen.yandex.ru/media/azbukadeneg/tiajelye-posledstviia-krizisa-vyzvannogo-pandemiei-covid19-eto-doljen-znat-kajdyi-5e9f2fd698c2d801bbb178d5
20. Hramkin, A.A. Perspektivy razvitiya kontraktnoy sistemy zakupok / A.A. Hramkin // Uchet v byudzhetnyh uchrezhdeniyah. − 2011. − № 12. − S. 14−18.
21. Sheshukova T.G. Effektivnost' osuschestvleniya gosudarstvennyh zakupok v byudzhetnyh uchrezhdeniyah: metodicheskiy aspekt // Mezhdunarodnyy buhgalterskiy uchet. − 2018. − T. 21. − № 2. − S. 149−158.
22. Shok-2020: Krizis budet gorazdo strashnee, chem voyna. // https://svpressa.ru/economy/article/260609/