Россия
В статье представлены результаты оценки потенциала развития рынка государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС в посткоронавирусную эпоху международного экономического развития. Показано, что после неминуемого передела мирового рынка после текущего экономического кризиса ставка на рынок ЕАЭС является перспективным вариантом развития государственных закупок для нужд Российской Федерации. Продемонстрирован мультипликативный эффект развития указанного рынка, обусловленный различием уровней покупательной способности населения в странах Единого экономического пространства.
оценка, потенциал, развитие рынка, государственные закупки, нужды, Российская Федерация, Единое экономическое пространство, ЕАЭС
Введение
Мировой кризис, разразившийся в 2020-м г. [22], ставит перед отечественной экономикой очередные масштабные вызовы и трудноразрешимые задачи [9].
В широкой палитре существующих проблем национальной экономики значимое место занимает проблема обеспечения государственных закупок для нужд Российской Федерации.
Указанная проблема, хотя и не часто, освещается в научной литературе, в нагрузку к проблемам, обусловленным режимом западных санкций [16], с одной стороны, существенно осложнилась в современных условиях следующим комплексом обстоятельств:
− существенным снижением мировых цен на нефть, оказывающим сильное негативное влияние на национальную экономику [7];
− продолжение не ослабевающей на протяжении нескольких последних лет торговой войны между мировыми экономическими гигантами – США и КНР, оказывающей значительное влияние на всю мировую экономику [3];
− значительное осложнение текущего экономического кризиса пандемией коронавируса COVID-19 [19].
С другой стороны, проблема госзакупок для Российской Федерации, где доля экономики, контролируемой государством, оценивается в 70%, и в динамике рассматривается как имеющая тенденцию к росту [17], в силу указанных обстоятельств имеет гораздо более существенное значение, чем для многих других стран мира.
Таким образом, задача анализа и оценки вариантов и перспектив развития рынка государственных закупок для нужд Российской Федерации является актуальной, а ее решение имеет большое народно-хозяйственное значение.
Цель исследования
Целью представленного исследования является оценка потенциала развития рынка государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) в посткоронавирусную эпоху международного экономического развития.
Методологическая и методическая база исследования
Методологическую основу исследований потенциала развития рынка государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС составили теоретико-методологические подходы к изучению современных проблем мировой экономики, закономерностей развития экономических отношений, механизмов их регулирования на национальном и региональном уровнях.
Методическую базу исследований технологии реализации торговых аспектов мирохозяйственных процессов и субъекты этих процессов, включая государственные структуры, международные правительственные и неправительственные организации [8] и т.д.
Методическую базу исследований также составили известные научные разработки по вопросам развития рынка государственных закупок таких авторов как Еремин В.В. [4], Ковалев А.М. [6], Смотрицкая И.И., Черных С.И. [5], Храмкин А.А. [20], Шешукова Т.Г. [21], Юзвович Л.И., Исакова Н.Ю., Истомина Ю.В. [10], а также предыдущие авторские наработки по вопросам развития рынка государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС [11-18].
Основные результаты исследований
Отправной точкой исследований явилась разработанная на предыдущих этапах [14] система требований к обеспечению эффективного развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц единого экономического пространства ЕАЭС.
Первым требованием обеспечения эффективного развития системы государственных и муниципальных закупок стран-участниц единого экономического пространства ЕАЭС является превышение скорости относительного падения цены при расширении рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС над скоростью относительного роста емкости рынка товаров и услуг при расширении рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС [14]:
Таким образом, первое условие обеспечения эффективности расширения рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС связано с эластичностью спроса по цене.
Таким образом, второе условие обеспечения эффективности расширения рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС связано с обеспечением положительной динамики снижения трудоемкости производства, а, следовательно, и цены создаваемых товаров (работ, услуг).
Таким образом, третье условие обеспечения эффективности расширения рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС связано с поддержанием требуемого уровня качества производства товаров (работ, услуг).
В качестве критерия, демонстрирующего приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС, была предложена модель вида [17]:
где − доля снижения цены на закупаемую продукцию для государственных нужд Российской Федерации у i-ой страны − участницы Единого экономического пространства ЕАЭС по сравнению с Россией;
− доля ВВП i-ой страны − участницы Единого экономического пространства ЕАЭС в общем суммарном объеме валового продукта стран − участниц ЕАЭС.
С точки зрения практической оценки приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС вызывает интерес определение требований к учету параметров , , и модели (4).
Учитывая большую протяженность территории Российской Федерации, доле роста логистических издержек при расширении рынка закупок товаров (работ, услуг) для нужд Российской Федерации с отечественного уровня до уровня рынка товаров (работ, услуг) Единого экономического пространства ЕАЭС можно пренебречь как бесконечно малой величиной .
Соотношение емкости рынка товаров (работ, услуг) ЕАЭС и РФ целесообразно оценить через значения валового внутреннего продукта (ВВП) стран участниц ЕАЭС в номинальном долларовом эквиваленте.
Долю снижения цены на закупаемые для государственных нужд Российской Федерации товаров (работ, услуг) при расширении рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС, обусловленная более дешевой рабочей силой в странах − партнерах России по ЕАЭС по сравнению с отечественным рынком целесообразно учесть с использованием значений ВВП на душу населения стран − участниц ЕАЭС по паритету покупательной способности (ППС).
Исходные данные для оценки приращения экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС по модели (4), представлены в табл. 1.
Таблица 1
Исходные данные для оценки приращения экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС
№ |
Страна, союз |
ВВП в номинальном выражении, в долларовом эквиваленте ($ млрд) [1] |
|
ВВП на душу населения по ППС, $ [2] |
|
1 |
Армения |
11,5 |
0,006 |
10 176 |
0,652305 |
2 |
Беларусь |
59,6 |
0,031 |
20 003 |
0,316534 |
3 |
Казахстан |
173 |
0,091 |
27 550 |
0,058667 |
4 |
Киргизия |
6,55 |
0,003 |
3844 |
0,868658 |
5 |
Россия |
1657 |
0,869 |
29 267 |
0 |
6 |
ЕАЭС |
1907,65 |
|
|
|
С учетом исходных данных табл. 1, оценка приращения экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС, выполненные по модели (4), позволила получить следующий результат:.
Выводы
Оценка приращения экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами − участницами Единого экономического пространства ЕАЭС показала, что в случае реализации предложенного подхода ее значение составит более 17,5%.
Несмотря на то, что доля снижения цены на закупаемые для государственных нужд Российской Федерации товаров (работ, услуг) при расширении рынка закупок для государственных нужд Российской Федерации от пространства РФ до пространства ЕАЭС, обусловленная более дешевой рабочей силой в странах − партнерах России по ЕАЭС по сравнению с отечественным рынком, не очень велика (чуть более 2,1%), за счет увеличения емкости рынка более, чем на 15,1% возрастет конкуренция поставщиков, а значит, улучшится и соотношение качества и цены закупаемой продукции.
1. Gross domestic product, nominal. IMF (15.10.2019).
2. https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2019-goda.html
3. Взаимная вражда. США и Китай едва не обрушили мировую экономику. Кто остался в выигрыше? https://lenta.ru/articles/2019/08/19/china_vs_us/
4. Еремин, В.В. Развитие института регулирования государственных закупок в России. / В.В. Еремин. // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 472-474.
5. Институт общественных закупок в современной российской экономике: Монография / Под ред. И.И. Смотрицкой, С.И. Черных. – Москва, 2016. – 280 с.
6. Ковалев А.М. Рынок государственных закупок как действенный инструмент государственного регулирования экономики страны // Финансы и кредит. − 2012. – № 20 (500). − С. 69−74.
7. Нефть. О влиянии цен на нефть на экономику. Нефтяная война и роль России в ней. https://vc.ru/finance/115237-neft-o-vliyanii-cen-na-neft-na-ekonomiku
8. Паспорт специальности: 08.00.14 Мировая экономика. https://www.teacode.com/online/vak/p08-00-14.html
9. Разрушительные последствия пандемии для российской экономики. // https://topwar.ru/170191-razrushitelnye-posledstvija-pandemii-dlja-rossijskoj-jekonomiki.html
10. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография. / Л.И. Юзвович, Н.Ю. Исакова, Ю.В. Истомина и др.; под ред. Л.И. Юзвович, Н Ю. Исаковой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 233 с.
11. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Анализ современного состояния условий закупок для государственных нужд в Евразийском экономическом союзе. Маркетинг и логистика. − 2018. − № 3 (17). − С. 97−112.
12. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Историко-логические основы развития систем закупок для государственных нужд. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы III международной научно-практической конференции. − 2017. − С. 325−331.
13. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Научно-практические проблемы импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий. В сборнике: О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере информационно-коммуникационных технологий. Сборник материалов Межведомственной научной конференции. Российская таможенная академия. − 2016. − С. 81−91.
14. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. О перспективах развития системы государственных и муниципальных закупок стран - участниц Евразийского экономического союза. // Журнал исследований по управлению. − 2019. − Т. 5. − № 3. − С. 52−60.
15. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Принципы построения и реализации системы государственных закупок. // Транспортное дело России. − 2018. − № 2. − С. 60−63.
16. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России и потенциальные пути их решения в рамках единого экономического пространства ЕАЭС. // Маркетинг и логистика. − 2018. − № 2 (16). − С. 93−105.
17. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Разработка критерия оценки эффективности государственных закупок для отечественных нужд в рамках единого экономического пространства ЕАЭС. // Журнал исследований по управлению. − 2020. − Т. 6. − № 1. − С. 50−55.
18. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Современные мировые особенности и тенденции развития систем закупок для государственных нужд. // Транспортное дело России. − 2018. − № 4. − С. 85−92.
19. Тяжелые последствия кризиса, вызванного пандемией COVID-19. https://zen.yandex.ru/media/azbukadeneg/tiajelye-posledstviia-krizisa-vyzvannogo-pandemiei-covid19-eto-doljen-znat-kajdyi-5e9f2fd698c2d801bbb178d5
20. Храмкин, А.А. Перспективы развития контрактной системы закупок / А.А. Храмкин // Учет в бюджетных учреждениях. − 2011. − № 12. − С. 14−18.
21. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. − 2018. − Т. 21. − № 2. − С. 149−158.
22. Шок-2020: Кризис будет гораздо страшнее, чем война. // https://svpressa.ru/economy/article/260609/