FORMATION OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR BOARDING SCHOOLS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the problem of the formation of educational and methodological support (EMS) of boarding schools. One of the essential conditions for the effective implementation of the State Educational Standard is educational, methodological and informational support corresponding to the type of educational institution. The study revealed that in Kyrgyzstan the provision of textbooks to public secondary schools is about 80%, and the provision of teaching aids is about 30-40%. The library fund of boarding schools of the Kyrgyz Republic is 8,900 titles: 2,700 textbooks, 2,400 children's fiction, 2,900 fictions, 900 scientific and methodological literatures. The article discusses the conditions for the formation of educational institutions, types of educational institutions in boarding schools, the issues of providing boarding schools with educational institutions.

Keywords:
educational and methodological support, educational activities, literature, training, boarding school
Text
Publication text (PDF): Read Download

Как известно, по мнению специалистов, обеспечение качества образования детей в школе-интернате должно быть обусловлено наличием дифференцированной сети учреждений интернатного типа и развитыми системами как интегрированного, так и инклюзивного обучения, что гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с состоянием его здоровья и познавательными возможностями [1]. В ведении Министерства образования и науки Кыргызской Республики находятся 33 общеобразовательных учреждения интернатного типа, 14 специализированных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 детских домов и школ-интернатов.

Школы-интернаты классифицируются по разным параметрам:

а) По контингенту:

1. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие,

слабослышащие и т.д.).

3. Для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах).

4. Для «трудных» подростков.

б) По образовательной программе:

1. Общеобразовательные.

2. Специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин.

3. Коррекционные с обучением, ориентированным на ограниченные способности.

В свою очередь, общеобразовательные интернаты разделяют на виды:

1. Школы-интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

2. Школы-интернаты с углубленным изучением предметов (напр., физико-математические школы-интернаты и т.п.).

3. Гимназии-интернаты.

4. Лицеи-интернаты.

5. Санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты.

6. Кадетские корпуса.

7. Спортивные интернаты.

 

Для коррекционных школ-интернатов приняты следующие типы:

№ типа

Специализация коррекционного интерната

Тип № 1

Для глухих и слабослышащих детей

Тип № 2

Для слабослышащих детей

Тип № 3

Для слепых и слабовидящих детей

Тип № 4

Для слабовидящих детей

Тип № 5

Для детей с нарушениями речи

Тип № 6

Для детей с ДЦП

Тип № 7

Для детей с ЗПР

Тип № 8

Для детей с умственной отсталостью

Исследователи считают, что: «В школе-интернате качество может рассматриваться как ведущий фактор повышения качества жизни детей» [2]. В большинстве случаев, с понятием качества образования специалисты связывают показатели, характеризующие потенциал учебного заведения:            

− квалификацию педагогического персонала, укомплектованность библиотек, обеспеченность компьютерами, антикоррупционную деятельность [3];

− результаты образовательного процесса (успеваемость, количество победителей олимпиад, количество медалистов и т.д.) [4]. Однако, эти показатели могут рассматриваться как характеристики возможностей учебного заведения, но не как компоненты системной оценки качества образования вообще и в школе-интернате в частности, что обусловлено спецификой образовательной услуги.                               

Исходя из этого, целью статьи является исследование содержания понятия «Учебно-методическое обеспечение (УМО) образовательного процесса» и изучение условий для формирования УМО школ-интернатов.

Исследователями определено, что «учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития может быть представлено в видео модели, состоящей из организационно-содержательного, предметно-пространственного и социально-психологического блоков» [5].

Организационно-содержательный блок включает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях интегрированного обучения. Оно соответствует как традиционным компонентам учебно-методического комплекса по учебным предметам учреждений общего среднего образования (основной и дополнительный компоненты), так и специальным (основной, коррекционный, факультативный компоненты).

Учебно-методическое обеспечение включает:

− учебно-программное обеспечение (учебные программы);

− учебное обеспечение (учебники и учебные пособия);

− методическое обеспечение (учебно-методические пособия);

− коррекционное обеспечение (программы коррекционных занятий, учебные и учебно-методические пособия к коррекционным занятиям);

− факультативное обеспечение (программы факультативных занятий, учебные и учебно-методические пособия к факультативным занятиям).

Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход, значит УМО специальности, дисциплины, раздела, темы представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:

− отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, обоснование уровня усвоения;

− содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения;   

− представлять преподавателю возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою профессиональную деятельность;

− максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.                                                 

Методическое обеспечение образовательной деятельности школ-интернатов складывается из нормативной документации, МОЛ всех видов предметов, работы кабинета (мастерской) и внеклассной деятельности преподавателя. Методическое обеспечение школ учебными пособиями − это обеспечение школ учебной литературой, наглядными пособиями, другими средствами по определенному порядку.

Эффективность применения методических материалов: научность, целенаправленность, системность, комплексность, вариативность, действенность, практическая направленность и др. Фаткуллин Р.Р. определил, что одной из задач для учителей является: «методическое обеспечение процесса формирования готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии (изучение и применение различных методик, разработка материалов для бесед, дискуссий и др.)» [6]. Так, мы считаем, что: «Одной из ключевых составляющих в системе профориентационной работы является её информационное обеспечение. Используется справочная литература о правилах приема в учебные заведения и программа вступительных экзаменов для поступающих в вузы Кыргызской Республики и других республик СНГ. Методическую помощь в нашей работе оказала систематизация профориентационной литературы по разделам работы. Подготовленный к проведению профориентации наш выпускник разработал материалы к урокам, имеющим отношение к профессиональной деятельности, указал на возможность организации специальных уроков, посвященных отраслям промышленности, профессиям в этих отраслях, т.д.» [7].                                       

Изучая вопрос об обеспечении учебно-методическими материалами школы интернатного типа, нужно отметить, что в настоящее время это наиболее емкая и значимая для преподавателей часть. Потому что изменения учебных пособий, материалов, изменения государственного стандарта идут впереди, и нехватка тех же материалов приводит к проблеме преподавания и качестве образования. Таким образом, учителям рекомендуется   включать в список различных учебно-методических материалов создание специальных подборок (кейсов, папок и пр.), которыми преподаватели могут пользоваться при организации учебной работы [8]. Представим виды УМО на рис. 1:

В последнее время в образовательный процесс активно внедряются средства мультимедиа-систем, Интернет, уплотняя информативность и обогащая содержание образовательного процесса, кардинально меняются технологии информационного методического обеспечения [9]. И в школах интернатного типа возникает необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса [10; 11], базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения.

Новые государственные стандарты значительно увеличивают количество часов, отведенных на самостоятельную работу до 50% учебного времени, вместе с тем существует проблема обеспечения учащихся необходимой учебной литературой. Поэтому требованием времени и перспективным путем решения данной проблемы является разработка учебно-методического обеспечения для учащихся, в состав которого должны входить:

– дидактические материалы по изучаемому предмету, словари, художественная литература;

− комплект методических рекомендаций по выполнению практических, лабораторных работ; по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины;    

− сборник задач, упражнений, практических заданий для проверки знаний, проблемных ситуаций, тренингов, самостоятельных занятий.

Таким образом, УМО в школах интернатного типа позволяет учителю иметь больше времени на подготовку к занятиям. В связи с этим преподаватель совершенствуется, обновляет свои знания, разрабатывает более новые учебные программы. Учитель, концентрируясь на сведениях, которые потребуются ученикам в реальной жизни, используя методически правильные приемы обучения, находит правильное соотношение между огромными ресурсами информации и ограниченным количеством учебных часов.

Оценка качества осуществляется в двух аспектах: 1) анализируется уровень соответствия отражения сферы профессиональной деятельности учебно-методическому комплекту предметов; 2) оценивается успешная реализация обучения. Качество и эффективность УМО определяют факторы:

1. Компетенция педагогов и руководства образовательного учреждения.

2. Реализация молодежных интеллектуальных, творческих и других патентных стратегических инициатив.

3. Дидактические, организационно-педагогические условия обучения.

Выделим компоненты образовательной среды УМЛ: бумажные носители, цифровые носители, технические и электронные ресурсы (рис. 2, 3):

Обеспечение  школ-интернатов видами УМЛ позволяют  лучшему пониманию и осознанию содержания книги. Например, для учителей по предмету «Кыргызский язык» применяются в качестве методического пособия [12], в котором раскрываются этнопедагогические идеи Кыргызского национального фольклора, вопросы народного воспитания, виды, методы, принципы воспитания, способы их применения в учебно-воспитательной работе [13], определяющие речевую деятельность, виды, типы письменных работ, технологии обучения письму, нормативы, образцы и др. В книге изложены сущность, словосочетание, его использование, дальнейшая речевая и письменная деятельность ученика, дидактические требования к нему, его научная характеристика, теоретические и практические вопросы речевой, письменной деятельности, в том числе к сочинению, изложению, письму. С внедрением информационных компьютерных технологий, классно-урочную систему, являющуюся основной формой обучения, можно сделать более эффективной, интересной и практичной. К примеру, линия УМК «English 5-9» [14], созданная с учетом требований ГОС, предоставляет широкие возможности для создания инновационной образовательной среды. Сфера образования курса обучения формируется из информации, представленной на бумажных и электронных носителях. Электронно-обиходная среда сопровождения является эффективным инструментом, который обеспечивает новое качество обучения AYA.     

В комплект УМК [15] по химии входят сборник задач и упражнений, пособия для проведения практических и лабораторных работ.Изучаемый материал предлагается на примерах, доступных школьникам, положительно отражаясь на формировании поисковых навыков, саморазвития и воспитания.

Таким образом, выделяют следующие группы средств обучения:

1. Учебно-методическая литература. К ней относят учебные пособия, учебники, справочники, каталоги, конспекты лекций, задачники, частные методики, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.       

2. Учебно-наглядные пособия. В эту группу можно включить схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.

3. Натуральные средства: механизмы, приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним можно отнести дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов. В Кыргызстане обеспеченность учебниками государственных средних школ составляет сегодня около 80%, а обеспечение учебно-методическими пособиями составляет около 30−40%, что вызвано нехваткой печатных изданий, материально технических средств обучения. Библиотечный фонд школ-интернатов Кыргызской Республики составляет 8900 наименований: 2700 учебников, 2400 детской художественной литературы, 2900 художественной литературы, 900 научной и методической литературы. Рассматривая данные сведения, было  изучено и учтено состояние и пополнение УМО в некоторых  школах-интернатах Кара-Суйского района  в период 2001−2020 гг. На диаграмме (рис. 4) хорошо видны   понижение и рост некоторых  видов УМО  в интернатах:

Говоря о текущем состоянии учебников и учебных пособий, вице-президент Кыргызской Академии образования А. Токтомамбетов в докладе «Текущее состояние учебников» обозначил проблемы с учебниками и учебными пособиями, среди которых: необходимость улучшения процесса апробации, сложность в улучшении и в выборе рукописей, отсутствие единых требований к авторам учебников. И предложил меры по их решению:

1. Объявление конкурса на концепцию учебника, а не рукописи.              

2. Должна быть найдена концепция, отражающая вопросы: анализ предыдущих учебников, особенности новых учебников, обоснование особенностей нового учебника.

3. Разработка требований к авторам, при этом, требования не должны быть инструментом наказания в отношении отдельных авторов.

4. Совершенствование нормативных документов по авторскому праву.

5. Разработка руководств по выпуску конкурирующих и разработке электронных учебников.

Выводы: Учебно-методическое обеспечение школы интерната является одним из мощных инструментов, направленных на формирование подрастающего поколения. Создание УМО в школе-интернате облегчает труд учителя: поможет учителю подробно, систематически и последовательно изложить материал по основам изучаемого предмета.

В настоящее время в образовательных учреждениях интернатного типа используются информационные технологии, учебные пособия, справочные материалы, сборники  задач  предлагаются не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Развивающие диски с творческими заданиями помогут учителям повысить интерес к предмету у школьников. Таким образом, в школах-интернатах необходимо пополнение всех видов УМО. При создании УМЛ следует учитывать вышеперечисленные критерии, соответствовать требованиям, установленными государственными образовательными учреждениями.

References

1. Lunev A.N., Pugacheva N.B. Istoricheskie formy gosudarstvennogo, semeynogo i chastnogo obrazovaniya // Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2013. Vypusk № 4. [Elektronnyy resurs]. URL: http://dom-hors.ru/issue/ spp/2013-4/lunev-pugacheva.pdf

2. Stukolova L.Z., Chepuryshkin I.P. kachestvo obrazovaniya v shkole-internate: suschnostnaya harakteristika//Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. − 2014. − № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13945

3. Pugacheva N.B., Suddenkova N.V., Tatarinova I.P. Suschnostnaya harakteristika innovacionnoy obrazovatel'noy sredy // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. − 2012. − № 1. − S. 64−71.

4. Lunev A.N., Pugacheva N.B. Nauchno-metodicheskie rekomendacii po ocenke kachestva i dostupnosti gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug // Obschestvo: politika, ekonomika, pravo. 2013. Vypusk № 4. [Elektronnyy resurs]. URL: http://dom-hors.ru/issue/ pep/2013-4/lunev-pugacheva.pdf

5. Elenskiy N.G., Leschinskaya T.L., Hrul' O.S. Model' uchebno-metodicheskogo obespecheniya obrazovatel'nogo processa v usloviyah integrirovannogo obucheniya detey s osobennostyami psihofizicheskogo razvitiya//Vesnіk adukacyі. − 2013. − № 11. − S. 13-18. 6. Fatkullin R.R. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya professional'nogo samoopredeleniya uchaschihsya v usloviyah uchrezhdeniy internatnogo tipa//Vestnik Bashkirskogo universiteta. − 2007. − T. 12. − № 4. − S. 246−249.

6. Keldibekova A.O. Soderzhanie metodicheskoy podgotovki studentov, buduschih uchiteley matematiki, k proforientacionnoy rabote so shkol'nikami//Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta. −2013. − № 4. − S. 233−239.

7. Keldibekova A.O. Innovacionnye formy organizacii metodicheskoy raboty v shkole//Nauka. Obrazovanie. Tehnika. − 2017. − № 3-4 (60). − S. 60−63.

8. Keldibekova A.O., Zolotareva T.A. Osnovnye napravleniya primeneniya informacionno-komp'yuternyh tehnologiy v upravlenii obrazovatel'noy deyatel'nost'yu shkol'nikov//Voprosy pedagogiki. − 2018. − № 4-1. − S. 98−102.

9. Keldibekova A.O., Tokoeva D.T., Hasanova M. Soderzhanie informacionnyh resursov po podgotovke shkol'nikov k matematicheskim olimpiadam//Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. − 2018. − № 43-2. − S. 28-34.

10. Keldibekova A.O., Tokurov Ch. Programmy shkoly olimpiyskogo rezerva i kursa po vyboru kak elementy kompetentnostnoy modeli obucheniya olimpiadnoy matematike//Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. − 2018. − № 44-1. − S. 39−42.

11. Rysbaev S.K. Pedagogika kyrgyzskogo detskogo fol'klora: uchebnoe posobie dlya studentov vysshego pedagogicheskogo uchebnogo zavedeniya. Bishkek: Bilim Kutu. − 2006. − 367 s.

12. Rysbaev S.K., Akmatova A.A. Rechevaya deyatel'nost' uchenika. Bishkek, 2015. – 160 s. (na kyrg. yazyke).

13. Afanas'eva O.V., Miheeva I.V., Baranova K.M. UMK Rainbow English5-9 klassyhttps://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-afanasevoy-miheevoy-rainbow-english-5-9/

14. Gabrielyan O.S. Liniya UMK. Himiya (8-9) https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-s-gabrielyana-himiya-8-9/

Login or Create
* Forgot password?