Ош, Киргизия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статья посвящена проблеме формирования учебно-методического обеспечения (УМО) школ интернатного типа. Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации Государственного образовательного стандарта является учебно-методическое и информационное обеспечение, соответствующее типу образовательного учреждения. В ходе исследования выявлено, что в Кыргызстане обеспеченность учебниками государственных средних школ составляет около 80%, а обеспечение учебно-методическими пособиями около 30−40%. Библиотечный фонд школ-интернатов Кыргызской Республики составляет 8900 наименований: 2700 учебников, 2400 детской художественной литературы, 2900 художественной литературы, 900 научной и методической литературы. В статье рассмотрены условия формирования УМО, виды УМО в школах-интернатах, вопросы обеспеченности интернатов УМО.
учебно-методическое обеспечение, учебная деятельность, литература, подготовка, школа-интернат
Как известно, по мнению специалистов, обеспечение качества образования детей в школе-интернате должно быть обусловлено наличием дифференцированной сети учреждений интернатного типа и развитыми системами как интегрированного, так и инклюзивного обучения, что гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с состоянием его здоровья и познавательными возможностями [1]. В ведении Министерства образования и науки Кыргызской Республики находятся 33 общеобразовательных учреждения интернатного типа, 14 специализированных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 детских домов и школ-интернатов.
Школы-интернаты классифицируются по разным параметрам:
а) По контингенту:
1. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие,
слабослышащие и т.д.).
3. Для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах).
4. Для «трудных» подростков.
б) По образовательной программе:
1. Общеобразовательные.
2. Специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин.
3. Коррекционные с обучением, ориентированным на ограниченные способности.
В свою очередь, общеобразовательные интернаты разделяют на виды:
1. Школы-интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
2. Школы-интернаты с углубленным изучением предметов (напр., физико-математические школы-интернаты и т.п.).
3. Гимназии-интернаты.
4. Лицеи-интернаты.
5. Санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты.
6. Кадетские корпуса.
7. Спортивные интернаты.
Для коррекционных школ-интернатов приняты следующие типы:
№ типа |
Специализация коррекционного интерната |
Тип № 1 |
Для глухих и слабослышащих детей |
Тип № 2 |
Для слабослышащих детей |
Тип № 3 |
Для слепых и слабовидящих детей |
Тип № 4 |
Для слабовидящих детей |
Тип № 5 |
Для детей с нарушениями речи |
Тип № 6 |
Для детей с ДЦП |
Тип № 7 |
Для детей с ЗПР |
Тип № 8 |
Для детей с умственной отсталостью |
Исследователи считают, что: «В школе-интернате качество может рассматриваться как ведущий фактор повышения качества жизни детей» [2]. В большинстве случаев, с понятием качества образования специалисты связывают показатели, характеризующие потенциал учебного заведения:
− квалификацию педагогического персонала, укомплектованность библиотек, обеспеченность компьютерами, антикоррупционную деятельность [3];
− результаты образовательного процесса (успеваемость, количество победителей олимпиад, количество медалистов и т.д.) [4]. Однако, эти показатели могут рассматриваться как характеристики возможностей учебного заведения, но не как компоненты системной оценки качества образования вообще и в школе-интернате в частности, что обусловлено спецификой образовательной услуги.
Исходя из этого, целью статьи является исследование содержания понятия «Учебно-методическое обеспечение (УМО) образовательного процесса» и изучение условий для формирования УМО школ-интернатов.
Исследователями определено, что «учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития может быть представлено в видео модели, состоящей из организационно-содержательного, предметно-пространственного и социально-психологического блоков» [5].
Организационно-содержательный блок включает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях интегрированного обучения. Оно соответствует как традиционным компонентам учебно-методического комплекса по учебным предметам учреждений общего среднего образования (основной и дополнительный компоненты), так и специальным (основной, коррекционный, факультативный компоненты).
Учебно-методическое обеспечение включает:
− учебно-программное обеспечение (учебные программы);
− учебное обеспечение (учебники и учебные пособия);
− методическое обеспечение (учебно-методические пособия);
− коррекционное обеспечение (программы коррекционных занятий, учебные и учебно-методические пособия к коррекционным занятиям);
− факультативное обеспечение (программы факультативных занятий, учебные и учебно-методические пособия к факультативным занятиям).
Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход, значит УМО специальности, дисциплины, раздела, темы представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:
− отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, обоснование уровня усвоения;
− содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения;
− представлять преподавателю возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою профессиональную деятельность;
− максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.
Методическое обеспечение образовательной деятельности школ-интернатов складывается из нормативной документации, МОЛ всех видов предметов, работы кабинета (мастерской) и внеклассной деятельности преподавателя. Методическое обеспечение школ учебными пособиями − это обеспечение школ учебной литературой, наглядными пособиями, другими средствами по определенному порядку.
Эффективность применения методических материалов: научность, целенаправленность, системность, комплексность, вариативность, действенность, практическая направленность и др. Фаткуллин Р.Р. определил, что одной из задач для учителей является: «методическое обеспечение процесса формирования готовности старшеклассников учреждений интернатного типа к выбору профессии (изучение и применение различных методик, разработка материалов для бесед, дискуссий и др.)» [6]. Так, мы считаем, что: «Одной из ключевых составляющих в системе профориентационной работы является её информационное обеспечение. Используется справочная литература о правилах приема в учебные заведения и программа вступительных экзаменов для поступающих в вузы Кыргызской Республики и других республик СНГ. Методическую помощь в нашей работе оказала систематизация профориентационной литературы по разделам работы. Подготовленный к проведению профориентации наш выпускник разработал материалы к урокам, имеющим отношение к профессиональной деятельности, указал на возможность организации специальных уроков, посвященных отраслям промышленности, профессиям в этих отраслях, т.д.» [7].
Изучая вопрос об обеспечении учебно-методическими материалами школы интернатного типа, нужно отметить, что в настоящее время это наиболее емкая и значимая для преподавателей часть. Потому что изменения учебных пособий, материалов, изменения государственного стандарта идут впереди, и нехватка тех же материалов приводит к проблеме преподавания и качестве образования. Таким образом, учителям рекомендуется включать в список различных учебно-методических материалов создание специальных подборок (кейсов, папок и пр.), которыми преподаватели могут пользоваться при организации учебной работы [8]. Представим виды УМО на рис. 1:
В последнее время в образовательный процесс активно внедряются средства мультимедиа-систем, Интернет, уплотняя информативность и обогащая содержание образовательного процесса, кардинально меняются технологии информационного методического обеспечения [9]. И в школах интернатного типа возникает необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса [10; 11], базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения.
Новые государственные стандарты значительно увеличивают количество часов, отведенных на самостоятельную работу до 50% учебного времени, вместе с тем существует проблема обеспечения учащихся необходимой учебной литературой. Поэтому требованием времени и перспективным путем решения данной проблемы является разработка учебно-методического обеспечения для учащихся, в состав которого должны входить:
– дидактические материалы по изучаемому предмету, словари, художественная литература;
− комплект методических рекомендаций по выполнению практических, лабораторных работ; по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины;
− сборник задач, упражнений, практических заданий для проверки знаний, проблемных ситуаций, тренингов, самостоятельных занятий.
Таким образом, УМО в школах интернатного типа позволяет учителю иметь больше времени на подготовку к занятиям. В связи с этим преподаватель совершенствуется, обновляет свои знания, разрабатывает более новые учебные программы. Учитель, концентрируясь на сведениях, которые потребуются ученикам в реальной жизни, используя методически правильные приемы обучения, находит правильное соотношение между огромными ресурсами информации и ограниченным количеством учебных часов.
Оценка качества осуществляется в двух аспектах: 1) анализируется уровень соответствия отражения сферы профессиональной деятельности учебно-методическому комплекту предметов; 2) оценивается успешная реализация обучения. Качество и эффективность УМО определяют факторы:
1. Компетенция педагогов и руководства образовательного учреждения.
2. Реализация молодежных интеллектуальных, творческих и других патентных стратегических инициатив.
3. Дидактические, организационно-педагогические условия обучения.
Выделим компоненты образовательной среды УМЛ: бумажные носители, цифровые носители, технические и электронные ресурсы (рис. 2, 3):
Обеспечение школ-интернатов видами УМЛ позволяют лучшему пониманию и осознанию содержания книги. Например, для учителей по предмету «Кыргызский язык» применяются в качестве методического пособия [12], в котором раскрываются этнопедагогические идеи Кыргызского национального фольклора, вопросы народного воспитания, виды, методы, принципы воспитания, способы их применения в учебно-воспитательной работе [13], определяющие речевую деятельность, виды, типы письменных работ, технологии обучения письму, нормативы, образцы и др. В книге изложены сущность, словосочетание, его использование, дальнейшая речевая и письменная деятельность ученика, дидактические требования к нему, его научная характеристика, теоретические и практические вопросы речевой, письменной деятельности, в том числе к сочинению, изложению, письму. С внедрением информационных компьютерных технологий, классно-урочную систему, являющуюся основной формой обучения, можно сделать более эффективной, интересной и практичной. К примеру, линия УМК «English 5-9» [14], созданная с учетом требований ГОС, предоставляет широкие возможности для создания инновационной образовательной среды. Сфера образования курса обучения формируется из информации, представленной на бумажных и электронных носителях. Электронно-обиходная среда сопровождения является эффективным инструментом, который обеспечивает новое качество обучения AYA.
В комплект УМК [15] по химии входят сборник задач и упражнений, пособия для проведения практических и лабораторных работ.Изучаемый материал предлагается на примерах, доступных школьникам, положительно отражаясь на формировании поисковых навыков, саморазвития и воспитания.
Таким образом, выделяют следующие группы средств обучения:
1. Учебно-методическая литература. К ней относят учебные пособия, учебники, справочники, каталоги, конспекты лекций, задачники, частные методики, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
2. Учебно-наглядные пособия. В эту группу можно включить схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
3. Натуральные средства: механизмы, приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним можно отнести дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов. В Кыргызстане обеспеченность учебниками государственных средних школ составляет сегодня около 80%, а обеспечение учебно-методическими пособиями составляет около 30−40%, что вызвано нехваткой печатных изданий, материально технических средств обучения. Библиотечный фонд школ-интернатов Кыргызской Республики составляет 8900 наименований: 2700 учебников, 2400 детской художественной литературы, 2900 художественной литературы, 900 научной и методической литературы. Рассматривая данные сведения, было изучено и учтено состояние и пополнение УМО в некоторых школах-интернатах Кара-Суйского района в период 2001−2020 гг. На диаграмме (рис. 4) хорошо видны понижение и рост некоторых видов УМО в интернатах:
Говоря о текущем состоянии учебников и учебных пособий, вице-президент Кыргызской Академии образования А. Токтомамбетов в докладе «Текущее состояние учебников» обозначил проблемы с учебниками и учебными пособиями, среди которых: необходимость улучшения процесса апробации, сложность в улучшении и в выборе рукописей, отсутствие единых требований к авторам учебников. И предложил меры по их решению:
1. Объявление конкурса на концепцию учебника, а не рукописи.
2. Должна быть найдена концепция, отражающая вопросы: анализ предыдущих учебников, особенности новых учебников, обоснование особенностей нового учебника.
3. Разработка требований к авторам, при этом, требования не должны быть инструментом наказания в отношении отдельных авторов.
4. Совершенствование нормативных документов по авторскому праву.
5. Разработка руководств по выпуску конкурирующих и разработке электронных учебников.
Выводы: Учебно-методическое обеспечение школы интерната является одним из мощных инструментов, направленных на формирование подрастающего поколения. Создание УМО в школе-интернате облегчает труд учителя: поможет учителю подробно, систематически и последовательно изложить материал по основам изучаемого предмета.
В настоящее время в образовательных учреждениях интернатного типа используются информационные технологии, учебные пособия, справочные материалы, сборники задач предлагаются не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Развивающие диски с творческими заданиями помогут учителям повысить интерес к предмету у школьников. Таким образом, в школах-интернатах необходимо пополнение всех видов УМО. При создании УМЛ следует учитывать вышеперечисленные критерии, соответствовать требованиям, установленными государственными образовательными учреждениями.
1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Исторические формы государственного, семейного и частного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. Выпуск № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/ spp/2013-4/lunev-pugacheva.pdf
2. Стуколова Л.З., Чепурышкин И.П. качество образования в школе-интернате: сущностная характеристика//Современные проблемы науки и образования. − 2014. − № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13945
3. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. − 2012. − № 1. − С. 64−71.
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Научно-методические рекомендации по оценке качества и доступности государственных и муниципальных услуг // Общество: политика, экономика, право. 2013. Выпуск № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/issue/ pep/2013-4/lunev-pugacheva.pdf
5. Еленский Н.Г., Лещинская Т.Л., Хруль О.С. Модель учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития//Веснік адукацыі. − 2013. − № 11. − С. 13-18. 6. Фаткуллин Р.Р. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в условиях учреждений интернатного типа//Вестник Башкирского университета. − 2007. − Т. 12. − № 4. − С. 246−249.
6. Келдибекова А.О. Содержание методической подготовки студентов, будущих учителей математики, к профориентационной работе со школьниками//Вестник Ошского государственного университета. −2013. − № 4. − С. 233−239.
7. Келдибекова А.О. Инновационные формы организации методической работы в школе//Наука. Образование. Техника. − 2017. − № 3-4 (60). − С. 60−63.
8. Келдибекова А.О., Золотарева Т.А. Основные направления применения информационно-компьютерных технологий в управлении образовательной деятельностью школьников//Вопросы педагогики. − 2018. − № 4-1. − С. 98−102.
9. Келдибекова А.О., Токоева Д.Т., Хасанова М. Содержание информационных ресурсов по подготовке школьников к математическим олимпиадам//Тенденции развития науки и образования. − 2018. − № 43-2. − С. 28-34.
10. Келдибекова А.О., Токуров Ч. Программы школы олимпийского резерва и курса по выбору как элементы компетентностной модели обучения олимпиадной математике//Тенденции развития науки и образования. − 2018. − № 44-1. − С. 39−42.
11. Рысбаев С.К. Педагогика кыргызского детского фольклора: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения. Бишкек: Билим Куту. − 2006. − 367 с.
12. Рысбаев С.К., Акматова А.А. Речевая деятельность ученика. Бишкек, 2015. – 160 с. (на кырг. языке).
13. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. УМК Rainbow English5-9 классыhttps://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-afanasevoy-miheevoy-rainbow-english-5-9/
14. Габриелян О.С. Линия УМК. Химия (8-9) https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-o-s-gabrielyana-himiya-8-9/