The article describes the professional competencies of cadets of aviation universities as a scientific concept and a significant phenomenon in modern higher education, reveals the structural components, features of the formation of future pilots in the process of training. The author considers the urgent problem of the competency-based approach in modern education and determines its place in the process of training future pilots.
professional competence, cadet, educational process, aviation university, pilot, knowledge, abilities, skills, competency-based approach
В современных условиях реформирования Вооруженных сил Российской Федерации возросла потребность в подготовке квалифицированных кадров, обладающих высоким профессионализмом, основой которого являются знания, умения и навыки, полученные курсантами в процессе обучения [3, с. 300].
В связи с растущей ролью авиации одним из важнейших факторов создания инновационной системы становится высшее профессиональное образование, которое объединяет планомерную учебно-методическую и воспитательную деятельность командного, профессорско-преподавательского состава, командиров учебных подразделений и курсантов, и направлено на подготовку военных специалистов, способных создавать, поддерживать и развивать эту систему.
Процесс овладения профессией военного летчика называется «учебно-воспитательным» и предусматривает целый комплекс военных дисциплин и профессиональных, изучение которых дает право называться специалистом в какой-то определенной области.
Курсанты помимо летной профессии должны стать настоящими офицерами, защитниками своего государства от различных посягательств на суверенитет, территорию и свободу, поэтому к воинским дисциплинам должно быть такое же пристальное внимание и прилежание в изучении, как и к профессиональной подготовке. Каждый курсант должен знать требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, жить, учиться, нарабатывать навыки и приобретать жизненный опыт. Всё вышеперечисленное поможет быть на службе собранным, внимательным, правильно выстраивать свои взаимоотношения и с начальством, и с подчиненными, быть корректным в общении с сослуживцами. Это очень важно в мирной, повседневной обстановке, но еще важнее в экстремальной или военной, где каждый должен думать не только о себе, но и о товарищах.
Важно приобретать опыт правильного общения, работать над четкой грамотной речью, чтобы уметь ясно и понятно формулировать задачи, объяснить ожидаемые трудности и возможность их или избежать, или преодолеть. Грамотный, хорошо подготовленный летчик, умеющий быть не только профессионалом в летном деле, но и искусным воином − это всегда авторитет для подчиненных, а правильная гражданская позиция − это еще и повод для уважения и понимания, зачем и для чего выбрана именно военная специальность.
Военный специалист, как социальный объект, характеризуется множеством врожденных и приобретенных качеств, составляющих ядро профессиональной компетентности [4, с. 7]. Профессиональная компетентность − это неотъемлемая характеристика личности, определяющая его способность как военного специалиста профессионально решать проблемы и поставленные служебные задачи, возникающие в реальных ситуациях учебно-боевой деятельности, с использованием приобретенных знаний, профессионального и жизненного опыта, личных качеств и наклонностей [1].
В качестве компонентов профессиональной компетентности, помимо накопленного профессионального опыта, можно выделить следующие одинаково важные компоненты: способность систематически воспринимать профессиональную реальность, способность свободно ориентироваться в предметной области, технологическая способность интегрироваться с другим опытом, творческие способности личности, психологическое настроение. Все перечисленные компоненты профессиональной компетентности следует рассматривать как тесно взаимосвязанные и необходимые для успеха специалиста в современных условиях.
По этому вопросу в научной литературе существуют разные взгляды на природу профессионального опыта. В некоторых исследованиях это рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков (К.К. Платонов), другие авторы рассматривают как деятельность, распределенную в сознании человека (А.В. Карпов, Е.А. Климов) или, например, как сложную систему, включающую методы, методики и правила решения профессиональных задач (Г.А. Булл, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Фридман, С.Ю. Черноглазкин, А.Ф. Есаулов).
Приведенные выше примеры позволяют вывести определение профессиональной компетентности, которое представляет собой совокупный опыт человека в сфере его профессиональной деятельности. И если говорить о профессиональной компетентности курсантов военных училищ, то это следует понимать, как процесс формирования накопленного опыта освоения курсантом военно-профессиональной деятельности в эксплуатации авиационной техники, понимания объема и разнообразия ситуационных форм, тенденций к смысловой интеграции, продуктивности и инновации в деятельности.
Определим основные задачи курсанта в приобретении профессиональной подготовки. Основными составляющими являются летная компетенция и компетенция военнослужащего. Профессиональная компетентность курсанта предполагает изучение теории полета и разработку основ летной деятельности, а также изучение и разработку стандартов военной службы. Компетентность курсанта должна проявляться в умении учиться, овладевать системами общения в среде военного училища, при осуществлении военной службы, называемой термином «профессиональная культура» [8].
Курсант должен понимать принятые на себя обязанности, развивать высокую социальную ответственность военнослужащего, интеллектуальные способности, особенности тела и свойства психики.
Получение новых знаний на основе прогнозирующего образа предстоящих действий в процессе профессиональной деятельности является психологической основой готовности принимать решение в проблемной или нестандартной ситуации. Самосознание пилота должно постоянно работать в режиме прогнозирования, учитывать то, что появится в ближайшем будущем, поэтому необходимо постоянно уделять внимание развитию свойств личности, умению находить новые способы решения проблем, способности быстро принимать решения в сложных ситуациях, обеспечению надежности действий, соблюдению профессиональной бдительности.
Большое значение в формировании компетентности курсанта имеет правильный, грамотный взгляд на свою специальность. Это определяется желанием курсанта служить в военной авиации, учиться летному делу, стремлением летать и активно участвовать в общественной жизни военного вуза. Спокойная, доброжелательная атмосфера в училище способствует воспитанию крепкого устойчивого психологического склада у будущих летчиков, убеждая их в правильности избранного пути. Во многом эта атмосфера зависит от педагогов и летчиков-инструкторов. Личный пример на наземных занятиях и в полете, высокая эрудиция в вопросах теории и практики полетов положительно влияют на курсантов [2]. Курсант должен уметь оценивать свою профессиональную компетентность, свои достоинства, недостатки, просчеты и понимать, что теоретические пробелы в обучении должны быть заполнены в ближайшем будущем, что безопасность полета и выполнение поставленных задач зависят от его профессиональной компетентности и личностных качеств.
Особое значение следует уделять анализу психологической подготовки, поскольку знание собственных ощущений в полете и готовность следовать поведению, предусмотренному инструкцией по лётной эксплуатации, является важной составляющей правильного и успешного выполнения полетного задания. Также важная роль принадлежит физическому здоровью курсанта, когда его внимание не отвлекает чувство дискомфорта, связанное с пребыванием в полете. Эта триада: теория, психологическая подготовка, физическая форма плюс согласованность действий всех членов экипажа, грамотно поставленные задачи − ключ к успешным полетам в повседневной деятельности.
Особая роль в успешной подготовке курсантов отводится их мотивации в учебном процессе, которая представляет психофизиологический процесс, контролирующий поведение личности, задающий её направление, организацию, активность и устойчивость, способность человека активно удовлетворять свои потребности.
Следует помнить, что в начале учебного периода процесс формирования у курсантов образовательной и профессиональной компетентности выходит за рамки летной профессии и направлен на приобретение общеобразовательных знаний и навыков [6]. И в первые годы обучения происходит накопление отдельных знаний, теории полета и практических способностей курсантов на этих полетах, приобретенных на тренажерах. В этих условиях курсанты должны знать свои собственные резервы, осознавать личные качества, реагировать на все: повышенные нагрузки в области интеллектуальной деятельности (способность запоминать, воспроизводить то, что изучалось через определенный промежуток времени), работать над физическим совершенствованием своего организма (анализ перепадов настроения, накопления усталости и умения справляться с этими трудностями).
Серьезной заботой преподавательского состава являются проверенные временем инновации и качество преподавания всех дисциплин. Научно-методические основы обучения связаны с основными принципами дидактики, подходами к процессу обучения, средствами и формами обучения.
Принципы обучения включают в себя:
− принцип наглядности − использование технических средств обучения и наглядных пособий, которые активизируют познавательную деятельность курсанта, повышают интерес к учебе;
− принцип доступности, который заключается в необходимости соответствующего содержания учебного материала, с учетом уровня подготовки курсантов, определенной преемственности;
− принцип научности − материал, предлагаемый для изучения, должен соответствовать определенным достижениям науки, быть доступным для понимания, чтобы стимулировать интерес курсантов к последующему расширению их знаний в профессиональном росте;
− принцип системности и последовательности − предполагается, чтобы презентация учебного материала была дана не только в определенной последовательности, но и что предложенные темы были взаимосвязаны (один материал вытекал из другого, дополняя и расширяя его сферу новыми данными), и каждый раз новый материал должен опираться на старый, уже усвоенный;
− принцип связи теории и практики − курсанты понимают, что определенный теоретический материал послужит руководством для реализации практической направленности в работе, поэтому преподаватели должны шире использовать подкрепление теоретического материала конкретными примерами из профессии, ставить курсанта в роли начальника, заместителя командира, предлагать ситуации в обстановке военных действий, призывать их принимать ответственные, иногда неожиданные решения, исход которых может привести к точному выполнению задач и сохранению жизни экипажа [5, с. 32].
Составными частями компетенции обучающихся являются приобретенные навыки: умение работать не только самостоятельно, но и в команде, слаженно, эффективно. Во время обучения курсанты должны стремиться получить опыт совокупных действий, и для этого необходимо сформировать поведенческие модели общения в рабочей среде, когда будущий офицер способен самостоятельно ориентироваться и решать профессиональные задачи в соответствии с полученным опытом, применять знания, полученные на занятиях, в составе группы, команды.
Современные условия диктуют необходимость подготовки компетентных военных специалистов, изучения коммуникативных способностей курсантов, умения выстраивать отношения в коллективе. И нужно помнить, что теоретическая подготовка закладывает основы знаний для практического применения в профессиональной деятельности накопленных и сформированных навыков.
При этом одним из мотивов формирования осмысленного отношения к профессиональной деятельности и собственной роли военнослужащего в обеспечении безопасности и защите Отечества может быть позиция, изложенная в военной доктрине Российской Федерации. Заявленные в ней идеологические принципы должны помочь курсанту в успешной учебе и службе.
Для современного военного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, сколько способность к реализации данной суммы в практической деятельности. Знания и умения должны стать промежуточным, опосредованным результатом подготовки, а конечным становится профессиональная компетентность, как результат сформированных компетенций.
Реализация практико-ориентированной модели процесса формирования профессиональных компетенций у курсантов авиационных вузов возможна в процессе применения компетентностного подхода. Важнейшее отличие компетенций от знаний, умений и навыков состоит в том, что компетенции как характеристики социальных действий не могут быть изолированы от социально-производственных условий деятельности, в которых они реализуются.
Компетентность представляет комплексную личностную характеристику, основу которой составляют компетенции. Компетентность выражается в наличии определенных интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, личностного опыта в профессиональной и коммуникативной деятельности [9].
В процессе подготовки будущих летчиков образовательные компетенции рассматривают как элементы учебной деятельности, по отношению к которым обучающийся становится субъектом деятельности, самоопределяется, осваивает знания и способы действий, знакомится с культурно-историческими достижениями человечества. В процессе обучения чаще всего встречаются именно предметные компетенции, понимаемые как потенциальная возможность личности осуществлять деятельность в данной предметной области в соответствии с установленными и формируемыми требованиями в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы дисциплин. Компетенции базируются на усвоенной системе знаний, умений и навыков, опыте творческой деятельности и применении норм эмоционально-нравственных оценок [7, с. 54].
Значительная часть исследователей под компетентностным подходом понимает подход, акцентирующий внимание на результате образования – способности человека действовать профессионально в различных проблемных ситуациях. Внедрение компетентностного подхода предполагает изменение результативно-целевой основы образования; содержания, форм, методов, средств обучения; контрольно-оценочных систем.
Подводя итог исследованию процесса формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов летного вуза, следует отметить, что применение компетентностного подхода направлено на обучение и воспитание настоящего профессионала, обладающего полным набором знаний, умений и навыков, профессиональной компетентностью, волей и базовыми психологическими знаниями, дающими возможность полностью выполнять поставленные служебные задачи.
1. Bogomolova E.V. Kompetentnostnyy podhod v obespechenii kachestva podgotovki vypusknikov vuza v oblasti informatiki // Chelovecheskiy kapital. − 2016. − № 3 (87). − S. 84−86.
2. Bogomolova E.V. Metodika formirovaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetenciy magistrov v processe izucheniya komp'yuternyh tehnologiy v vuze // Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. − 2014. − № 4 (54). − S. 165−168.
3. Dmitrenko A.Yu. Preodolenie yazykovogo bar'era pri formirovanii professional'nyh kompetenciy u kursantov inostrannyh gosudarstv s ispol'zovaniem v processe obucheniya avtomatizirovannogo uchebnogo kursa // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk. − 2018. − T. 12. − № S1. − S. 300−301.
4. Dmitrenko A.Yu. Formirovanie otvetstvennosti u kursantov voennyh vuzov kak professional'no vazhnogo kachestva // Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. − 2020. − № 2. − S. 7−12.
5. Dolomanyuk L.V. Formirovanie voenno-professional'noy kompetencii kursantov v processe obucheniya v voenno-uchebnyh zavedeniyah // KPZh. − 2010. − №5. − S. 29-38.
6. Kozlov O.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy informacionnoy podgotovki kursantov voenno-uchebnyh zavedeniy: monografiya. 3-e izd. − Moskva: IIO RAO, 2010. 326 s.
7. Korkocenko M.N. Metodika formirovaniy voenno-professional'nyh kompetenciy u kursantov letnogo vuza // Voennyy nauchno-prakticheskiy vestnik. − 2019. − № 1. − S. 53-55.
8. Rudnyy N.M. Psihologiya voennogo letchika. − Moskva: Voenizdat, 1983. 80 s.
9. Shishkov A.I. Formirovanie professional'noy kompetentnosti kursantov voennyh vuzov v hode taktiko-special'noy podgotovki: dis. … kand. ped. nauk. − Moskva, 2014. 278 s.