В статье характеризуются профессиональные компетенции курсантов авиационных вузов как научное понятие и значимый феномен в современном высшем образовании, раскрываются структурные компоненты, особенности формирования в процессе профессиональной подготовки будущих летчиков. Авторами рассматривается актуальная проблема компетентностного подхода в современном образовании, а также определена его роль и место в процессе обучения будущих пилотов.
профессиональная компетенция, курсант, образовательный процесс, авиационный вуз, летчик, знания, умения, навыки, компетентностный подход
В современных условиях реформирования Вооруженных сил Российской Федерации возросла потребность в подготовке квалифицированных кадров, обладающих высоким профессионализмом, основой которого являются знания, умения и навыки, полученные курсантами в процессе обучения [3, с. 300].
В связи с растущей ролью авиации одним из важнейших факторов создания инновационной системы становится высшее профессиональное образование, которое объединяет планомерную учебно-методическую и воспитательную деятельность командного, профессорско-преподавательского состава, командиров учебных подразделений и курсантов, и направлено на подготовку военных специалистов, способных создавать, поддерживать и развивать эту систему.
Процесс овладения профессией военного летчика называется «учебно-воспитательным» и предусматривает целый комплекс военных дисциплин и профессиональных, изучение которых дает право называться специалистом в какой-то определенной области.
Курсанты помимо летной профессии должны стать настоящими офицерами, защитниками своего государства от различных посягательств на суверенитет, территорию и свободу, поэтому к воинским дисциплинам должно быть такое же пристальное внимание и прилежание в изучении, как и к профессиональной подготовке. Каждый курсант должен знать требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, жить, учиться, нарабатывать навыки и приобретать жизненный опыт. Всё вышеперечисленное поможет быть на службе собранным, внимательным, правильно выстраивать свои взаимоотношения и с начальством, и с подчиненными, быть корректным в общении с сослуживцами. Это очень важно в мирной, повседневной обстановке, но еще важнее в экстремальной или военной, где каждый должен думать не только о себе, но и о товарищах.
Важно приобретать опыт правильного общения, работать над четкой грамотной речью, чтобы уметь ясно и понятно формулировать задачи, объяснить ожидаемые трудности и возможность их или избежать, или преодолеть. Грамотный, хорошо подготовленный летчик, умеющий быть не только профессионалом в летном деле, но и искусным воином − это всегда авторитет для подчиненных, а правильная гражданская позиция − это еще и повод для уважения и понимания, зачем и для чего выбрана именно военная специальность.
Военный специалист, как социальный объект, характеризуется множеством врожденных и приобретенных качеств, составляющих ядро профессиональной компетентности [4, с. 7]. Профессиональная компетентность − это неотъемлемая характеристика личности, определяющая его способность как военного специалиста профессионально решать проблемы и поставленные служебные задачи, возникающие в реальных ситуациях учебно-боевой деятельности, с использованием приобретенных знаний, профессионального и жизненного опыта, личных качеств и наклонностей [1].
В качестве компонентов профессиональной компетентности, помимо накопленного профессионального опыта, можно выделить следующие одинаково важные компоненты: способность систематически воспринимать профессиональную реальность, способность свободно ориентироваться в предметной области, технологическая способность интегрироваться с другим опытом, творческие способности личности, психологическое настроение. Все перечисленные компоненты профессиональной компетентности следует рассматривать как тесно взаимосвязанные и необходимые для успеха специалиста в современных условиях.
По этому вопросу в научной литературе существуют разные взгляды на природу профессионального опыта. В некоторых исследованиях это рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков (К.К. Платонов), другие авторы рассматривают как деятельность, распределенную в сознании человека (А.В. Карпов, Е.А. Климов) или, например, как сложную систему, включающую методы, методики и правила решения профессиональных задач (Г.А. Булл, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Фридман, С.Ю. Черноглазкин, А.Ф. Есаулов).
Приведенные выше примеры позволяют вывести определение профессиональной компетентности, которое представляет собой совокупный опыт человека в сфере его профессиональной деятельности. И если говорить о профессиональной компетентности курсантов военных училищ, то это следует понимать, как процесс формирования накопленного опыта освоения курсантом военно-профессиональной деятельности в эксплуатации авиационной техники, понимания объема и разнообразия ситуационных форм, тенденций к смысловой интеграции, продуктивности и инновации в деятельности.
Определим основные задачи курсанта в приобретении профессиональной подготовки. Основными составляющими являются летная компетенция и компетенция военнослужащего. Профессиональная компетентность курсанта предполагает изучение теории полета и разработку основ летной деятельности, а также изучение и разработку стандартов военной службы. Компетентность курсанта должна проявляться в умении учиться, овладевать системами общения в среде военного училища, при осуществлении военной службы, называемой термином «профессиональная культура» [8].
Курсант должен понимать принятые на себя обязанности, развивать высокую социальную ответственность военнослужащего, интеллектуальные способности, особенности тела и свойства психики.
Получение новых знаний на основе прогнозирующего образа предстоящих действий в процессе профессиональной деятельности является психологической основой готовности принимать решение в проблемной или нестандартной ситуации. Самосознание пилота должно постоянно работать в режиме прогнозирования, учитывать то, что появится в ближайшем будущем, поэтому необходимо постоянно уделять внимание развитию свойств личности, умению находить новые способы решения проблем, способности быстро принимать решения в сложных ситуациях, обеспечению надежности действий, соблюдению профессиональной бдительности.
Большое значение в формировании компетентности курсанта имеет правильный, грамотный взгляд на свою специальность. Это определяется желанием курсанта служить в военной авиации, учиться летному делу, стремлением летать и активно участвовать в общественной жизни военного вуза. Спокойная, доброжелательная атмосфера в училище способствует воспитанию крепкого устойчивого психологического склада у будущих летчиков, убеждая их в правильности избранного пути. Во многом эта атмосфера зависит от педагогов и летчиков-инструкторов. Личный пример на наземных занятиях и в полете, высокая эрудиция в вопросах теории и практики полетов положительно влияют на курсантов [2]. Курсант должен уметь оценивать свою профессиональную компетентность, свои достоинства, недостатки, просчеты и понимать, что теоретические пробелы в обучении должны быть заполнены в ближайшем будущем, что безопасность полета и выполнение поставленных задач зависят от его профессиональной компетентности и личностных качеств.
Особое значение следует уделять анализу психологической подготовки, поскольку знание собственных ощущений в полете и готовность следовать поведению, предусмотренному инструкцией по лётной эксплуатации, является важной составляющей правильного и успешного выполнения полетного задания. Также важная роль принадлежит физическому здоровью курсанта, когда его внимание не отвлекает чувство дискомфорта, связанное с пребыванием в полете. Эта триада: теория, психологическая подготовка, физическая форма плюс согласованность действий всех членов экипажа, грамотно поставленные задачи − ключ к успешным полетам в повседневной деятельности.
Особая роль в успешной подготовке курсантов отводится их мотивации в учебном процессе, которая представляет психофизиологический процесс, контролирующий поведение личности, задающий её направление, организацию, активность и устойчивость, способность человека активно удовлетворять свои потребности.
Следует помнить, что в начале учебного периода процесс формирования у курсантов образовательной и профессиональной компетентности выходит за рамки летной профессии и направлен на приобретение общеобразовательных знаний и навыков [6]. И в первые годы обучения происходит накопление отдельных знаний, теории полета и практических способностей курсантов на этих полетах, приобретенных на тренажерах. В этих условиях курсанты должны знать свои собственные резервы, осознавать личные качества, реагировать на все: повышенные нагрузки в области интеллектуальной деятельности (способность запоминать, воспроизводить то, что изучалось через определенный промежуток времени), работать над физическим совершенствованием своего организма (анализ перепадов настроения, накопления усталости и умения справляться с этими трудностями).
Серьезной заботой преподавательского состава являются проверенные временем инновации и качество преподавания всех дисциплин. Научно-методические основы обучения связаны с основными принципами дидактики, подходами к процессу обучения, средствами и формами обучения.
Принципы обучения включают в себя:
− принцип наглядности − использование технических средств обучения и наглядных пособий, которые активизируют познавательную деятельность курсанта, повышают интерес к учебе;
− принцип доступности, который заключается в необходимости соответствующего содержания учебного материала, с учетом уровня подготовки курсантов, определенной преемственности;
− принцип научности − материал, предлагаемый для изучения, должен соответствовать определенным достижениям науки, быть доступным для понимания, чтобы стимулировать интерес курсантов к последующему расширению их знаний в профессиональном росте;
− принцип системности и последовательности − предполагается, чтобы презентация учебного материала была дана не только в определенной последовательности, но и что предложенные темы были взаимосвязаны (один материал вытекал из другого, дополняя и расширяя его сферу новыми данными), и каждый раз новый материал должен опираться на старый, уже усвоенный;
− принцип связи теории и практики − курсанты понимают, что определенный теоретический материал послужит руководством для реализации практической направленности в работе, поэтому преподаватели должны шире использовать подкрепление теоретического материала конкретными примерами из профессии, ставить курсанта в роли начальника, заместителя командира, предлагать ситуации в обстановке военных действий, призывать их принимать ответственные, иногда неожиданные решения, исход которых может привести к точному выполнению задач и сохранению жизни экипажа [5, с. 32].
Составными частями компетенции обучающихся являются приобретенные навыки: умение работать не только самостоятельно, но и в команде, слаженно, эффективно. Во время обучения курсанты должны стремиться получить опыт совокупных действий, и для этого необходимо сформировать поведенческие модели общения в рабочей среде, когда будущий офицер способен самостоятельно ориентироваться и решать профессиональные задачи в соответствии с полученным опытом, применять знания, полученные на занятиях, в составе группы, команды.
Современные условия диктуют необходимость подготовки компетентных военных специалистов, изучения коммуникативных способностей курсантов, умения выстраивать отношения в коллективе. И нужно помнить, что теоретическая подготовка закладывает основы знаний для практического применения в профессиональной деятельности накопленных и сформированных навыков.
При этом одним из мотивов формирования осмысленного отношения к профессиональной деятельности и собственной роли военнослужащего в обеспечении безопасности и защите Отечества может быть позиция, изложенная в военной доктрине Российской Федерации. Заявленные в ней идеологические принципы должны помочь курсанту в успешной учебе и службе.
Для современного военного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, сколько способность к реализации данной суммы в практической деятельности. Знания и умения должны стать промежуточным, опосредованным результатом подготовки, а конечным становится профессиональная компетентность, как результат сформированных компетенций.
Реализация практико-ориентированной модели процесса формирования профессиональных компетенций у курсантов авиационных вузов возможна в процессе применения компетентностного подхода. Важнейшее отличие компетенций от знаний, умений и навыков состоит в том, что компетенции как характеристики социальных действий не могут быть изолированы от социально-производственных условий деятельности, в которых они реализуются.
Компетентность представляет комплексную личностную характеристику, основу которой составляют компетенции. Компетентность выражается в наличии определенных интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, личностного опыта в профессиональной и коммуникативной деятельности [9].
В процессе подготовки будущих летчиков образовательные компетенции рассматривают как элементы учебной деятельности, по отношению к которым обучающийся становится субъектом деятельности, самоопределяется, осваивает знания и способы действий, знакомится с культурно-историческими достижениями человечества. В процессе обучения чаще всего встречаются именно предметные компетенции, понимаемые как потенциальная возможность личности осуществлять деятельность в данной предметной области в соответствии с установленными и формируемыми требованиями в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы дисциплин. Компетенции базируются на усвоенной системе знаний, умений и навыков, опыте творческой деятельности и применении норм эмоционально-нравственных оценок [7, с. 54].
Значительная часть исследователей под компетентностным подходом понимает подход, акцентирующий внимание на результате образования – способности человека действовать профессионально в различных проблемных ситуациях. Внедрение компетентностного подхода предполагает изменение результативно-целевой основы образования; содержания, форм, методов, средств обучения; контрольно-оценочных систем.
Подводя итог исследованию процесса формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов летного вуза, следует отметить, что применение компетентностного подхода направлено на обучение и воспитание настоящего профессионала, обладающего полным набором знаний, умений и навыков, профессиональной компетентностью, волей и базовыми психологическими знаниями, дающими возможность полностью выполнять поставленные служебные задачи.
1. Богомолова Е.В. Компетентностный подход в обеспечении качества подготовки выпускников вуза в области информатики // Человеческий капитал. − 2016. − № 3 (87). − С. 84−86.
2. Богомолова Е.В. Методика формирования общекультурных и профессиональных компетенций магистров в процессе изучения компьютерных технологий в вузе // Вопросы современной науки и практики. − 2014. − № 4 (54). − С. 165−168.
3. Дмитренко А.Ю. Преодоление языкового барьера при формировании профессиональных компетенций у курсантов иностранных государств с использованием в процессе обучения автоматизированного учебного курса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. − 2018. − Т. 12. − № S1. − С. 300−301.
4. Дмитренко А.Ю. Формирование ответственности у курсантов военных вузов как профессионально важного качества // Современное образование: традиции и инновации. − 2020. − № 2. − С. 7−12.
5. Доломанюк Л.В. Формирование военно-профессиональной компетенции курсантов в процессе обучения в военно-учебных заведениях // КПЖ. − 2010. − №5. − С. 29-38.
6. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: монография. 3-е изд. − Москва: ИИО РАО, 2010. 326 с.
7. Коркоценко М.Н. Методика формирований военно-профессиональных компетенций у курсантов летного вуза // Военный научно-практический вестник. − 2019. − № 1. − С. 53-55.
8. Рудный Н.М. Психология военного летчика. − Москва: Воениздат, 1983. 80 с.
9. Шишков А.И. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки: дис. … канд. пед. наук. − Москва, 2014. 278 с.