This article deals with the problem of intellectual representations. The author questions how to teach modern students, on which structure of intelligence to rely considering the development of science and society in general. Cognitive and metacognitive structures of students’ intelligence are considered as well. Intellectual abilities are presented: learning, convergence and creativity that expresscognitive and metacognitive structure of intelligence of students. Mental experience, which reflects these intellectual abilities, is considered.
intellect, metacognition, cognition, representation, educability, competence, mastery.
Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик.
А. Маслоу
Образование сейчас — это очень актуальная проблема, вопрос: «Чему и как учить?» стоит перед педагогами не одно десятилетие. Система образования — это одна из важных социальных подструктур общества, она отражает состояние общества в определенный момент времени, развитие образования показывает переход общества из одного состояния в другое.
XXI в. характеризуется переходом от индустриального общества к информационному. Соответственно, проблемные процессы, протекающие в обществе, накладывают свой отпечаток и на каждую личность в отдельности. Современным студентам становится труднее усваивать большие массивы информации, что усложняет задачи обучения и формирования профессионального стиля деятельности студентов, с одной стороны, но с другой стороны, общество становится быстрее, мобильнее, и доступа к информации гораздо больше. Например, если раньше для написания доклада надо было прийти в библиотеку, найти литературу и переписать какую-либо информацию, то теперь можно просто войти в Интернет, ввести в графе «Поиск» необходимые параметры и получить, огромное количество сайтов с информацией по интересующей вас проблематике. Встает очень важный вопрос: «Не деградирует ли наше общество, пользуясь интернет-шаблонами?» Теперь, если человек знает ту или иную информацию, это не гарантирует того, что он сможет применить эту информацию на практике.
В эпоху информационного постиндустриального общества особо актуальными становятся интеллектуальные репрезентации в деятельности человека. Последнее нашло отражение в концепциях развивающего и личностно ориентированного обучения.
Однако следует заметить, что преимущественно в этих концепциях акцент делается на обучаемости. Другим же интеллектуальным способностям (конвергентности, креативности) придается второстепенное значение, хотя известно, что у многих учащихся обучаемость не является доминирующей способностью.
1. Gel´fman E.G., Kholodnaya M.A. Psikhodidaktika shkol´nogo uchebnika: Intellektual´noe vospitanie uchashchikhsya [Psychological pedagogy of school textbook: Intelligent education of pupils]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006.
2. Kondrat´ev S.V. Psikhologicheskie zakonomernosti i mekhanizmy stanovleniya sotsial´noy sushchnosti cheloveka v personifitsirovannom obuchenii [Psychological patterns and mechanisms of formation of the social nature of man in a personalized training]. Kaluga, 2004. Available at: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologicheskie-zakonomernosti-i-mehanizmy-stanovleniya-sotsialnoy-suschnosticheloveka-v-personifitsirovannom-obuchenii#ixzz35quuhH31
3. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta [Psychology intellekta]. Tomsk, Moscow, 1997.