Moskva, Moscow, Russian Federation
Federal Educational and MethodologicalAssociation in the System of Higher Education «Technospheric Safety and Environmental Management» ( Associate Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The drafts of Federal state educational standards in the direction “Technosphere Safety” which on the instructions of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation were processed in connection with adoption of the Federal law “About education in the Russian Federation” No. 273 dated 29.12.2012, taken effect from 01.09.2013. The contents of standards didn´t undergo essential changes: the educational program of applied bachelor training is entered; the rights of higher education institutions in formation of the curriculum and the educational programs providing the achievement of competences regulated by the standard and results of training are expanded; requirements to educational institutions realizing the educational programs on material, technical, personnel and educational support are specified and expanded. Standards to the present aren´t approved and are published for the purpose of informing of higher education institutions and the faculty on planned changes in higher education standardization system. To the approval of standards the standards which have taken effect since 01.09.2011 work.
higher education, educational standards, educational programs, requirements, bachelor academic, bachelor applied, master.
1. Причины изменения стандартов и их основные положения
После введения в действие новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [1, 2] с 01.09.2011 и примерной основной образовательной программы (ПрООП) [3] прошло немного времени. Почему же потребовалось изменить стандарты? Это связано с принятием и введением в действие с 01.09.2012 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ).
Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Закон определяет уровни общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное, высшее — бакалавриат; высшее — специалитет, магистратура; высшее — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.
В законе выделены отдельные нормы, посвященные:
- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;
- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;
- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
- обучению по интегрированным образовательным программам;
- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.
1. Sayt zhurnala «Bezopasnost' v tekhnosfere» (magbvt.ru/edu.html).
2. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (fgosvpo.ru).
3. Devisilov V.A., Pavlikhin G.P. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu 280700 «Tekhnosfernaya bezopasnost'» (bakalavr) // Bezopasnost' v tekhnosfere. 2011. №3. S. 50–64.
4. Devisilov V.A. Proekty obrazovatel'nykh standartov v obrazovatel'noy oblasti «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti i zashchita okruzhayushchey sredy (Bezopasnost' v tekhnosfere). M.: Iz-vo MGTU im. N.E. Baumana, 2006.