ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены проекты Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Техносферная безопасность», которые по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации были переработаны в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, вступившего в действие с 01.09.2013. Содержание стандартов не претерпело существенных изменений: введена образовательная программа подготовки прикладного бакалавра; расширены права вузов в формировании учебного плана и образовательных программ, обеспечивающих достижение регламентированных стандартом компетенций и результатов обучения; уточнены и расширены требования к образовательным учреждениям, реализующим образовательные программы по материально-техническому, кадровому и учебно-методическому обеспечению. Стандарты пока не утверждены и публикуются с целью информирования вузов и профессорско-преподавательского состава о планируемых изменениях в системе стандартизации высшего образования. До утверждения стандартов применяются стандарты, вступившие в действие с 01.09.2011.

Ключевые слова:
высшее образование, образовательные стандарты, образовательные программы, требования, бакалавр академический, бакалавр прикладной, магистр.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Причины изменения стандартов и их основные положения

После введения в действие новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [1, 2] с 01.09.2011 и примерной основной образовательной программы (ПрООП) [3] прошло немного времени. Почему же потребовалось изменить стандарты? Это связано с принятием и введением в действие с 01.09.2012 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ).

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Закон определяет уровни общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное, высшее — бакалавриат; высшее — специалитет, магистратура; высшее — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

В законе выделены отдельные нормы, посвященные:

  • кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;
  • сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;
  • использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
  • обучению по интегрированным образовательным программам;
  • образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.
Список литературы

1. Сайт журнала «Безопасность в техносфере» (magbvt.ru/edu.html).

2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (fgosvpo.ru).

3. Девисилов В.А., Павлихин Г.П. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. 2011. №3. С. 50–64.

4. Девисилов В.А. Проекты образовательных стандартов в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Безопасность в техносфере). М.: Из-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?