employee
, Russian Federation
from 01.01.2016 to 01.01.2019
UDK 34 Право. Юридические науки
The relevance of the problem considered by the author’s team is that the tasks of preventing political corruption in the Brazilian state apparatus are connected with the solution of a huge layer of problems and issues requiring their study and analysis. The aim of this study was to study the foundations of Brazilian public policy to prevent political corruption. The methodological basis of this work was the activities of entities to prevent political corruption in Brazil. A set of General scientific and private scientific methods was used as a method. In the format of this scientific study, the authors took a number of steps that allowed them to consider the most important aspects of the problem. Including a number of high-profile political cases taking place in the context of the new Millennium in Brazil related to corruption. In the course of the study, the authors concluded that most of the subjects of anti-corruption by nature are not fully independent of political pressure, and, as a rule, have a narrow sphere of activity. In the course of the study, the authors tried to argue the thesis that in the conditions of globalization, only interdepartmental interaction of all actors in the fight against manifestations of political corruption will lead to a tangible effect. In the meantime, the necessary interaction between the subjects of the institutional corruption control machine will not be carried out, and politicians in the fight against corruption will not be effective enough. The experience of the Brazilian state policy in the sphere of combating political corruption analyzed by the author’s team can serve as a methodological basis for the preparation of various policy documents in the sphere of combating corruption in the Russian Federation.
anti-corruption, political corruption, systemic corruption, public opinion, civil position, the Constitution of Brazil, the national Congress of Brazil, corruption security, anti-corruption policy, law enforcement agencies, subjects of the fight against corruption
Актуальность рассматриваемой проблематики заключается в том, что в последние годы Латинская Америка и Карибский бассейн добились значительного прогресса в борьбе с коррупцией. Во многих странах региона в настоящее время существуют законы и механизмы для противодействия этому явлению, ведутся юридические расследования, а движение граждан по борьбе с коррупцией значительно возрастает [1]. Проблемы государственной политики по предупреждению коррупции довольно неплохо изучены как зарубежными, так и российскими специалистами [2]. Так, в частности, отечественными исследователями были рассмотрены вопросы борьбы с коррупционной преступностью как в отдельно взятых государствах [3], так и в свете отдельных аспектов проявления коррупционной преступности, в том числе государственном аппарате [4]. Наиболее характерны в настоящее время для большинства государств мира проявления политической коррупции [5].
В настоящее время политическая коррупция остается одним из самых больших препятствий на пути экономического развития большинства стран, как, например, в одной крупнейшей латиноамериканской демократии — Федеративной Республике Бразилия (далее — Бразилия).
С 1889 года Бразилия является республикой, а парламент страны, состоящий из двух палат, который сегодня называется Национальный конгресс (в настоящее время состоит из двух палат — Федеральный сенат и Палата депутатов), начинает свою историю с 1824 года, после ратификации первой конституции страны. Национальный конгресс Бразилии является законодательным органом федерального правительства Бразилии. В отличие от законодательных собраний штатов и муниципальных палат, Конгресс собирается ежегодно в Бразилиа со 2 февраля по 27 июля и с 1 августа по 22 декабря.
Сенат представляет 26 штатов и федеральный округ. В каждом штате и федеральном округе представлены три сенатора, которые избираются всенародным голосованием сроком на восемь лет. Каждые четыре года происходит обновление либо одной трети, либо двух третей состава Сената (а также делегаций штатов и федерального округа).
Палата депутатов представляет народ каждого штата, а ее члены избираются на четырехлетний срок по системе пропорционального представительства. Места распределяются пропорционально в соответствии с численностью населения каждого штата, причем каждое государство имеет право на минимум 8 мест (наименее густонаселенных) и максимум 70 мест (наиболее густонаселенных). В отличие от Сената, вся Палата депутатов обновляется каждые четыре года (см.: URL: http://community.worldheritage.org/article/WHEBN0000690287/NationalCongressofBrazil).
По действующей Конституции, принятой в 1988 году Бразилия является федеративной республикой — союз Федеративного округа, 26 штатов и 5564 муниципалитетов. За правильность толкования и применения бразильской Конституции несет ответственность Верховный федеральный суд, который является высшей судебной властью в Бразилии [6].
Принятие конституционных поправок позволило восстановить всеобщие президентские прямые выборы и устранить имеющиеся ограничения демократических свобод. В результате чего более 20 млн человек, не обученных грамоте, получили право участия в голосовании. Принятая 5 октября 1988 года Конституция Бразилии подтвердила полученные народом демократические права, в том числе права трудящихся на проведение забастовок, участие в профсоюзах, введение 44-часовой рабочей недели [7].
При этом необходимо отметить, что в настоящее время политическая коррупция угрожает недавним шагам, направленным на достижение равенства и социальной справедливости, и обнажает хрупкость 30-летней бразильской демократии. За последние несколько лет операция в государственной нефтегазовой компании Petroleo Brasileiro (далее — Petrobras) раскрыла одну из крупнейших коррупционных схем в истории, включающую миллиарды долларов, политиков и бизнесменов из нескольких разных стран [8]. Хотя она является прямым результатом правовой и институциональной эволюции антикоррупционной политики, она также продемонстрировала, как много еще предстоит сделать. По мнению аналитиков, раскрытие фактов политической коррупции такого масштаба грозит Бразилии масштабными изменениями в политической системе. Поэтому, по мнению большинства экспертов, широкомасштабные реформы в сфере противодействия политической коррупции в Бразилии необходимы не только для борьбы и, особенно, предотвращения коррупции, но и для защиты демократии в стране [9].
Как полагает ведущий отечественный эксперт в области проблематики коррупции в Бразилии Л.С. Окунева, бразильская коррупция обладает глубокими историческими корнями и поэтому при ее исследовании не нужно изучать отдельные преступные акции, а воспринимать ее как феномен политической культуры. В Бразилии было проведено достаточное количество исследований, подтверждающих, что, основательно укоренившись в стране, теперь коррупция представляет из себя элемент или же часть бразильского культурного наследия, уходящего своими корнями в эпоху колониального этапа государства [10].
В период новейшей истории страны скандалы, связанные с коррупцией, превратились в часть политической жизни государства. Политические коррупционные скандалы продолжались и в начале периода нового — демократического цикла истории страны. Серьезные коррупционные скандалы продолжали множиться по нарастающей со сменой каждого демократического правительства. Первый президент, избранный в эпоху демократии — Ф. Коллор (был уличен в причастности к коррупционным проявлениям несовместимым с его должностью), отбыв на посту президента половину срока, подвергся импичменту, который стал проявлением конституционных способов решения глубоких политических кризисов и свидетельствовал о зрелости бразильского гражданского общества, которое способствовало применению процедуры импичмента президента. В дальнейшем крупные политические коррупционные скандалы Бразилии проходили в периоды правлений президентов Ф.Э. Кардозу, а также Луиса Инасиу Лулы да Силвы, ставшего первым представителем бразильских левых сил, который одновременно возглавлял одну из крупных бразильских левых оппозиционных партий — Партию трудящихся [11].
Расследование, начатое в 2014 году в отношении Лулы да Силвы, установило, что в период его нахождения у власти была организована коррупционная схема, в рамках которой строительные компании получали подряды на крупные проекты для нефтяной компании Petrobras. 12 июля 2017 года федеральным судьей Лулу да Силву был приговорен по делу о коррупции и отмыванию средств к 9,5 годам заключения [12]. В январе 2018 года Федеральным региональным судом четвертого округа был подтвержден обвинительный приговор, который увеличил назначенный бывшему президенту срок тюремного заключения с девяти лет и шести месяцев до 12 лет и одного месяца [13].
В 2015 году оппозиционные силы обвинили на тот момент действовавшего президента страны Дилму Вана Русеф в нарушениях, связанных с налоговым законодательством, и финансовых махинациях с государственными средствами в период, когда она избиралась на пост президента в 2014 году. В 2015 году парламентом была запущена процедура импичмента в отношении бразильского президента, который требовали бразильские оппозиционные партии. В мае 2016 года Сенат Бразилии проголосовал за импичмент Дилмы Русеф. В августе 2016 года по решению бразильского Сената ее отстранили от должности президента [14].
Сразу после импичмента президента Дилмы Русеф исполняющим обязанности бразильского президента был назначен Мишел Мигел Элиас Темер Лулиа, который в марте 2019 года был арестован в связи с подозрениями в коррупции. По мнению следствия, будучи президентом страны, он получил взятку 1 млн бразильских реалов при заключении контракта на строительство атомной электростанции «Ангара-3». Темер стал третьим президентом Бразилии, которого обвинили в коррупции, после ранее выдвинутых обвинений в отношении Дилмы Русеф и Луиса Инасиу Лула да Силва [15].
В итоге разочаровавшиеся в деятельности правительства и президента бразильцы в октябре 2018 года на президентских выборах выбрали президентом Жаира Мессиас Болсонару, который пообещал начать борьбу коррупцией [16].
По мнению большинства исследователей, проблемы борьбы с политической коррупцией в Бразилии осложняются неоднородностью государственных институтов, которые несут ответственность за борьбу с коррупцией, как по сфере применения, так и степени автономности, формированию и смежным институтам [17]. В большинстве своем контролирующие институты в недостаточной степени свободны от политического давления и, соответственно, не могут охватывать широкую сферу деятельности.
Проведенный авторским коллективом анализ субъектов борьбы с коррупцией в Бразилии позволяет с уверенностью утверждать о том, что субъекты борьбы с коррупцией в Бразилии представлены в виде институционной машины контроля за коррупцией, весьма дорогостоящей, довольно разветвленной и неподконтрольной. И при этом между субъектами, в нее входящими, практически не осуществляется никакого взаимодействия. Из-за этого деятельность субъектов по борьбе с коррупцией недостаточно эффективна. И вопреки ряду изменений на институционном и законодательном уровне в сторону ужесточения антикоррупционных мер, проявления коррупции для Бразилии остаются важнейшей из проблем. Таким образом, среди основных детерминант сложившейся ситуации в сфере борьбы с коррупцией в Бразилии следует отметить наличие немалого числа ограниченных в своих возможностях субъектов противодействия коррупции и весьма слабую взаимосвязь рассматриваемых институтов [18].
Между тем во всем мире в последние годы неуклонно растет внимание к проблеме взаимодействия и межведомственных подходов к государственной политике противодействия коррупции [19]. В области борьбы с коррупцией проблема координации является особенно острой, поскольку сложные формы коррупции требуют сочетания правоохранительных, нормативных, гражданских и административных мер реагирования. К сожалению, в Бразилии координация между учреждениями по обеспечению борьбы с коррупцией часто страдает от структурных и ресурсных ограничений, бюрократических патологий и политического вмешательства [20].
В этой связи, по нашему мнению, необходимы различные институциональные меры, которые в большей или меньшей степени способствовали бы укреплению координации между субъектами, занимающимися вопросами борьбы с коррупцией, так как качество взаимоотношений между субъектами противодействия коррупции в Бразилии является лучшим показателем общего успеха борьбы с коррупцией в этой стране.
В дальнейшем логично было бы заняться исследованием мер, которые могут использоваться для поощрения как формальной, так и неформальной координации между субъектами по противодействию коррупции. Такие меры варьируются от разработки национальных стратегий борьбы с коррупцией до формирования специального субъекта на уровне органа государственной власти по координации между различными субъектами борьбы с коррупцией. Механизмы координации следует разработать в зависимости от того, предназначен ли он для содействия координации на стратегическом, политическом или оперативном уровне.
Координацию усилий по борьбе с коррупцией можно рассматривать как осуществляемую в четырех широких плоскостях. Во-первых, координация между учреждениями по вопросам борьбы с коррупцией в рамках данной страны. Во-вторых, координация между правительственными и неправительственными субъектами в той или иной стране, в частности, гражданским обществом и частным сектором, в поддержку превентивных и просветительских мер. В-третьих, координация между учреждениями по вопросам борьбы с коррупцией, расположенными в разных странах, в целях расследования международных дел о коррупции с участием нескольких юрисдикций. Наконец, участие в более широких международных сетях и форумах, таких как партнерство Открытого правительства, инициатива прозрачности добывающих отраслей, коалиция UNCAC, Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения, рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством, рабочая группа G20 по борьбе с коррупцией и т. д.
За последние несколько лет страны Латинской Америки и Карибского бассейна добились больших успехов в борьбе с коррупцией. В этих странах существуют законы и механизмы для борьбы с коррупцией, во многих странах региона развиваются судебные расследования и активизируются гражданские антикоррупционные движения. В последние годы в регионе наблюдается значительный рост числа законов и институтов, способствующих обеспечению подотчетности в государственном секторе.
Transparency International Brazil today (неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции), представляя информацию по отслеживанию хода крупного коррупционного дела в Латинской Америке с участием бразильской строительной компании Odebrecht, в ходе своего расследования отмечала, что когда идет речь об отмывании денег через банки, взятках политикам за инфраструктурные контракты в Латинской Америке или расследованиях в отношении реальных владельцев офшорных компаний, участвующих в таких схемах, взаимная правовая помощь абсолютно необходима для борьбы с коррупцией в сегодняшней глобализованной экономике. Также было отмечено, что бразильские эксперты, участвующие в международных расследованиях коррупции, обнаружили, что усилия по международному сотрудничеству столкнулись с различными техническими проблемами, в этой связи правоохранительные органы должны работать над созданием рамок для обмена информацией с другими странами заранее, чтобы они не были застигнуты врасплох, когда разразится очередной коррупционный скандал. Также было отмечено, что помимо данных о запросах и соглашениях о двустороннем сотрудничестве, при расследовании громких коррупционных дел, связанных с коррупцией, необходимо получать доступ к соответствующим судебным документам, расшифрованным видеозаписям свидетельских показаний, спискам государственных контрактов с возможными нарушениями [21].
Безусловно, необходимо также отметить, что хотя в Бразилии достигнуты некоторые успехи в борьбе с коррупцией, там по-прежнему не существует всеобъемлющей политики, направленной на устранение структурных причин политической коррупции во всей стране [22].
А страны, которые уделяют приоритетное внимание борьбе с политической коррупцией и разрабатывают национальную политику на основе консенсуса и участия общественности и политических кругов, имеют больше возможностей для осуществления значительного качественного скачка вперед. И наоборот, те страны, которые не уделяют приоритетного внимания вопросам коррупции, могут терять свои позиции из года в год. Зашла ли Бразилия в тупик в борьбе с политической коррупцией? Наверное, не окончательно, но жизненно важно продвигать комплексный подход, который решает ключевые структурные вопросы, включая политическое финансирование, государственные закупки и укрепление независимых, сильных и гибких правовых институтов [23]. Бразилии очень важно использовать опыт зарубежных стран по противодействию политической коррупции, и за основу можно взять опыт Европейского союза [24]. Кандидаты и политические партии имеют важную возможность включать сильные антикоррупционные компоненты в свои предвыборные предложения и платформы для содействия структурным изменениям [25]. Для подлинного совершенствования усилий по борьбе с коррупцией в Бразилии нынешнее правительство должно укреплять политическую волю и демонстрировать устойчивую долгосрочную приверженность антикоррупционным реформам.
1. Gainutdinova L.A. State and civil society in Argentina and Brazil. Russia and Iberoamerica in a globalizing world: history and modernity: reports and materials of the third international forum. St. Petersburg: St. Petersburg state University Publ., 2017. Pp. 803—811. (In Russ.)
2. Kobets P.N. Code of ethics of civil servant. For effective fight against corruption Russia can generalize experience of foreign countries. Man and the law, 2008, no. 10, pp. 29—36. (In Russ.)
3. Kobets P.N. Criminal law and criminological features of corruption crime prevention in the people’s Republic of China in the middle of the second decade of the XXI century. Russian journal of legal studies, 2017, no. 3 (12), pp. 167—175. (In Russ.)
4. Kobets P.N. About some directions of use in the domestic legislation of foreign and international experience of the prevention, and suppression of corruption in the state apparatus. Investigator, 2009, no. 2 (130), pp. 12—15. (In Russ.)
5. Kobets P.N. International experience of prevention and suppression of corruption in the state apparatus and the possibility of its use in domestic legislative practice. Public and private international law, 2008, no. 5 (44), pp. 42—46. (In Russ.)
6. Constituição da República Federativa do Brasil. URL: https://www.senado.leg.br/atividade/const/con1988/CON1988_05.10.1988/CON1988.asp (accessed 31.10.2019).
7. Constitution of the Federal Republic of Brazil. URL: https://brasil-russia.ru/wp-content/uploads/pdf (accessed 31.10.2019).
8. Petrobras on the rollback: what will result from a corruption scandal in Brazil. URL: https://www.rbc.ru/society/23/04/2015/553910469a7947b5960abd3a (accessed 31.10.2019). (In Russ.)
9. Brazil: overview of corruption and anti-corruption. URL: https://knowledgehub.transparency.org/helpdesk/brazil-overview-of-corruption-and-anti-corruption-1 (accessed 31.10.2019).
10. Okuneva L.S. To the study of corruption in Brazil: from historical sources to the present state. World experience in the fight against corruption: collection of materials of scientific seminars and meetings of the discussion club (2011—2013) / under the ed. of M.I. Amar. Moscow, 2014. Pp. 117—127. (In Russ.)
11. Okuneva L.S. Brazil: features of the democratic project. Pages of the recent political history of the Latin American giant (1960—2006). Moscow: MGIMO University Publ., 2008. P. 265—266. (In Russ.)
12. Ex-President of Brazil detained and searched in the case of Petrobras. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/03/04/632579-eks-prezidenta-brazilii-zaderzhali-petrobras (accessed 31.10.2019). (In Russ.)
13. Ex-President of Brazil Lula da Silva began to serve his sentence in the case of corruption. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5104484 (accessed 31.10.2019). (In Russ.)
14. The lower house of the Congress of Brazil voted for the impeachment of Rousseff. URL: https://lenta.ru/news/2016/04/18/brazil/ (accessed 31.10.2019). (In Russ.)
15. Former Brazilian President Michel Temer arrested. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3918303? from=four_mir (accessed 31.10.2019). (In Russ.)
16. The elected President of Brazil Jair Bolsonaru made a bet on the fight against corruption. URL: http://anticorr.media/izbrannyj-prezident-brazilii-zhair-bolsonaru-sdelal-stavku-na-borbu-s-korrupciej/ (accessed 31.10.2019). (In Russ.)
17. Bauman E.V. Experience of fight against corruption in the countries with the developed economy. Actual questions of public law, 2012, no. 4, pp. 26—38. (In Russ.)
18. Shitova E.N. Methods of fight against corruption in Brazil: achievements and new challenges. NB: International relations, 2015, no. 1, pp. 123—143. (In Russ.)
19. Kirichenko Yu.N. Political corruption is one of the main problems of political power. The value system of modern society, 2016, no. 44, pp. 91—95. (In Russ.)
20. Interagency coordination mechanisms: improving the effectiveness of national anti-corruption efforts. URL: https://knowledgehub.transparency.org/helpdesk/interagency-coordination-mechanisms-improving-the-effectiveness-of-national-anti-corruption-efforts (accessed 31.10.2019).
21. Transparency International Brazil and JOTA present previously unreleased data and documents from Odebrecht investigations in Latin America. URL: https://www.transparency.org/news/pressrelease/transparency_international_brazil_and_jota_present_previously_unreleased_da (accessed 31.10.2019).
22. Corruption scandal in Brazil turns into a political crisis. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/03/18/634140-korruptsionnii-skandal-brazilii-pererastaet-politicheskii-krizis (accessed 31.10.2019). (In Russ.)
23. Dobroserdova E.I. The Phenomenon of political corruption in the system of political power: historical background. Human capital, 2013, no. 10 (58), pp. 57—61. (In Russ.)
24. Semykin A.S. Problems of combating political corruption in the European Union. Bulletin of Voronezh state University. Series: Right, 2009, no. 2 (7), pp. 449—458. (In Russ.)
25. Kryuchkov A.V. Multiparty system in political competition as a factor of counteraction to political corruption. Questions of political science, 2012, no. 3 (7), pp. 145—154. (In Russ.)