The article analyzes the reasons why students choose technical programs and problems they face studying descriptive geometry. The author discusses issues of independent work organization for the effective study of the subject and reviews pedagogical approaches providing solution to those problems.
graphic education, descriptive geometry, independent work of a student, graphics software, multimedia educational materials.
Графическое образование – это процесс, в результате которого человек приобретает знания, умения и навыки работы с графической информацией. Развитие способности правильно воспринимать, создавать, сохранять и передавать различную техническую графическую информацию о предметах, процессах и явлениях является задачей графической подготовки профессионального образования.
Количество статей, посвященных графическому образованию, в последние годы исключительно велико, можно сказать, на страницах журнала «Геометрия и графика» началась дискуссия о методике проведения занятий по графическим дисциплинам. Вопросам графического образования посвящены статьи [1, 3, 4, 13, 15–20, 22–30, 32].
В высшем техническом учебном заведении за графическое образование, так же как и в школе, ответственны многие учебные дисциплины, но его основы формируются при изучении начертательной геометрии (НГ) и инженерной графики (ИГ). Традиционно изучение этих дисциплин направлено на формирование навыков восприятия и создания конструкторского документа – чертежа как одного из видов инженерно-графической информации [5].
Успешность учебной деятельности по изучению дисциплин графического цикла зависит от многих объективных и субъективных факторов. Формирование условий, максимально удовлетворяющих индивидуальные потребности каждого студента, несомненно, оказывает положительное влияние на качество образования. В рамках существующей групповой системы организации учебной деятельности в университете и смещении приоритетов от аудиторных занятий к самостоятельной работе студента реализация индивидуализированного о бучения становится возможной только при условии наличия у студента сформировавшейся положительной мотивации к изучению дисциплины [6].
«Мотивация к обучению представляет собой сложный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Основной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало получение не просто диплома, а диплома, который подкреплен прочными и стабильными знаниями и компетенциями. Мотивация студентов – это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и достичь запланированных результатов обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения» [2].
1. Al´shakova E.L. Primenenie informatsionnykh tekhnologiy v uchebnom protsesse na kafedre nachertatel´noy geometrii i inzhenernoy grafiki [Методический комплекс обучения программированию на языке AutoLISP]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 1, pp. 42–46. DOI: 10.12737/471.
2. Bibik V.L., Petrova E.I. Information educational environment while studying the students of engineering disciplines. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, i. 2 (in Russian). Available at: www.science-education.ru/116-12674 (Accessed 01 May 2014).
3. Volkova M.Yu., Egorycheva E.V. Graficheskaya gramotnost´ kak sposob polucheniya fundametal´nykh professional´nykh znaniy [Engineer´s Graphic Literacy as a Way of Fundamental Professional Knowledge Obtaining]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 1, pp. 53–57. DOI: 10.12737/3849.
4. Voloshinov D.V. O perspektivakh razvitiya geometrii i ee instrumentariya [About Prospects of Development of Geometry and Its Tools]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 1, pp. 15–21. DOI: 10.12737/3844.
5. Volkhin K.A., Leybov A.M. Problems of formation of the graphics competence in the system of higher professional education. Filosofiya obrazovaniy [Philosophy of education]. 2012, i. 4, pp. 16–22. (in Russian)
6. Volkhin K.A. Problems of formation of a positive motivation to learn descriptive geometry students construction University. Innovatsionnye tekhnologii v inzhenernoy grafike. Problemy i perspektivy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative technologies in engineering graphics. Problems and prospects. Materials of International scientificpractical conference]. Brest, BrGTU Publ., 2014, pp. 23–24. (in Russian)
7. Volkhin K.A., Pak N.I. On the state of the graphic preparation of students in school with position information approach. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf´eva [Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical University. V.P. Astafiev]. 2011, v. 1, i. 3, Krasnoyarsk, KGPU named after V.P. Astafev, 2011, pp. 74–78. (in Russian)
8. Volkhin K.A. Electronic textbook «descriptive geometry». Novye informatsionnye tekhnologii v universitetskom obrazovanii:Tezisy nauchno-metodicheskoy konferentsii [New information technologies in University education: abstracts of scientifically-methodical conference], Novosibirsk, IAPMSO RAO Publ., 2007, pp. 73–75. (in Russian)
9. Volkhin K.A. The study of descriptive geometry in the light of Informatization of engineering graphics education. Zhurnal «SAPR i Grafika» [Magazine «CAD and Graphics»], 2010, i. 11, pp. 70–72. (in Russian)
10. Volkhin K.A. Organization of educational activity of students in the process of study of descriptive geometry. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. Nauchnoe periodicheskoe izdanie [Siberian pedagogical journal, Scientific periodical], 2013, i. 4, pp. 102–110. (in Russian)
11. Volkhin K.A., Astakhova T.A. The use of information technology in the course of descriptive geometry. Zhurnal «Omskiy nauchnyy vestnik» [Magazine «The Omsk scientific journal»], 2012, i. 2, pp. 282–286. (in Russian)
12. Volkhin K.A., Maksimova S.V., Subbotina I.V. The formation of active creative position of students at studying graphic disciplines in the three-dimensional modeling of COMPASS-3D. Povyshenie kachestva obrazovaniya cherez formirovanie obrazovatel´noy sredy, sposobstvuyushchey aktivizatsii tvorcheskogo potentsiala talantlivoy molodezhi / Sbornik tezisov dokladov Mezhdunarodnoy mezhvuzovskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel´skogo sostava [Improving the quality of education through the formation of an educational environment that promotes activation of creative potential of talented youth. The collection of theses of reports of the International interuniversity scientific-methodical conferences of the teaching staff], Novosibirsk, NGASU(Sibstrin) Publ., 2013, pp. 59–61. (in Russian)
13. Vyshnepol´skiy V.I., Sal´kov N.A. Tseli i metody obucheniya graficheskim distsiplinam [The aims and methods of teaching drawing]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 2, pp. 8–9. DOI: 10.12737/777.
14. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie obrazovanija» na 2013–2020 gody. Ministerstvo obrazovanija i nauki RF [The state program of the Russian Federation «Development of education» for 2013–2020. The Ministry of education and science of the Russian Federation]. Available at: http://Минобрнауки рф /документы /2882/файл/1406/12.11.22-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf (Accessed 10 March 2014).
15. Grosheva T.V., Kochurova L.V., Turitsyna I.A. K voprosu ob organizatsii somostoyatel´noy raboty studentov v protsesso graficheskoy podgotovki [To a Question of Students’ Individual Work Organization in the Course of Graphic Training]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 2, pp. 43–48. DOI: 10.12737/5592.
16. Guzenkov V.N. Informatsionnye tekhnologii v graficheskikh distsiplinakh tekhnicheskogo universiteta [Information technologies in graphic disciplines of technical university]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 3–4, pp. 26–28. DOI: 10.12737/2128.
17. Ivanov G.S. Perspektivy nachertatel´noy gometrii kak uchebnoy distsipliny [Descriptive geometry prospects as educational subject]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 1, pp. 26–27. DOI: 10.12737/467.
18. Korotkiy V.A., Khmarova L.I. Nachertatel´naya geometriya na ekramen komp´yutera [Descriptive geometry on computer screen]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 1, pp. 32–34. DOI: 10.12737/469.
19. Leparov M.N., Popov M.Kh. Sostoyanie i tendentsii geometrograficheskoy podgotovki kak komponenty inzhenernogo obrazovaniya v Bolgarii [Status and Trends of Geometrical-Graphic Training as a Component of Engineering Education in Bulgaria]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 1, pp. 22–29. DOI: 10.12737/3845.
20. Novozhilova S.A., Egorycheva E.V. Informatsionnoe obespechenie v sovremennykh tekhnologiyakh obucheniya graficheskim distsiplinam [Information support in modern technologies of graphic disciplines training]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 3–4, pp. 33–35. DOI: 10.12737/2130.
21. Nurgtina O.N., Solomshin O.B., Sultanova N. D. Professional self-determination of students: problems of choice. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, i. 2 (in Russian). Available at: www.science-education.ru/116-12910 (Accessed 01 May 2014).
22. Parvulyusov Yu.B. Primenenie komp´yuternoy grafiki pri kursovom proektirovanii opticheskikh priborov [Computer Graphics Use for Coursework of Optical Instruments]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 1, pp. 42–45. DOI: 10.12737/3847.
23. Svichkareva G.N., Andryushina T.V., Kovalev V.A. Optimizatsiya struktury i soderzhaniya graficheskikh distsiplin s pozitsii modul´no-kompetentnostnogo podkhoda [Optimization of structure and content of graphic courses from the perspective of modular and competence approach]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 1, pp. 77–79. DOI: 10.12737/484.
24. Seregin V.I., Ivanov G.S., Dmitrieva I.M., Murav´ev K.A. Mezhdistsiplinarnye svyazi nachertatel´noy geometrii i smezhnykh razdelov vysshey matematiki [Interdisciplinary connections of descriptive geometry and related sections of higher mathematics]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 3-4, pp. 8–12. DOI: 10.12737/2124.
25. Stolbova I.D. Aktual´nye problemy graficheskoy podgotovki studentov v tekhnicheskikh VUZakh [Actual Problems of Graphic Training of Students at Technical High Educational Institutions]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 1, pp. 30–41. DOI: 10.12737/3846.
26. Stolbova I.D., Aleksandrova E.P., Kraynova M.N. Pozitsii integrativnosti pri tekhnologizatsii predmetnoy podgotovki [Integrity Positions at Subject Training Technologizing]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 2, pp. 21–26. DOI: 10.12737/5586.
27. Stolbova I.D., Shakhova A.B. Kachestvo graficheskoy podgotovki studentov tekhnicheskikh VUZov v sootvetstvii s sovremennym sostoyaniem edinoy sistemy konstruktorskoy dokumentatsii [Students’ Graphic Training Quality in Technical High Educational Institutions According to Current State of Design Documentation’s Uniform System]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 2, pp. 27–31. DOI: 10.12737/5587.
28. Tikhonov-Bugrov D.E. O nekotorykh problemakh graficheskoy podgotovki v tekhnicheskikh VUZakh (vzglyad iz Peterburga) [On Some Problems of Graphics Training at Technical High Educational Institutions (view from St. Petersburg)]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 1, pp. 46–52. DOI: 10.12737/3848.
29. Usanova E.V. Kompleksnoe primenenie media-tekhnologiy i CAD-sistem v geometro-graficheskoy podgotovke studentov [Psychological and pedagogical aspects of geometrical and graphic training in technical higher education institution with use of media technologies and CAD-systems]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 1, pp. 63–67. DOI: 10.12737/478.
30. Shcheglova A.V. Primenenie komp´yuternykh tekhnologiy v protsesse izucheniya graficheskikh distsiplin [Using of computer technologies during the studying of graphic disciplines]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2013, v. 1, i. 1, pp. 73–74. DOI: 10.12737/482.
31. Yaroshevich O.V., Volkhin K.A. The multimedia educational environment graphic training. Obrazovatel´naya sreda kak faktor kachestvennoy professional´noy podgotovki / Materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Educational environment as a factor of quality of professional training / Materials of scientifically-methodical conference], Novosibirsk, SGUPS Publ., 2011, pp. 357–360. (in Russian)
32. Yaroshevich O.V., Zelenovskaya N.V. Rezervy sovershenstvovaniya geometro-graficheskoy podgotovki sovremennogo inzhenera [Improvement Reserves of Modern Engeneer’s Geometrical and Graphics Training]. Geometriya i grafika [Geometry & Graphics]. 2014, v. 2, i. 2, pp. 37–42. DOI: 10.12737/5590.