В статье анализируются причины выбора студентами технического направления обучения и проблемы, возникающие у студентов при изучении начертательной геометрии. Обсуждаются вопросы по организации самостоятельной работы для эффективности изучения предмета. Рассматриваются педагогические условия, направленные на их разрешение.
графическое образование, начертательная геометрия, самостоятельная работа студента, графические программы, мультимедийные учебно-методические материалы.
Графическое образование – это процесс, в результате которого человек приобретает знания, умения и навыки работы с графической информацией. Развитие способности правильно воспринимать, создавать, сохранять и передавать различную техническую графическую информацию о предметах, процессах и явлениях является задачей графической подготовки профессионального образования.
Количество статей, посвященных графическому образованию, в последние годы исключительно велико, можно сказать, на страницах журнала «Геометрия и графика» началась дискуссия о методике проведения занятий по графическим дисциплинам. Вопросам графического образования посвящены статьи [1, 3, 4, 13, 15–20, 22–30, 32].
В высшем техническом учебном заведении за графическое образование, так же как и в школе, ответственны многие учебные дисциплины, но его основы формируются при изучении начертательной геометрии (НГ) и инженерной графики (ИГ). Традиционно изучение этих дисциплин направлено на формирование навыков восприятия и создания конструкторского документа – чертежа как одного из видов инженерно-графической информации [5].
Успешность учебной деятельности по изучению дисциплин графического цикла зависит от многих объективных и субъективных факторов. Формирование условий, максимально удовлетворяющих индивидуальные потребности каждого студента, несомненно, оказывает положительное влияние на качество образования. В рамках существующей групповой системы организации учебной деятельности в университете и смещении приоритетов от аудиторных занятий к самостоятельной работе студента реализация индивидуализированного о бучения становится возможной только при условии наличия у студента сформировавшейся положительной мотивации к изучению дисциплины [6].
«Мотивация к обучению представляет собой сложный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Основной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало получение не просто диплома, а диплома, который подкреплен прочными и стабильными знаниями и компетенциями. Мотивация студентов – это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и достичь запланированных результатов обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения» [2].
1. Альшакова Е.Л. Применение информационных технологий в учебном процессе на кафедре начертательной геометрии и инженерной графики // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 42–46. DOI: 10.12737/471.
2. Бибик В.Л., Петрова Е.И. Информационная образовательная среда при изучении студентами технических дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: www.science-education.ru/116-12674 (дата обращения: 01.05.2014).
3. Волкова М.Ю., Егорычева Е.В. Графическая грамотность как способ получения фундаметальных профессиональных знаний // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 53–57. DOI: 10.12737/3849.
4. Волошинов Д.В. О перспективах развития геометрии и ее инструментария // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 15–21. DOI: 10.12737/3844.
5. Вольхин К.А., Лейбов А.М. Проблемы формирования графической компетентности в системе высшего профессионального образования // Философия образования. 2012. № 4. С. 16–22.
6. Вольхин К.А. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению начертательной геометрии студентов строительного университета // Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции 21 марта 2014 г. Брест. Беларусь: Изд-во БрГТУ, 2014. С. 23–24.
7. Вольхин К.А., Пак Н.И. О состоянии графической подготовке учащихся в школе с позиции информационного подхода // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Т. 1. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2011. С. 74–78.
8. Вольхин К.А. Электронное учебное пособие «Начертательная геометрия» // Новые информационные технологии в университетском образовании: Тез. на-уч.-метод. конф., Новосибирск: ИЭПМСО РАО, 2007. С. 73–75.
9. Вольхин К.А. Изучение начертательной геометрии в свете информатизации инженерного графического образования // САПР и графика 2010. № 11. С. 70–72.
10. Вольхин К.А. Организация учебной деятельности студентов в процессе изучения начертательной геометрии // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 102–110.
11. Вольхин К.А., Астахова Т.А. Использование информационных технологий в курсе начертательной геометрии // Омский научный вестник. 2012. № 2. С. 282–286.
12. Вольхин К.А., Максимова С.В., Субботина И.В. Формирование активной творческой позиции студентов при изучении графических дисциплин в системе трехмерного моделирования КОМПАС-3D / Повышение качества образования через формирование образовательной среды, способствующей активизации творческого потенциала талантливой молодежи / Сборник тезисов докладов Международной межвузовской научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава 14–15 ноября 2013 г. Новосибирск: Изд-во НГАСУ, 2013. С. 59–61.
13. Вышнепольский В.И., Сальков Н.А. Цели и методы обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 2. С. 8–9. DOI: 10.12737/777.
14. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2882/файл/1406/12.11.22 (дата обращения: 10.03.2014).
15. Грошева Т.В., Кочурова Л.В., Турицына И.А. К вопросу об организации сомостоятельной работы студентов в процессо графической подготовки // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 43–48. DOI: 10.12737/5592.
16. Гузенков В.Н. Информационные технологии в графических дисциплинах технического университета // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3-4. С. 26–28. DOI: 10.12737/2128.
17. Иванов Г.С. Перспективы начертательной гометрии как учебной дисциплины // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 26–27. DOI: 10.12737/467.
18. Короткий В.А., Хмарова Л.И. Начертательная геометрия на экране компьютера // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 32–34. DOI: 10.12737/469.
19. Лепаров М.Н., Попов М.Х. Состояние и тенденции геометро-графической подготовки как компоненты инженерного образования в Болгарии // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 22–29. DOI: 10.12737/3845.
20. Новожилова С.А., Егорычева Е.В. Информационное обеспечение в современных технологиях обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3–4. С. 33–35. DOI: 10.12737/2130.
21. Нургатина О.Н., Соломахин О.Б., Султанова Н.Д. Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы выбора // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: www.scienceeducation.ru/116-12910 (дата обращения: 01.05.2014).
22. Парвулюсов Ю.Б. Применение компьютерной графики при курсовом проектировании оптических приборов // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 42–45. DOI: 10.12737/3847.
23. Свичкарева Г.Н., Андрюшина Т.В., Ковалев В.А. Оптимизация структуры и содержания графических дисциплин с позиции модульно-компетентностного подхода // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 77–79. DOI: 10.12737/484.
24. Серегин В.И., Иванов Г.С., Дмитриева И.М., Муравьев К.А. Междисциплинарные связи начертательной геометрии и смежных разделов высшей математики // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3–4. С. 8–12. DOI: 10.12737/2124.
25. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических ВУЗах // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 30–41. DOI: 10.12737/3846.
26. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Позиции интегративности при технологизации предметной подготовки // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 21–26. DOI: 10.12737/5586.
27. Столбова И.Д., Шахова А.Б. Качество графической подготовки студентов технических ВУЗов в соответствии с современным состоянием единой системы конструкторской документации // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 27–31. DOI: 10.12737/5587.
28. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических ВУЗах (взгляд из Петербурга) // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 46–52. DOI: 10.12737/3848.
29. Усанова Е.В. Комплексное применение медиа-технологий и CAD-систем в геометро-графической подготовке студентов // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 63–67. DOI: 10.12737/478.
30. Щеглова А.В. Применение компьютерных технологий в процессе изучения графических дисциплин // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 73–74. DOI: 10.12737/482.
31. Ярошевич О.В., Вольхин К.А. Мультимедийная составляющая информационно-образовательной среды графической подготовки / Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки / Материалы Всероссийской научно-методической конференции / СГУПС, НТИ МГУДТ. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2011. С. 357–360.
32. Ярошевич О.В., Зеленовская Н.В. Резервы совершенствования геометро-графической подготовки современного инженера // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 37–42. DOI: 10.12737/5590.