ПРОБЛЕМЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются причины выбора студентами технического направления обучения и проблемы, возникающие у студентов при изучении начертательной геометрии. Обсуждаются вопросы по организации самостоятельной работы для эффективности изучения предмета. Рассматриваются педагогические условия, направленные на их разрешение.

Ключевые слова:
графическое образование, начертательная геометрия, самостоятельная работа студента, графические программы, мультимедийные учебно-методические материалы.
Текст

Графическое образование – это процесс, в результате которого человек приобретает знания, умения и навыки работы с графической информацией. Развитие способности правильно воспринимать, создавать, сохранять и передавать различную техническую графическую информацию о предметах, процессах и явлениях является задачей графической подготовки профессионального образования.

Количество статей, посвященных графическому образованию, в последние годы исключительно велико, можно сказать, на страницах журнала «Геометрия и графика» началась дискуссия о методике проведения занятий по графическим дисциплинам. Вопросам графического образования посвящены статьи [1, 3, 4, 13, 15–20, 22–30, 32].

В высшем техническом учебном заведении за графическое образование, так же как и в школе, ответственны многие учебные дисциплины, но его основы формируются при изучении начертательной геометрии (НГ) и инженерной графики (ИГ). Традиционно изучение этих дисциплин направлено на формирование навыков восприятия и создания конструкторского документа – чертежа как одного из видов инженерно-графической информации [5].

Успешность учебной деятельности по изучению дисциплин графического цикла зависит от многих объективных и субъективных факторов. Формирование условий, максимально удовлетворяющих индивидуальные потребности каждого студента, несомненно, оказывает положительное влияние на качество образования. В рамках существующей групповой системы организации учебной деятельности в университете и смещении приоритетов от аудиторных занятий к самостоятельной работе студента реализация индивидуализированного о бучения становится возможной только при условии наличия у студента сформировавшейся положительной мотивации к изучению дисциплины [6].

«Мотивация к обучению представляет собой сложный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Основной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало получение не просто диплома, а диплома, который подкреплен прочными и стабильными знаниями и компетенциями. Мотивация студентов – это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и достичь запланированных результатов обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения» [2].

Список литературы

1. Альшакова Е.Л. Применение информационных технологий в учебном процессе на кафедре начертательной геометрии и инженерной графики // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 42–46. DOI: 10.12737/471.

2. Бибик В.Л., Петрова Е.И. Информационная образовательная среда при изучении студентами технических дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: www.science-education.ru/116-12674 (дата обращения: 01.05.2014).

3. Волкова М.Ю., Егорычева Е.В. Графическая грамотность как способ получения фундаметальных профессиональных знаний // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 53–57. DOI: 10.12737/3849.

4. Волошинов Д.В. О перспективах развития геометрии и ее инструментария // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 15–21. DOI: 10.12737/3844.

5. Вольхин К.А., Лейбов А.М. Проблемы формирования графической компетентности в системе высшего профессионального образования // Философия образования. 2012. № 4. С. 16–22.

6. Вольхин К.А. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению начертательной геометрии студентов строительного университета // Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции 21 марта 2014 г. Брест. Беларусь: Изд-во БрГТУ, 2014. С. 23–24.

7. Вольхин К.А., Пак Н.И. О состоянии графической подготовке учащихся в школе с позиции информационного подхода // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Т. 1. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2011. С. 74–78.

8. Вольхин К.А. Электронное учебное пособие «Начертательная геометрия» // Новые информационные технологии в университетском образовании: Тез. на-уч.-метод. конф., Новосибирск: ИЭПМСО РАО, 2007. С. 73–75.

9. Вольхин К.А. Изучение начертательной геометрии в свете информатизации инженерного графического образования // САПР и графика 2010. № 11. С. 70–72.

10. Вольхин К.А. Организация учебной деятельности студентов в процессе изучения начертательной геометрии // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 102–110.

11. Вольхин К.А., Астахова Т.А. Использование информационных технологий в курсе начертательной геометрии // Омский научный вестник. 2012. № 2. С. 282–286.

12. Вольхин К.А., Максимова С.В., Субботина И.В. Формирование активной творческой позиции студентов при изучении графических дисциплин в системе трехмерного моделирования КОМПАС-3D / Повышение качества образования через формирование образовательной среды, способствующей активизации творческого потенциала талантливой молодежи / Сборник тезисов докладов Международной межвузовской научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава 14–15 ноября 2013 г. Новосибирск: Изд-во НГАСУ, 2013. С. 59–61.

13. Вышнепольский В.И., Сальков Н.А. Цели и методы обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 2. С. 8–9. DOI: 10.12737/777.

14. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2882/файл/1406/12.11.22 (дата обращения: 10.03.2014).

15. Грошева Т.В., Кочурова Л.В., Турицына И.А. К вопросу об организации сомостоятельной работы студентов в процессо графической подготовки // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 43–48. DOI: 10.12737/5592.

16. Гузенков В.Н. Информационные технологии в графических дисциплинах технического университета // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3-4. С. 26–28. DOI: 10.12737/2128.

17. Иванов Г.С. Перспективы начертательной гометрии как учебной дисциплины // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 26–27. DOI: 10.12737/467.

18. Короткий В.А., Хмарова Л.И. Начертательная геометрия на экране компьютера // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 32–34. DOI: 10.12737/469.

19. Лепаров М.Н., Попов М.Х. Состояние и тенденции геометро-графической подготовки как компоненты инженерного образования в Болгарии // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 22–29. DOI: 10.12737/3845.

20. Новожилова С.А., Егорычева Е.В. Информационное обеспечение в современных технологиях обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3–4. С. 33–35. DOI: 10.12737/2130.

21. Нургатина О.Н., Соломахин О.Б., Султанова Н.Д. Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы выбора // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: www.scienceeducation.ru/116-12910 (дата обращения: 01.05.2014).

22. Парвулюсов Ю.Б. Применение компьютерной графики при курсовом проектировании оптических приборов // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 42–45. DOI: 10.12737/3847.

23. Свичкарева Г.Н., Андрюшина Т.В., Ковалев В.А. Оптимизация структуры и содержания графических дисциплин с позиции модульно-компетентностного подхода // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 77–79. DOI: 10.12737/484.

24. Серегин В.И., Иванов Г.С., Дмитриева И.М., Муравьев К.А. Междисциплинарные связи начертательной геометрии и смежных разделов высшей математики // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3–4. С. 8–12. DOI: 10.12737/2124.

25. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических ВУЗах // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 30–41. DOI: 10.12737/3846.

26. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Позиции интегративности при технологизации предметной подготовки // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 21–26. DOI: 10.12737/5586.

27. Столбова И.Д., Шахова А.Б. Качество графической подготовки студентов технических ВУЗов в соответствии с современным состоянием единой системы конструкторской документации // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 27–31. DOI: 10.12737/5587.

28. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических ВУЗах (взгляд из Петербурга) // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 46–52. DOI: 10.12737/3848.

29. Усанова Е.В. Комплексное применение медиа-технологий и CAD-систем в геометро-графической подготовке студентов // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 63–67. DOI: 10.12737/478.

30. Щеглова А.В. Применение компьютерных технологий в процессе изучения графических дисциплин // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 73–74. DOI: 10.12737/482.

31. Ярошевич О.В., Вольхин К.А. Мультимедийная составляющая информационно-образовательной среды графической подготовки / Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки / Материалы Всероссийской научно-методической конференции / СГУПС, НТИ МГУДТ. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2011. С. 357–360.

32. Ярошевич О.В., Зеленовская Н.В. Резервы совершенствования геометро-графической подготовки современного инженера // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 2. С. 37–42. DOI: 10.12737/5590.

Войти или Создать
* Забыли пароль?