Ryazan', Orel, Russian Federation
The article shows the importance of study of text categories. In this respect cognitive science plays a great role as it investigates the processes of acquisition, conceptualization and the use of information. The category of dialogism can be viewed as a fundamental feature of emotive prose. Indeed, the author of a story tries to speak his / her idea to the readers, who in their turn are supposed to decode it. As a result we deal with the process of communication between the reader and the writer which brings out new meanings to the discourse.
text category, dialogism, communication, text feature, addressee.
Исследование категорий текста представляется актуальным, так как нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, не назвав и не объяснив его категорий [1; 12]. Необходимо пояснить, что текстовая категория — это признак, который свойствен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, т.е. типологический признак текста. Немаловажно, что учет разных параметров такого сложного и многомерного феномена, как текст (особенно художественный), может дать совершенно разный набор текстовых категорий [13]. При изучении категорий текста внимание исследователей довольно часто привлекает функционально-коммуникативный аспект языка-речи, в котором учитывается взаимодействие партнеров по речевому акту, активная роль адресата и его воздействие на отправителя речи [14, с. 87].
Примечательно, что рассмотрение роли и функции категоризации приобретает особое значение с развитием когнитивной науки, поскольку категоризация лежит в основе познавательной деятельности человека и связана с приобретением, осмыслением и использованием информации [10, с. 11]. Действительно, И.Ю. Кремер небезосновательно полагает, что ментальность, языковая личность и коммуникация являются определяющими понятиями в современной филологической науке. Очевидно, что ментальность является главным фактором при создании текста в процессе коммуникации. Под коммуникацией исследователь понимает такой вид человеческой интеракции, в ходе которого «происходит обоюдный обмен информацией с помощью средств языка или знаковой системы вообще с целью решения определенных релевантных когнитивнопрактических задач» [5, с. 116]. Кроме того, в процессе чтения адресат определяет цели и задачи сообщения, соотносит новую информацию с ранее усвоенной, дает свою интерпретацию излагаемым в тексте фактам, спорит или соглашается с мнением автора, ищет связи между различными фактами, событиями и предметами, воссоздавая таким образом описываемую действительность [6].
1. Arutyunova A.Yu. Dialogichnost' teksta i kategoriya svyaznosti: Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. Stavropol', 2007.
2. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1979.
3. Bolotnova N.S. Filologicheskiy analiz teksta: Ucheb. posobie. 4-e izd. M.: Flinta: Nauka, 2009.
4. Kolshanskiy G.V. Kommunikativnaya funktsiya i struktura yazyka. M.: Nauka, 1984.
5. Kremer I.Yu. Lingvisticheskaya reprezentatsiya mental'nosti avtora kriticheskogo teksta // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. № 560. M.: Rema, 2009. S. 116–124.
6. Lenkova T.A. Yazykovye vozmozhnosti proyavleniya avtorskogo «Ya» v pis'mennom diskurse reportazha (na materiale sovremennoy pressy Germanii) // Vestnik SPbGU. 2011. Vyp. 1. S. 134–135.
7. Papusha I.S. Slozhnoe sintaksicheskoe tseloe kak sredstvo kommunikativnogo vzaimodeystviya s adresatom // NIR. Sovremennaya kommunikativistika. M.: INFRA-M, 2013. S. 17–21.
8. Plekhanova T.F. Diskurs-analiz teksta: Posobie dlya studentov vuzov. Minsk: TetraSistems, 2011.
9. Prikhoda I.V. Istoki «dialogichnosti» M.M. Bakhtina: polifonicheskiy roman F.M. Dostoevskogo // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota, 2011. № 3. S. 235–238.
10. Troitskaya T.B. Polemicheskaya strategiya v nemetskoyazychnom publitsisticheskom diskurse: Monografiya. Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina, 2010.
11. Fedotova O.S. Introspektsiya personazha angloyazychnoy khudozhestvennoy prozy — novaya kategoriya teksta. Monografiya. Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina, 2009.
12. Fedotova O.S. K probleme ierarkhii kategoriy teksta // Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. 2011. № 3. S. 263–268.
13. Fedotova O.S. Problema kategorizatsii v sovremennoy lingvistike // European Social Science Journal. Riga — Moskva, 2011. № 6. S. 78–86.
14. Chubay S.A. Dialogichnost' sovremennoy politicheskoy reklamy: Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. Volgograd, 2007.
15. Bushnell C. Sex and the City. London: Abacus, 2009. 16. Wilde O. Picture of Dorian Gray. Novosibirsk: Sib. univ. izd-vo, 2010.
16. Wilde O. Picture of Dorian Gray. Novosibirsk: Sib. univ. izd-vo, 2010.