DIALOGISM AS A CATEGORY WHICH REFLECTS COMMUNICATIVE INTERACTION BETWEEN THE AUTHOR OF EMOTIVE PROSE AND THE READER
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article shows the importance of study of text categories. In this respect cognitive science plays a great role as it investigates the processes of acquisition, conceptualization and the use of information. The category of dialogism can be viewed as a fundamental feature of emotive prose. Indeed, the author of a story tries to speak his / her idea to the readers, who in their turn are supposed to decode it. As a result we deal with the process of communication between the reader and the writer which brings out new meanings to the discourse.

Keywords:
text category, dialogism, communication, text feature, addressee.
Text

Исследование категорий текста представляется актуальным, так как нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, не назвав и не объяснив его категорий [1; 12]. Необходимо пояснить, что текстовая категория — это признак, который свойствен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, т.е. типологический признак текста. Немаловажно, что учет разных параметров такого сложного и многомерного феномена, как текст (особенно художественный), может дать совершенно разный набор текстовых категорий [13]. При изучении категорий текста внимание исследователей довольно часто привлекает функционально-коммуникативный аспект языка-речи, в котором учитывается взаимодействие партнеров по речевому акту, активная роль адресата и его воздействие на отправителя речи [14, с. 87].

Примечательно, что рассмотрение роли и функции категоризации приобретает особое значение с развитием когнитивной науки, поскольку категоризация лежит в основе познавательной деятельности человека и связана с приобретением, осмыслением и использованием информации [10, с. 11]. Действительно, И.Ю. Кремер небезосновательно полагает, что ментальность, языковая личность и коммуникация являются определяющими понятиями в современной филологической науке. Очевидно, что ментальность является главным фактором при создании текста в процессе коммуникации. Под коммуникацией исследователь понимает такой вид человеческой интеракции, в ходе которого «происходит обоюдный обмен информацией с помощью средств языка или знаковой системы вообще с целью решения определенных релевантных когнитивнопрактических задач» [5, с. 116]. Кроме того, в процессе чтения адресат определяет цели и задачи сообщения, соотносит новую информацию с ранее усвоенной, дает свою интерпретацию излагаемым в тексте фактам, спорит или соглашается с мнением автора, ищет связи между различными фактами, событиями и предметами, воссоздавая таким образом описываемую действительность [6].

References

1. Arutyunova A.Yu. Dialogichnost' teksta i kategoriya svyaznosti: Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. Stavropol', 2007.

2. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1979.

3. Bolotnova N.S. Filologicheskiy analiz teksta: Ucheb. posobie. 4-e izd. M.: Flinta: Nauka, 2009.

4. Kolshanskiy G.V. Kommunikativnaya funktsiya i struktura yazyka. M.: Nauka, 1984.

5. Kremer I.Yu. Lingvisticheskaya reprezentatsiya mental'nosti avtora kriticheskogo teksta // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. № 560. M.: Rema, 2009. S. 116–124.

6. Lenkova T.A. Yazykovye vozmozhnosti proyavleniya avtorskogo «Ya» v pis'mennom diskurse reportazha (na materiale sovremennoy pressy Germanii) // Vestnik SPbGU. 2011. Vyp. 1. S. 134–135.

7. Papusha I.S. Slozhnoe sintaksicheskoe tseloe kak sredstvo kommunikativnogo vzaimodeystviya s adresatom // NIR. Sovremennaya kommunikativistika. M.: INFRA-M, 2013. S. 17–21.

8. Plekhanova T.F. Diskurs-analiz teksta: Posobie dlya studentov vuzov. Minsk: TetraSistems, 2011.

9. Prikhoda I.V. Istoki «dialogichnosti» M.M. Bakhtina: polifonicheskiy roman F.M. Dostoevskogo // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota, 2011. № 3. S. 235–238.

10. Troitskaya T.B. Polemicheskaya strategiya v nemetskoyazychnom publitsisticheskom diskurse: Monografiya. Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina, 2010.

11. Fedotova O.S. Introspektsiya personazha angloyazychnoy khudozhestvennoy prozy — novaya kategoriya teksta. Monografiya. Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina, 2009.

12. Fedotova O.S. K probleme ierarkhii kategoriy teksta // Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. 2011. № 3. S. 263–268.

13. Fedotova O.S. Problema kategorizatsii v sovremennoy lingvistike // European Social Science Journal. Riga — Moskva, 2011. № 6. S. 78–86.

14. Chubay S.A. Dialogichnost' sovremennoy politicheskoy reklamy: Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. Volgograd, 2007.

15. Bushnell C. Sex and the City. London: Abacus, 2009. 16. Wilde O. Picture of Dorian Gray. Novosibirsk: Sib. univ. izd-vo, 2010.

16. Wilde O. Picture of Dorian Gray. Novosibirsk: Sib. univ. izd-vo, 2010.

Login or Create
* Forgot password?