Рязань, Рязанская область, Россия
В статье обосновывается необходимость исследования категорий художественного текста, который представляет собой сложное и многомерное явление. При изучении категоризации важная роль отводится когнитивной науке, которая фиксирует приобретение, осмысление и использование информации. Категория диалогичности может быть представлена как основополагающий признак художественного текста. Действительно, автор произведения стремится донести определенную информацию до читателя, который в свою очередь должен ее декодировать в соответствии с авторским замыслом. Как следствие, завязываются коммуникативные отношения, в результате которых произведение обретает новый смысл, который выходит на уровень взаимодействия с внетекстовой реальностью.
категория текста, диалогичность, коммуникативное взаимодействие, признак текста, адресат.
Исследование категорий текста представляется актуальным, так как нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, не назвав и не объяснив его категорий [1; 12]. Необходимо пояснить, что текстовая категория — это признак, который свойствен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, т.е. типологический признак текста. Немаловажно, что учет разных параметров такого сложного и многомерного феномена, как текст (особенно художественный), может дать совершенно разный набор текстовых категорий [13]. При изучении категорий текста внимание исследователей довольно часто привлекает функционально-коммуникативный аспект языка-речи, в котором учитывается взаимодействие партнеров по речевому акту, активная роль адресата и его воздействие на отправителя речи [14, с. 87].
Примечательно, что рассмотрение роли и функции категоризации приобретает особое значение с развитием когнитивной науки, поскольку категоризация лежит в основе познавательной деятельности человека и связана с приобретением, осмыслением и использованием информации [10, с. 11]. Действительно, И.Ю. Кремер небезосновательно полагает, что ментальность, языковая личность и коммуникация являются определяющими понятиями в современной филологической науке. Очевидно, что ментальность является главным фактором при создании текста в процессе коммуникации. Под коммуникацией исследователь понимает такой вид человеческой интеракции, в ходе которого «происходит обоюдный обмен информацией с помощью средств языка или знаковой системы вообще с целью решения определенных релевантных когнитивнопрактических задач» [5, с. 116]. Кроме того, в процессе чтения адресат определяет цели и задачи сообщения, соотносит новую информацию с ранее усвоенной, дает свою интерпретацию излагаемым в тексте фактам, спорит или соглашается с мнением автора, ищет связи между различными фактами, событиями и предметами, воссоздавая таким образом описываемую действительность [6].
1. Арутюнова А.Ю. Диалогичность текста и категория связности: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Ставрополь, 2007.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009.
4. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984.
5. Кремер И.Ю. Лингвистическая репрезентация ментальности автора критического текста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. № 560. М.: Рема, 2009. С. 116–124.
6. Ленкова Т.А. Языковые возможности проявления авторского «Я» в письменном дискурсе репортажа (на материале современной прессы Германии) // Вестник СПбГУ. 2011. Вып. 1. С. 134–135.
7. Папуша И.С. Сложное синтаксическое целое как средство коммуникативного взаимодействия с адресатом // НИР. Современная коммуникативистика. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 17–21.
8. Плеханова Т.Ф. Дискурс-анализ текста: Пособие для студентов вузов. Минск: ТетраСистемс, 2011.
9. Прихода И.В. Истоки «диалогичности» М.М. Бахтина: полифонический роман Ф.М. Достоевского // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 3. С. 235–238.
10. Троицкая Т.Б. Полемическая стратегия в немецкоязычном публицистическом дискурсе: Монография. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2010.
11. Федотова О.С. Интроспекция персонажа англоязычной художественной прозы — новая категория текста. Монография. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2009.
12. Федотова О.С. К проблеме иерархии категорий текста // Российский научный журнал. 2011. № 3. С. 263–268.
13. Федотова О.С. Проблема категоризации в современной лингвистике // European Social Science Journal. Рига — Москва, 2011. № 6. С. 78–86.
14. Чубай С.А. Диалогичность современной политической рекламы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2007.
15. Bushnell C. Sex and the City. London: Abacus, 2009. 16. Wilde O. Picture of Dorian Gray. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010.
16. Wilde O. Picture of Dorian Gray. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010.