RHETORIZED TECHNOLOGIES — MODULE-LOCAL TECHNOLOGIES OF SCHOOL LANGUAGE EDUCATION’S RHETORIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the content and concept fields of rhetoric-based technologies in scientific, formal-descriptive and process-activity aspects, as well as the process of rhetorization in the context of building rhetorical skills and rhetorical competence of comprehensive school students. Rhetoricbased technologies are presented as technologies of rhethorization.

Keywords:
technological approach, pedagogical technology, rhetorization, rhetoric-based technologies, rhetorized skills, rhetorized competence.
Text

Состояние коммуникативной культуры общества, уровень языковой, коммуникативной и риторической компетентностей личности являются отображением уровня духовной морали общества в целом. Именно поэтому начало XXI в. ознаменовано повышенным интересом ученых и педагоговпрактиков к вопросам, касающимся культуры общения, коммуникативной и риторической культуры. Эти вопросы находятся в центре множества научных исследований.

Реформирование школьного образования непосредственно связывают с внедрением новых образовательных подходов, одним из которых является технологический подход. Педагогические технологии широко используются на разных уровнях обучения и воспитания. Безусловно, технологический подход является эффективным средством модернизации и трансформации общего среднего образования.

Заявленную тему считаем актуальной, поскольку в педагогической среде в последнее время распространена мысль о том, что выпускники общеобразовательных школ недостаточно владеют языковой и риторической культурой. Цель статьи — исследовать содержательное и смысловое поля риторизированных технологий в контексте внедрения в школьное языковое образование технологического подхода, а также результативную базу внедрения риторизированных технологий.

Технологический подход связывают с применением понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам. Термин «подход» относительно образования означает систему, совокупность концептуальных принципов, способов, приемов рассмотрения процессов в системе образования, комплекс средств влияния на них. Технологический подход, по словам Г. Селевко, открывает новые возможности для концептуального и проектного освоения разных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности, а также предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей [10, с. 47].

В психолого-педагогической литературе понятие «педагогическая технология» имеет свыше трехсот формулировок (Л. Андерсон, В. Беспалько, Б. Блум, В. Гузеев, Л. Даниленко, И. Ермаков, М. Кларин, А. Колеченко, О. Кучерук, О. Любарская, О. Пехота, Л. Пироженко, Е. Полат, А. Пиктенко, О. Пометун, Т. Сакамото, Г. Селевко, С. Сисоева, И. Смолюк, В. Юдин). В контексте нашего исследования считаем наиболее емкой дефиницию Г. Селевко: педагогическая (образовательная) технология — это «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам» [10, с. 50].

References

1. Arkharova D.I., Kotlova L.E. Obuchenie reprodutsirovaniyu teksta s ispol'zovaniem ritorizirovannykh tekhnologiy v shkol'nom kurse «Rech' i kul'tura obshcheniya» v 5–9 klassakh. Ritorika v sisteme gumanitarnogo znaniya: Sb. materialov VII Mezhdunarodnoy konferentsii po ritorike (29–31 yanvarya 2003 goda). M.: Gosudarstvennyy institut russkogo yazyka im. A.S. Pushkina, 2003. S. 15–16.

2. Golub N.B. Sistema vprav z ritoriki. Ukraїns'ka mova і lіteratura v shkolі. 2011. № 6. S. 2–8.

3. Kolechenko A.K. Entsiklopediya pedagogicheskikh tekhnologiy: Posobie dlya prepodavateley. SPb.: KARO, 2002.

4. Nishcheta V.A. Ritorichna kompetentnіst' uchnіv zagal'noosvіtnіkh shkіl yak pedagogіchna problema. Vіsnik Lugans'kogo natsіonal'nogo unіversitetu іm. Tarasa Shevchenka (pedagogіchnі nauki): [chastina ІІ]. Listopad, 2010. № 22. S. 93–98.

5. Nishcheta V.A. Ritorichnі umіnnya yak skladova rezul'tativnoї bazi shkіl'noї movnoї osvіti. Zbіrnik naukovikh prats' Berdyans'kogo derzhavnogo pedagogіchnogo unіversitetu (Pedagogіchnі nauki). № 4. Berdyans'k: BDPU, 2012. S. 218–226.

6. Nishcheta V.A. Kontseptual'nye osobennosti issledovaniya formirovaniya ritoricheskoy kompetentnosti uchashchikhsya osnovnoy shkoly v protsesse izucheniya ukrainskogo yazyka. Lingvoritoricheskaya paradigma: teoreticheskie i prikladnye aspekty: mezhvuz. sb. nauch. tr. / Pod red. A.A. Vorozhbitovoy. Sochi: SGU, 2012. S. 227–234.

7. Novosel'tseva G.A. Problemy vnedreniya ritorizirovannykh tekhnologiy v sferu professional'nogo obrazovaniya. URL: urorao.rsvpu.ru/site.php?o=shp&p=143. Zagolovok s ekrana.

8. Obuchenie obshcheniyu: metodika shkol'noy ritoriki: Ucheb. posobie dlya pedagogov, studentov pedvuzov, prepodavateley i slushateley sistemy povysheniya kvalifikatsii / T.A. Ladyzhenskaya, N.V. Ladyzhenskaya, Z.I. Kurtseva, N.I. Makhnovskaya, E.V. Buneeva, F.A. Novozhilova, T.M. Ladyzhenskaya; Pod red. T.A. Ladyzhenskoy. M.: Balass, 2013.

9. Pentilyuk M.І., Okunevich T.G. Metodika navchannya ukraїns'koї movi u skhemakh і tablitsyakh: [navch. posіb.]. K.: Lenvіt, 2006.

10. Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy: V 2 t. T. 1. M.: NII shkol'nykh tekhnologiy, 2006.

11. Teoreticheskie osnovy soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya / Pod red. V.V. Kraevskogo, I.Ya. Lernera. M.: Pedagogika, 1983.

Login or Create
* Forgot password?