РИТОРИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — МОДУЛЬНО-ЛОКАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РИТОРИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуется содержательное и смысловое поля риторизированных технологий в научном, формально-описательном и процессуально-деятельностном аспектах, а также процессы риторизации в контексте формирования риторических умений и риторической компетентности учащихся общеобразовательных школ. Риторизированные технологии позиционируются как технологии риторизации.

Ключевые слова:
технологический подход, педагогическая технология, риторизация, риторизированные технологии, риторические умения, риторическая компетентность.
Текст

Состояние коммуникативной культуры общества, уровень языковой, коммуникативной и риторической компетентностей личности являются отображением уровня духовной морали общества в целом. Именно поэтому начало XXI в. ознаменовано повышенным интересом ученых и педагоговпрактиков к вопросам, касающимся культуры общения, коммуникативной и риторической культуры. Эти вопросы находятся в центре множества научных исследований.

Реформирование школьного образования непосредственно связывают с внедрением новых образовательных подходов, одним из которых является технологический подход. Педагогические технологии широко используются на разных уровнях обучения и воспитания. Безусловно, технологический подход является эффективным средством модернизации и трансформации общего среднего образования.

Заявленную тему считаем актуальной, поскольку в педагогической среде в последнее время распространена мысль о том, что выпускники общеобразовательных школ недостаточно владеют языковой и риторической культурой. Цель статьи — исследовать содержательное и смысловое поля риторизированных технологий в контексте внедрения в школьное языковое образование технологического подхода, а также результативную базу внедрения риторизированных технологий.

Технологический подход связывают с применением понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам. Термин «подход» относительно образования означает систему, совокупность концептуальных принципов, способов, приемов рассмотрения процессов в системе образования, комплекс средств влияния на них. Технологический подход, по словам Г. Селевко, открывает новые возможности для концептуального и проектного освоения разных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности, а также предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей [10, с. 47].

В психолого-педагогической литературе понятие «педагогическая технология» имеет свыше трехсот формулировок (Л. Андерсон, В. Беспалько, Б. Блум, В. Гузеев, Л. Даниленко, И. Ермаков, М. Кларин, А. Колеченко, О. Кучерук, О. Любарская, О. Пехота, Л. Пироженко, Е. Полат, А. Пиктенко, О. Пометун, Т. Сакамото, Г. Селевко, С. Сисоева, И. Смолюк, В. Юдин). В контексте нашего исследования считаем наиболее емкой дефиницию Г. Селевко: педагогическая (образовательная) технология — это «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам» [10, с. 50].

Список литературы

1. Архарова Д.И., Котлова Л.Е. Обучение репродуцированию текста с использованием риторизированных технологий в школьном курсе «Речь и культура общения» в 5–9 классах // Риторика в системе гуманитарного знания: Сб. материалов VII Международной конференции по риторике (29–31 января 2003 года). М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2003. С. 15–16.

2. Голуб Н.Б. Система вправ з риторики // Українська мова і література в школі. 2011. № 6. С. 2–8.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.

4. Нищета В.А. Риторична компетентність учнів загальноосвітніх шкіл як педагогічна проблема // Вісник Луганського національного університету ім. Тараса Шевченка (педагогічні науки): [частина ІІ]. Листопад, 2010. № 22. С. 93–98.

5. Нищета В.А. Риторичні уміння як складова результативної бази шкільної мовної освіти // Збірник наукових праць Бердянського державного педагогічного університету (Педагогічні науки). № 4. Бердянськ: БДПУ, 2012. С. 218–226.

6. Нищета В.А. Концептуальные особенности исследования формирования риторической компетентности учащихся основной школы в процессе изучения украинского языка // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Ворожбитовой. Сочи: СГУ, 2012. С. 227–234.

7. Новосельцева Г.А. Проблемы внедрения риторизированных технологий в сферу профессионального образования. URL: urorao.rsvpu.ru/site.php?o=shp&p=143. Заголовок с экрана.

8. Обучение общению: методика школьной риторики: Учеб. пособие для педагогов, студентов педвузов, преподавателей и слушателей системы повышения квалификации / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, З.И. Курцева, Н.И. Махновская, Е.В. Бунеева, Ф.А. Новожилова, Т.М. Ладыженская; Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Баласс, 2013.

9. Пентилюк М.І., Окуневич Т.Г. Методика навчання української мови у схемах і таблицях: [навч. посіб.]. К.: Ленвіт, 2006.

10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

11. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.

Войти или Создать
* Забыли пароль?