Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
The article analyzes the possibilities of using Stephen Covey's time management technology, aimed at determining the ratio of the circle of influence and the circle of concerns, in relation to the management of the activities of not an individual person, but an enterprise during the period of overcoming the global economic crisis of the 2020s. The stages of a probable change in approaches to the activities of companies in the "reactive approach - proactive approach" coordinate system of S. Covey's time management technology are demonstrated as the current economic crisis is overcome. An assessment is given of the expected results of companies' activities when using S. Covey's time management technology, associated with determining the circle of influence and the circle of concerns.
analysis of opportunities, use of technology, determination of the circle of influence and circle of concerns, S. Covey, time management, enterprise management, the period of overcoming the economic crisis
Введение
Глобальный мировой экономический кризис, начавшийся в 2020-м году, который по авторским оценкам будет затяжным и продлится несколько лет [20], существенно изменил подходы к управлению предприятиями и организациями как социально-экономическими системами [14]. В частности, в условиях пандемии COVID-19 многие руководители предприятий и организаций в интересах обеспечения безопасности были вынуждены перевести большинство своих сотрудников на удаленный режим работы [25].
Наложив множество ограничений на трудовую деятельность человека в различных сферах деятельности, пандемия коронавируса вынудила предприятия и организации идти по пути поиска резервов в обеспечении эффективности своей деятельности (или как минимум выживания), сформулированного еще в рамках концепции административного управления А. Файолем [21]. Одним из таких универсальных резервов явилось перераспределение ресурса времени и изменение подходов к его использованию как отдельными сотрудниками, так и трудовыми коллективами предприятий и организаций.
В этой связи представляет интерес рассмотрение новых возможностей использования технологий тайм-менеджмента, раскрывшихся в коронавирусный период.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является анализ возможностей использования технологии тайм-менеджмента Стивена Кови, направленной на определение соотношения круга влияния и круга забот, применительно к управлению деятельностью не отдельного человека, применительно к управлению предприятием в период преодоления глобального экономического кризиса 2020-х годов.
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили известные научные работы по использованию технологий тайм-менеджмента в управлении предприятием в современных условиях таких авторов, как Адамс Б. [2], Анисинкова Е.Б., Сидорова Н.А. [3], Архангельский Г.А., Бехтерев С.В., Лукашенко М.А., Телегина Т.В. [18], Горлов Д.М., Коваленко Л.В. [4], Долгов М., Пустырникова Ю. [5], Зайверт Л. [7], Захаренко Г.В. [8], Калинин С.И. [9], Керженцев П.М. [10], Кинан К. [11], Кови С. [12], Литвак Д. [13], Потапов С.В. [17], Титова Д.В. [24], Ягер Д. [26] и др.
Методическую базу исследований составили также авторские наработки по теме, получившие отражение в трудах [6, 14, 15, 22, 23].
Основное содержание исследований
Ранее проведенные исследования [14] показали, что пандемия коронавируса, распространившаяся во всем мире, существенно изменила систему ценностей как для отдельно взятого человека, так и для организаций людей (предприятий, компаний, холдингов и т.д.).
Так, в системе ценностей индивида в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу [1] (рис. 1), большую значимость приобрела потребность в безопасности физической (потребность в сохранении здоровья), которую в период пандемии стало трудно сочетать с потребностью в экономической стабильности [16].
В системе ценностей организации в соответствии с моделью McKinsey 7S (рис. 2) также произошли изменения, обусловленные изменениями в условиях пандемии стратегии развития, системы управления, нередко структуры организации и т.д.
Если исходить из мягких изменений, произошедших в большинстве организаций в период пандемии COVD-19, то следует обратить внимание, в первую очередь, на изменение системы ценностей организации [14], повлекшей за собой изменения стиля взаимоотношений, состава персонала (отчасти) и, безусловно, суммы навыков, которыми должны обладать сотрудники.
Требуемые изменения этих навыков вынужденно были связаны с необходимостью перераспределения ресурсов времени, выделяемых на выполнение производственных функций, задач, операций и т.д. В связи с чем целесообразно проанализировать новые возможности использования технологий тайм-менеджмента [23], представленных на рис. 3, в управлении предприятием в посткоронавирусный период развития экономики в интересах повышения эффективности их функционирования.
Рассматривая технологию определения круга влияния и круга забот С. Кови [12] (рис. 3), необходимо отметить, что как на отдельного человека, так и на организацию людей непрерывно влияет множество изменяющихся внешних факторов, реакция на которые изменяет в той или иной мере характер жизнедеятельности человека (организации людей).
Степень активности подобной реакции человека (организации людей) на множество изменяющихся внешних факторов может очень сильно варьировать – от абсолютной пассивности («плыть по течению») до выработки активной позиции, направленной на изменение (в том числе радикальное) характера жизнедеятельности.
Стивен Кови в своих исследованиях дает бинарное деление реакции индивида на множество изменяющихся факторов (подхода к своей жизни) через соотношение круга влияния и круга забот (рис. 4).
Если говорить о реакции на множество изменяющихся факторов через соотношение круга влияния и круга забот не индивида (рис. 4), а организации людей (компании, предприятия, фирмы), то следует признать, что в период начала текущего экономического кризиса большинство компаний приняли реактивный подход, понимая всю сложность экономической ситуации, исходя не только из недостаточного количества ресурсов для развития, но и исходя из отсутствия четкого понимания прогнозных перспектив своего развития.
Поэтому следует ожидать, что по мере преодоления текущего мирового экономического кризиса организации людей (компаний) в соответствии с технологией тайм-менеджмента С. Кови в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» распределятся в последовательности, представленной в табл. 1.
Таблица 1
Динамика переходов компаний в соответствии с технологией тайм-менеджмента С. Кови в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» по мере преодоления текущего мирового экономического кризиса
№ |
Этап преодоления кризиса |
Выделяемый тип компаний |
Характеристика поведения компании |
1 |
Начало глобального кризиса |
Компании − приверженцы стабильного подхода |
Компании, сделавшие ставку на поддержание стабильности (не изменяющие свое поведение) в условиях кризиса в надежде успешного его преодоления |
2 |
Достижение глобальным кризисом максимальных масштабов |
Компании, избравшие реактивный подход к деятельности |
Компании, принявшие обоснованное решение о временном сокращении масштабов деятельности до момента преодоления глубокого кризиса |
3 |
Появление первых кажущихся (неочевидных) признаков начала преодоления глобального кризиса |
Компании – лидеры, потерпевшие неудачу
|
Компании, первыми рискнувшие осуществить переход от реактивного подхода к деятельности к проактивному подходу, но потерпевшие при этом фиаско (вплоть до исчезновения через банкротство) |
4 |
Появление первых явных (объективных) признаков начала преодоления глобального кризиса |
Компании – успешные лидеры
|
Компании-пионеры, первыми успешно осуществляющие переход от реактивного подхода к деятельности к проактивному, и получившие в результате максимальные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка |
5 |
Интенсификация процессов преодоления глобального кризиса |
Компании − ранние последователи |
Компании, первыми перенявшие успешный опыт перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному у компаний-пионеров (реципиенты), и получившие в результате значительные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка |
6 |
Объективный рост экономики после преодоления кризиса |
Компании, составляющие большинство |
Компании, перенявшие успешный опыт перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному у компаний-реципиентов и, по сути, успевшие получить определенные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка |
7 |
Замедление темпов роста экономики |
Отстающие компании |
Компании, поздно осознавшие необходимость перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному, попытавшиеся перенять такой успешный опыт у компаний, составляющих большинство, но не получившие (в силу своей инерционности) конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка |
Как свидетельствуют результаты исследования динамики переходов компаний в соответствии с технологией тайм-менеджмента С. Кови, в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» по мере преодоления текущего мирового экономического кризиса, представленные в табл. 1, указанные переходы имеют высокую степень подобия с динамическим распределением реакции на рыночные изменения участников инновационного процесса: «пионеры-ранние реципиенты-большинство-отстающие» [14].
Обсуждение результатов исследования
Таким образом, рассмотрение технологии определения круга влияния и круга забот С. Кови показало, как на отдельного человека, так и на организацию людей непрерывно влияет множество изменяющихся внешних факторов, реакция на которые изменяет в той или иной мере характер жизнедеятельности человека (организации людей). При этом степень активности подобной реакции человека (организации людей) на множество изменяющихся внешних факторов может очень сильно варьировать – от абсолютной пассивности («плыть по течению») до выработки активной позиции, направленной на изменение (в том числе радикальное) характера жизнедеятельности.
Рассматривая реакцию компаний на множество изменяющихся факторов через соотношение круга влияния и круга забот, необходимо отметить, что в период начала текущего экономического кризиса большинство компаний приняли реактивный подход, понимая всю сложность экономической ситуации, исходя не только из недостаточного количества ресурсов для развития, но и исходя из отсутствия четкого понимания прогнозных перспектив своего развития.
В целом, проведенные исследования показывают, что в динамике − по мере преодоления текущего мирового экономического кризиса организации людей (компаний) в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» распределятся следующим образом:
- на этапе начала глобального кризиса доминируют компании − приверженцы стабильного подхода. Фактически это компании, сделавшие ставку на поддержание стабильности (не изменяющие свое поведение) в условиях кризиса в надежде успешного его преодоления;
- на этапе достижения глобальным кризисом максимальных масштабов начинают доминировать компании, избравшие реактивный подход к деятельности. Фактически это компании, принявшие обоснованное решение о временном сокращении масштабов деятельности до момента преодоления глубокого кризиса;
- на этапе появления первых кажущихся (неочевидных) признаков начала преодоления глобального кризиса появляются компании – лидеры, первыми рискнувшие осуществить переход от реактивного подхода к деятельности к проактивному подходу, но потерпевшие при этом неудачу-фиаско (вплоть до исчезновения через банкротство);
- на этапе проявления первых явных (объективных) признаков начала преодоления глобального кризиса появляются компании – успешные лидеры. Это компании-пионеры, первыми успешно осуществляющие переход от реактивного подхода к деятельности к проактивному, и получившие в результате максимальные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка;
- на этапе интенсификации процессов преодоления глобального кризиса появляются компании − ранние последователи. Это компании, первыми перенявшие успешный опыт перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному у компаний-пионеров (реципиенты), и получившие в результате значительные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка;
- на этапе возникновения объективного роста экономики после преодоления кризиса проявляются компании, составляющие большинство. Это компании, перенявшие успешный опыт перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному у компаний-реципиентов и, по сути, успевшие получить определенные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка;
- на этапе замедления темпов роста экономики существенно выделяются отстающие компании. Фактически это компании, поздно осознавшие необходимость перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному. Они пытаются перенять успешный опыт перехода у компаний, составляющих большинство, но не получают (в силу своей инерционности) конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка.
В целом, результаты исследования динамики переходов компаний в соответствии с технологией тайм-менеджмента С. Кови в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» продемонстрировали, что в рамках преодоления мирового экономического кризиса 2020-х годов указанные переходы имеют высокую степень подобия с динамическим распределением реакции на рыночные изменения участников инновационного процесса: «пионеры-ранние реципиенты-большинство-отстающие».
1. Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
2. Adams B. Vremya: sekrety upravleniya. – Moskva: AST Astrel', 2004. – 304 s.
3. Anisinkova E.B. Taym-menedzhment / E. B. Anisinkova, N. A. Sidorova. – Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2008. – 112 s.
4. Gorlov D.M., Kovalenko L.V. Ispol'zovanie tehnologiy taym-menedzhmenta v deyatel'nosti sovremennogo rukovoditelya. // Vestnik akademii znaniy. − №36(1). − 2020. − S. 68−71.
5. Dolgov M. Taym-menedzhment / M. Dolgov, Yu. Pustynnikova. // Zhurnal industrii ofisnyh tovarov «OfficeFile» [Elektronnyy resurs]. – 2012.
6. Egorova A.A. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Dinamika razvitiya prikladnyh napravleniy menedzhmenta. // Transportnoe delo Rossii. − 2019. − № 4. − S. 11−16.
7. Zayvert L. Vashe vremya v vashih rukah: sovety delovym lyudyam kak effektivno ispol'zovat' rabochee vremya. – Moskva: Interekspert, 1995. – 208 s.
8. Zaharenko G.V. Taym-menedzhment. – Sankt-Peterburg: Piter, 2004. – 128 s.
9. Kalinin S.I. Taym-menedzhment: praktikum po upravleniyu vremenem. – Sankt-Peterburg: Rech', 2006. − 341 s.
10. Kerzhencev P.M. Bor'ba za vremya [Tekst] / [Predisl. kand. ekon. nauk I. A. Slepova]. − Moskva: Ekonomika, 1965. − 111 s.
11. Kinan K. Upravlenie vremenem. – Moskva: Eksmo, 2006. – 80 s.
12. Kovi S.R. Sem' navykov vysokoeffektivnyh lyudey: Moschnye instrumenty razvitiya. / Stiven R. Kovi. − Moskva: Al'pina Pablisher, 2012. − 374 s.
13. Litvak D. Upravlenie rabochim vremenem: kak rukovoditelyu nauchit'sya vse uspevat' / D. Litvak. // General'nyy direktor. Personal'nyy zhurnal rukovoditelya. [Elektronnyy resurs]. – 2015.
14. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Petrov V.S., Tebekin A.V., Horeva A.V. Trendy transformacii menedzhmenta v postkoronavirusnyy period razvitiya ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 4. − S. 77−87.
15. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Analiz napravleniy sovershenstvovaniya sovremennyh tehnologiy upravleniya pri razvitii prikladnogo menedzhmenta. // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. − 2019. − № 4. − S. 147−159.
16. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Problemy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii na ishode pervoy volny pandemii koronavirusa. // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. − 2020. − № 3. − S. 7−15.
17. Potapov S.V. Kak upravlyat' vremenem (Taym-menedzhment) / S. Potapov. – Moskva: Eksmo, 2007. – 160 s.
18. Taym-menedzhment [Tekst]: polnyy kurs: uchebnoe posobie / Gleb Arhangel'skiy [i dr.]; pod red. G. A. Arhangel'skogo. - Moskva: Al'pina Pablisher, 2012. − 310 s.
19. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2020. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).
20. Tebekin A.V. O glubine krizisa 2020-go goda dlya mirovoy i nacional'noy ekonomik i putyah vyhoda iz nego. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 2. − S. 52-71.
21. Tebekin A.V. Rol' shkoly administrativnogo (klassicheskogo) upravleniya v razvitii sovremennogo menedzhmenta. // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. − 2018. − № 2. − S. 169-177.
22. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta. A.V. Tebekin. − Moskva, 2016. Ser. Bakalavriat.
23. Tebekin A.V., Shafirov V.G. Harakteristika taym-menedzhmenta kak effektivnoy podsistemy upravleniya social'no-ekonomicheskimi sistemami. // Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 3. − № 1. − S. 33−47.
24. Titova D.V. Ispol'zovanie taym-menedzhmenta v upravlencheskoy deyatel'nosti rukovoditeley biznes-organizaciy// Sovremennye tehnologii upravleniya. ISSN 2226-9339. №2 (92). Nomer stat'i: 9201. Data publikacii: 2020-05-01. Rezhim dostupa: https://sovman.ru/article/9201/
25. Federal'nyy zakon ot 8 dekabrya 2020 g. N 407-FZ "O vnesenii izmeneniy v Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federacii v chasti regulirovaniya distancionnoy (udalennoy) raboty i vremennogo perevoda rabotnika na distancionnuyu (udalennuyu) rabotu po iniciative rabotodatelya v isklyuchitel'nyh sluchayah".
26. Yager D. Tvorcheskoe upravlenie vremenem v novom veke. – Moskva: Al'pina-pablisher, 2005. – 174 s.