Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Проанализированы возможности использования технологии тайм-менеджмента Стивена Кови, направленные на определение соотношения круга влияния и круга забот, применительно к управлению деятельностью не отдельного человека, а предприятием в период преодоления глобального экономического кризиса 2020-х годов. Продемонстрированы этапы вероятного изменения подходов к деятельности компаний в системе координат «реактивный подход – проактивный подход» технологии тайм-менеджмента С. Кови по мере преодоления текущего экономического кризиса. Дана оценка ожидаемых результатов деятельности компаний при использовании технологии тайм-менеджмента С. Кови, связанной с определением круга влияния и круга забот.
анализ возможностей, использование технологий, определение круга влияния и круга забот, С. Кови, тайм-менеджмент, управление предприятием, период преодоления экономического кризиса
Введение
Глобальный мировой экономический кризис, начавшийся в 2020-м году, который по авторским оценкам будет затяжным и продлится несколько лет [20], существенно изменил подходы к управлению предприятиями и организациями как социально-экономическими системами [14]. В частности, в условиях пандемии COVID-19 многие руководители предприятий и организаций в интересах обеспечения безопасности были вынуждены перевести большинство своих сотрудников на удаленный режим работы [25].
Наложив множество ограничений на трудовую деятельность человека в различных сферах деятельности, пандемия коронавируса вынудила предприятия и организации идти по пути поиска резервов в обеспечении эффективности своей деятельности (или как минимум выживания), сформулированного еще в рамках концепции административного управления А. Файолем [21]. Одним из таких универсальных резервов явилось перераспределение ресурса времени и изменение подходов к его использованию как отдельными сотрудниками, так и трудовыми коллективами предприятий и организаций.
В этой связи представляет интерес рассмотрение новых возможностей использования технологий тайм-менеджмента, раскрывшихся в коронавирусный период.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является анализ возможностей использования технологии тайм-менеджмента Стивена Кови, направленной на определение соотношения круга влияния и круга забот, применительно к управлению деятельностью не отдельного человека, применительно к управлению предприятием в период преодоления глобального экономического кризиса 2020-х годов.
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили известные научные работы по использованию технологий тайм-менеджмента в управлении предприятием в современных условиях таких авторов, как Адамс Б. [2], Анисинкова Е.Б., Сидорова Н.А. [3], Архангельский Г.А., Бехтерев С.В., Лукашенко М.А., Телегина Т.В. [18], Горлов Д.М., Коваленко Л.В. [4], Долгов М., Пустырникова Ю. [5], Зайверт Л. [7], Захаренко Г.В. [8], Калинин С.И. [9], Керженцев П.М. [10], Кинан К. [11], Кови С. [12], Литвак Д. [13], Потапов С.В. [17], Титова Д.В. [24], Ягер Д. [26] и др.
Методическую базу исследований составили также авторские наработки по теме, получившие отражение в трудах [6, 14, 15, 22, 23].
Основное содержание исследований
Ранее проведенные исследования [14] показали, что пандемия коронавируса, распространившаяся во всем мире, существенно изменила систему ценностей как для отдельно взятого человека, так и для организаций людей (предприятий, компаний, холдингов и т.д.).
Так, в системе ценностей индивида в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу [1] (рис. 1), большую значимость приобрела потребность в безопасности физической (потребность в сохранении здоровья), которую в период пандемии стало трудно сочетать с потребностью в экономической стабильности [16].
В системе ценностей организации в соответствии с моделью McKinsey 7S (рис. 2) также произошли изменения, обусловленные изменениями в условиях пандемии стратегии развития, системы управления, нередко структуры организации и т.д.
Если исходить из мягких изменений, произошедших в большинстве организаций в период пандемии COVD-19, то следует обратить внимание, в первую очередь, на изменение системы ценностей организации [14], повлекшей за собой изменения стиля взаимоотношений, состава персонала (отчасти) и, безусловно, суммы навыков, которыми должны обладать сотрудники.
Требуемые изменения этих навыков вынужденно были связаны с необходимостью перераспределения ресурсов времени, выделяемых на выполнение производственных функций, задач, операций и т.д. В связи с чем целесообразно проанализировать новые возможности использования технологий тайм-менеджмента [23], представленных на рис. 3, в управлении предприятием в посткоронавирусный период развития экономики в интересах повышения эффективности их функционирования.
Рассматривая технологию определения круга влияния и круга забот С. Кови [12] (рис. 3), необходимо отметить, что как на отдельного человека, так и на организацию людей непрерывно влияет множество изменяющихся внешних факторов, реакция на которые изменяет в той или иной мере характер жизнедеятельности человека (организации людей).
Степень активности подобной реакции человека (организации людей) на множество изменяющихся внешних факторов может очень сильно варьировать – от абсолютной пассивности («плыть по течению») до выработки активной позиции, направленной на изменение (в том числе радикальное) характера жизнедеятельности.
Стивен Кови в своих исследованиях дает бинарное деление реакции индивида на множество изменяющихся факторов (подхода к своей жизни) через соотношение круга влияния и круга забот (рис. 4).
Если говорить о реакции на множество изменяющихся факторов через соотношение круга влияния и круга забот не индивида (рис. 4), а организации людей (компании, предприятия, фирмы), то следует признать, что в период начала текущего экономического кризиса большинство компаний приняли реактивный подход, понимая всю сложность экономической ситуации, исходя не только из недостаточного количества ресурсов для развития, но и исходя из отсутствия четкого понимания прогнозных перспектив своего развития.
Поэтому следует ожидать, что по мере преодоления текущего мирового экономического кризиса организации людей (компаний) в соответствии с технологией тайм-менеджмента С. Кови в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» распределятся в последовательности, представленной в табл. 1.
Таблица 1
Динамика переходов компаний в соответствии с технологией тайм-менеджмента С. Кови в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» по мере преодоления текущего мирового экономического кризиса
№ |
Этап преодоления кризиса |
Выделяемый тип компаний |
Характеристика поведения компании |
1 |
Начало глобального кризиса |
Компании − приверженцы стабильного подхода |
Компании, сделавшие ставку на поддержание стабильности (не изменяющие свое поведение) в условиях кризиса в надежде успешного его преодоления |
2 |
Достижение глобальным кризисом максимальных масштабов |
Компании, избравшие реактивный подход к деятельности |
Компании, принявшие обоснованное решение о временном сокращении масштабов деятельности до момента преодоления глубокого кризиса |
3 |
Появление первых кажущихся (неочевидных) признаков начала преодоления глобального кризиса |
Компании – лидеры, потерпевшие неудачу
|
Компании, первыми рискнувшие осуществить переход от реактивного подхода к деятельности к проактивному подходу, но потерпевшие при этом фиаско (вплоть до исчезновения через банкротство) |
4 |
Появление первых явных (объективных) признаков начала преодоления глобального кризиса |
Компании – успешные лидеры
|
Компании-пионеры, первыми успешно осуществляющие переход от реактивного подхода к деятельности к проактивному, и получившие в результате максимальные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка |
5 |
Интенсификация процессов преодоления глобального кризиса |
Компании − ранние последователи |
Компании, первыми перенявшие успешный опыт перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному у компаний-пионеров (реципиенты), и получившие в результате значительные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка |
6 |
Объективный рост экономики после преодоления кризиса |
Компании, составляющие большинство |
Компании, перенявшие успешный опыт перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному у компаний-реципиентов и, по сути, успевшие получить определенные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка |
7 |
Замедление темпов роста экономики |
Отстающие компании |
Компании, поздно осознавшие необходимость перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному, попытавшиеся перенять такой успешный опыт у компаний, составляющих большинство, но не получившие (в силу своей инерционности) конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка |
Как свидетельствуют результаты исследования динамики переходов компаний в соответствии с технологией тайм-менеджмента С. Кови, в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» по мере преодоления текущего мирового экономического кризиса, представленные в табл. 1, указанные переходы имеют высокую степень подобия с динамическим распределением реакции на рыночные изменения участников инновационного процесса: «пионеры-ранние реципиенты-большинство-отстающие» [14].
Обсуждение результатов исследования
Таким образом, рассмотрение технологии определения круга влияния и круга забот С. Кови показало, как на отдельного человека, так и на организацию людей непрерывно влияет множество изменяющихся внешних факторов, реакция на которые изменяет в той или иной мере характер жизнедеятельности человека (организации людей). При этом степень активности подобной реакции человека (организации людей) на множество изменяющихся внешних факторов может очень сильно варьировать – от абсолютной пассивности («плыть по течению») до выработки активной позиции, направленной на изменение (в том числе радикальное) характера жизнедеятельности.
Рассматривая реакцию компаний на множество изменяющихся факторов через соотношение круга влияния и круга забот, необходимо отметить, что в период начала текущего экономического кризиса большинство компаний приняли реактивный подход, понимая всю сложность экономической ситуации, исходя не только из недостаточного количества ресурсов для развития, но и исходя из отсутствия четкого понимания прогнозных перспектив своего развития.
В целом, проведенные исследования показывают, что в динамике − по мере преодоления текущего мирового экономического кризиса организации людей (компаний) в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» распределятся следующим образом:
- на этапе начала глобального кризиса доминируют компании − приверженцы стабильного подхода. Фактически это компании, сделавшие ставку на поддержание стабильности (не изменяющие свое поведение) в условиях кризиса в надежде успешного его преодоления;
- на этапе достижения глобальным кризисом максимальных масштабов начинают доминировать компании, избравшие реактивный подход к деятельности. Фактически это компании, принявшие обоснованное решение о временном сокращении масштабов деятельности до момента преодоления глубокого кризиса;
- на этапе появления первых кажущихся (неочевидных) признаков начала преодоления глобального кризиса появляются компании – лидеры, первыми рискнувшие осуществить переход от реактивного подхода к деятельности к проактивному подходу, но потерпевшие при этом неудачу-фиаско (вплоть до исчезновения через банкротство);
- на этапе проявления первых явных (объективных) признаков начала преодоления глобального кризиса появляются компании – успешные лидеры. Это компании-пионеры, первыми успешно осуществляющие переход от реактивного подхода к деятельности к проактивному, и получившие в результате максимальные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка;
- на этапе интенсификации процессов преодоления глобального кризиса появляются компании − ранние последователи. Это компании, первыми перенявшие успешный опыт перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному у компаний-пионеров (реципиенты), и получившие в результате значительные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка;
- на этапе возникновения объективного роста экономики после преодоления кризиса проявляются компании, составляющие большинство. Это компании, перенявшие успешный опыт перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному у компаний-реципиентов и, по сути, успевшие получить определенные конкурентные преимущества перед другими участниками рынка;
- на этапе замедления темпов роста экономики существенно выделяются отстающие компании. Фактически это компании, поздно осознавшие необходимость перехода от реактивного подхода к деятельности к проактивному. Они пытаются перенять успешный опыт перехода у компаний, составляющих большинство, но не получают (в силу своей инерционности) конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка.
В целом, результаты исследования динамики переходов компаний в соответствии с технологией тайм-менеджмента С. Кови в системе координат «реактивный подход к деятельности – проактивный подход к деятельности» продемонстрировали, что в рамках преодоления мирового экономического кризиса 2020-х годов указанные переходы имеют высокую степень подобия с динамическим распределением реакции на рыночные изменения участников инновационного процесса: «пионеры-ранние реципиенты-большинство-отстающие».
1. Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
2. Адамс Б. Время: секреты управления. – Москва: АСТ Астрель, 2004. – 304 с.
3. Анисинкова Е.Б. Тайм-менеджмент / Е. Б. Анисинкова, Н. А. Сидорова. – Mосква: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 112 с.
4. Горлов Д.М., Коваленко Л.В. Использование технологий тайм-менеджмента в деятельности современного руководителя. // Вестник академии знаний. − №36(1). − 2020. − С. 68−71.
5. Долгов М. Тайм-менеджмент / М. Долгов, Ю. Пустынникова. // Журнал индустрии офисных товаров «OfficeFile» [Электронный ресурс]. – 2012.
6. Егорова А.А. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Динамика развития прикладных направлений менеджмента. // Транспортное дело России. − 2019. − № 4. − С. 11−16.
7. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках: советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время. – Москва: Интэрэксперт, 1995. – 208 с.
8. Захаренко Г.В. Тайм-менеджмент. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 128 с.
9. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. − 341 с.
10. Керженцев П.М. Борьба за время [Текст] / [Предисл. канд. экон. наук И. А. Слепова]. − Москва: Экономика, 1965. − 111 с.
11. Кинан К. Управление временем. – Москва: Эксмо, 2006. – 80 с.
12. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития. / Стивен Р. Кови. − Москва: Альпина Паблишер, 2012. − 374 с.
13. Литвак Д. Управление рабочим временем: как руководителю научиться все успевать / Д. Литвак. // Генеральный директор. Персональный журнал руководителя. [Электронный ресурс]. – 2015.
14. Митропольская-Родионова Н.В., Петров В.С., Тебекин А.В., Хорева А.В. Тренды трансформации менеджмента в посткоронавирусный период развития экономики. // Транспортное дело России. − 2020. − № 4. − С. 77−87.
15. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Анализ направлений совершенствования современных технологий управления при развитии прикладного менеджмента. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2019. − № 4. − С. 147−159.
16. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Проблемы экономической безопасности России на исходе первой волны пандемии коронавируса. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2020. − № 3. − С. 7−15.
17. Потапов С.В. Как управлять временем (Тайм-менеджмент) / С. Потапов. – Москва: Эксмо, 2007. – 160 с.
18. Тайм-менеджмент [Текст]: полный курс: учебное пособие / Глеб Архангельский [и др.]; под ред. Г. А. Архангельского. - Москва: Альпина Паблишер, 2012. − 310 с.
19. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров / Москва, 2020. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).
20. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода из него. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 2. − С. 52-71.
21. Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2018. − № 2. − С. 169-177.
22. Тебекин А.В. Теория менеджмента. А.В. Тебекин. − Москва, 2016. Сер. Бакалавриат.
23. Тебекин А.В., Шафиров В.Г. Характеристика тайм-менеджмента как эффективной подсистемы управления социально-экономическими системами. // Журнал социологических исследований. − 2018. − Т. 3. − № 1. − С. 33−47.
24. Титова Д.В. Использование тайм-менеджмента в управленческой деятельности руководителей бизнес-организаций// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. №2 (92). Номер статьи: 9201. Дата публикации: 2020-05-01. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9201/
25. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях".
26. Ягер Д. Творческое управление временем в новом веке. – Москва: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.