CREATING IMAGES IN POLITICAL DISCOURSE: POLITICAL LEADERS AND POLITICAL EVENTS IN SUGGESTIVE LIMELIGHT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article focuses on specific features of communication in political discourse, particularly on creating an image of a politician by linguistic and psychological means. The authors’ hypothesis takes into account the aesthetic impact of speeches of political leaders — the material that serves as the basis revealing its suggestive potential. The latter may be subjected to further analysis in terms of linguistic and assessment criteria.

Keywords:
communication, political discourse, mediatext, political portrait, suggestive impact, suggestive potential, conformism, modality, cognitive metaphor.
Text

Гуманитарное исследование новейшего времени, независимо от его конкретной академической направленности, все чаще обращается к изучению антропоцентрических характеристик, выявляемых материалом, который представляет интерес для частично пересекающихся пограничных полей академического интереса, таких как лингвистика и психология, история и экономика, культурология и право, теория коммуникации и др. В современных условиях «деятельность общества... и индивидов во многом определяется получением, обработкой и осмыслением огромного объема информации», влияющей как на жизнь всего общества, так и на жизнь каждого конкретного индивида, при этом «важную, а порой и определяющую, роль в жизни общества играет социальная коммуникация» [5, с. 5]. В ходе последней формируется имидж как отдельных индивидов, так и социальных групп. Имиджевую коммуникацию можно рассматривать как взаимосвязь между личностью и обществом (или группой) для обмена информацией с целью формирования необходимых представлений и регуляции общественного мнения [6].

Имиджевая коммуникация типична для политического дискурса, понимаемого как совокупность дискурсивных практик, идентифицирующих участников политического дискурса как таковых или формирующих конкретную тематику политической коммуникации [1]. Материалы политического дискурса, многие из которых представлены видео-вербальными медиатекстами (М.В. Вербицкая, 2008; Т.Г. Добросклонская, 2008; Г.Г. Почепцов, 2008), имеют целый ряд функциональных особенностей, определяемых характеристиками регистра, и рассматриваются политической лингвистикой как направление современных лингвистических исследований в работах последних лет В.Н. Базылева (2005), Э.В. Будаева (2006), М.Р. Желтухиной (2007), А.П. Чудинова (2007), Е.И. Шейгал (2004).

Политическая лингвистика не обходит вниманием проблему отражения материалами политического дискурса присущих политическим деятелям индивидуализирующих черт личностного характера, многие из которых могут расцениваться как маркеры типизированного представления персонажа (политика, общественного деятеля) в видео-вербальных материалах, создаваемых и распространяемых средствами массовой информации. В настоящее время можно констатировать, что как обобщенно-типические, так и индивидуально-личностные характеристики того или иного информанта (политика, общественного деятеля) лежат в основе формирования его политического портрета как текста, обладающего определенными жанровыми особенностями [1, с. 174–175].

References

1. Agapkin N.V. Funktsional'nye osobennosti angloyazychnogo politicheskogo portreta kak mediateksta: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.04. M., 2012.

2. Anisimova A.A. Rol' metafory v strukture politicheskogo diskursa. III Mezhdunarodnye Boduenovskie chteniya: I.A. Boduen de Kurtene i sovremennye problemy teoreticheskogo i prikladnogo yazykoznaniya. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2006. T. 1. C. 42–44.

3. Baranov A.N. Russkaya politicheskaya metafora. M., 1991.

4. Borisov A. Roskosh' chelovecheskogo obshcheniya. M.: RISC, 1998.

5. Goykhman O.Ya. Kommunikativistika v sovremennom obshchestve. NIR: Sovremennaya kommunikativistika. 2012. № 1. S. 5.

6. Gorchakova V.G. Sem' zakonov imidzhevoy kommunikatsii. Marketing v Rossii i za rubezhom. 2009. № 2. URL: http://www.dis.ru/library/detail.php?ID=26462

7. Zheltukhina M.R. Mass-medial'naya kommunikatsiya: yazykovoe soznanie — vozdeystvie — suggestivnost'. Yazyk, soznanie, kommunikatsiya. M.: MAKS Press, 2003.

8. Kozhevnikova N.A., Petrova Z.Yu. Materialy k slovaryu metafor i sravneniy russkoy literatury XIX–XX vv. M.: Yazyki russkoy kul'tury, 2000

9. Lakoff Dzh. Kognitivnaya semantika. Yazyk i intellekt. M., 1995. S. 143–184.

10. Makiavelli N. Zhizneopisanie. Mirovozzrenie. Tsitaty. Za 60 minut. M.: Vektor, 2006.

11. Moskovichi S. Vek tolp. Istoricheskiy traktat po psikhologii mass. M.: Tsentr psikhologii i psikhoterapii, 1996.

12. Pocheptsov G.G. Teoriya kommunikatsii. M.: SmartBuk, 2009.

13. Entsiklopedii & slovari. Slovar' inostrannykh slov / URL: www.enc-dic.com

14. Yudanova E.T. Suggestivnaya funktsiya yazykovykh sredstv angloyazychnogo politicheskogo diskursa: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.04: SPb., 2003.

15. Yakovleva E.V. Kommunikativnaya lingvodidaktika: ot lingvisticheskoy inzhenerii k lingvisticheskoy kompetentsii. NIR: Sovremennaya kommunikativistika. 2012. № 1. S. 31.

16. Shostrom E.L. Man, the manipulator: The inner journey from manipulation to actualization. Nashville, TN: Abingdon, 1967 / Per. izd. M.: Aprel'-Press, Psikhoterapiya, 2008.

Login or Create
* Forgot password?