О СУГГЕСТИВНОЙ ОКРАСКЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Внимание авторов статьи сосредоточено на особенностях коммуникации в политическом дискурсе, в частности, на проблеме создания имиджа политика средствами лингвистики и психологии. В статье обосновывается гипотеза наличия у текстов речей политических деятелей выраженной эстетической направленности суггестивного компонента содержательно-смыслового оформления, который поддается анализу в терминах объективно существующих лингвистических категорий и критериев оценки.

Ключевые слова:
коммуникация, политический дискурс, медиатекст, политический портрет, суггестивное воздействие, суггестивный потенциал, конформизм, модальность, когнитивная метафора.
Текст

Гуманитарное исследование новейшего времени, независимо от его конкретной академической направленности, все чаще обращается к изучению антропоцентрических характеристик, выявляемых материалом, который представляет интерес для частично пересекающихся пограничных полей академического интереса, таких как лингвистика и психология, история и экономика, культурология и право, теория коммуникации и др. В современных условиях «деятельность общества... и индивидов во многом определяется получением, обработкой и осмыслением огромного объема информации», влияющей как на жизнь всего общества, так и на жизнь каждого конкретного индивида, при этом «важную, а порой и определяющую, роль в жизни общества играет социальная коммуникация» [5, с. 5]. В ходе последней формируется имидж как отдельных индивидов, так и социальных групп. Имиджевую коммуникацию можно рассматривать как взаимосвязь между личностью и обществом (или группой) для обмена информацией с целью формирования необходимых представлений и регуляции общественного мнения [6].

Имиджевая коммуникация типична для политического дискурса, понимаемого как совокупность дискурсивных практик, идентифицирующих участников политического дискурса как таковых или формирующих конкретную тематику политической коммуникации [1]. Материалы политического дискурса, многие из которых представлены видео-вербальными медиатекстами (М.В. Вербицкая, 2008; Т.Г. Добросклонская, 2008; Г.Г. Почепцов, 2008), имеют целый ряд функциональных особенностей, определяемых характеристиками регистра, и рассматриваются политической лингвистикой как направление современных лингвистических исследований в работах последних лет В.Н. Базылева (2005), Э.В. Будаева (2006), М.Р. Желтухиной (2007), А.П. Чудинова (2007), Е.И. Шейгал (2004).

Политическая лингвистика не обходит вниманием проблему отражения материалами политического дискурса присущих политическим деятелям индивидуализирующих черт личностного характера, многие из которых могут расцениваться как маркеры типизированного представления персонажа (политика, общественного деятеля) в видео-вербальных материалах, создаваемых и распространяемых средствами массовой информации. В настоящее время можно констатировать, что как обобщенно-типические, так и индивидуально-личностные характеристики того или иного информанта (политика, общественного деятеля) лежат в основе формирования его политического портрета как текста, обладающего определенными жанровыми особенностями [1, с. 174–175].

Список литературы

1. Агапкин Н.В. Функциональные особенности англоязычного политического портрета как медиатекста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2012.

2. Анисимова А.А. Роль метафоры в структуре политического дискурса // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. Т. 1. C. 42–44.

3. Баранов А.Н. Русская политическая метафора. М., 1991.

4. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М.: RISC, 1998.

5. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе // НИР: Современная коммуникативистика. 2012. № 1. С. 5.

6. Горчакова В.Г. Семь законов имиджевой коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 2. URL: http://www.dis.ru/library/detail.php?ID=26462

7. Желтухина М.Р. Масс-медиальная коммуникация: языковое сознание — воздействие — суггестивность // Язык, сознание, коммуникация. М.: МАКС Пресс, 2003.

8. Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX–XX вв. М.: Языки русской культуры, 2000

9. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М., 1995. С. 143–184.

10. Макиавелли Н. Жизнеописание. Мировоззрение. Цитаты. За 60 минут. М.: Вектор, 2006.

11. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.

12. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: СмартБук, 2009.

13. Энциклопедии & словари. Словарь иностранных слов / URL: www.enc-dic.com

14. Юданова Е.Т. Суггестивная функция языковых средств англоязычного политического дискурса: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04: СПб., 2003.

15. Яковлева Е.В. Коммуникативная лингводидактика: от лингвистической инженерии к лингвистической компетенции // НИР: Современная коммуникативистика. 2012. № 1. С. 31.

16. Shostrom E.L. Man, the manipulator: The inner journey from manipulation to actualization. Nashville, TN: Abingdon, 1967 / Пер. изд. М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?